Путь змея на скале

Ольга Розыева
Так же и Соломон мудрец говорил: "Три вещи кажутся трудными для ума моего, а четвертая непостижимой: След орла в небе, путь змеи на скале, след корабля в море  и путь мужчины к сердцу женщины*".
К вопросу об амазонках. Как доказательство существования(местожительство и места действия) амазонок и именно в Средней Азии  приводится сочинение Диодора из его «Исторической библиотеки»  об Александре Македонском.
«… в области Гиркания ( Горган, Гурген?) к Александру прибыла царица амазонок Фалестрида(?). Она  отличалась красотой и физической силой и славилась у земляков своим мужеством. Оставив свое войско(?) у границ Гиркании, она прибыла с 300 амазонок в воинском вооружении*. Царь, изумленный необычным явлением и достойным видом женщины, спросил Фалестриду, чего ей надобно. Она отвечала, что желает иметь ребенка: он превзошел всех мужчин своими подвигами, она же выделяется среди женщин силой и мужеством; дитя, рожденное от родителей, которые превосходят прочих людей**, конечно, будет первым в мире по доблести. Александр пришел в восторг, приняв царицу и проведя с ней 30 дней, отпустил домой с богатыми дарами***».

*И все-таки мне больше  верится и  нравится версия  «появления» амазонок предложенная  И. Ефремовым  в книге «Таис Афинская».
**   «людей» -  странно, что «подзабыта»,  так долго и старательно лелеянная самим
Александром и навязываемая им окружающим,  версия о его божественном происхождении ( по линии бога Амон-Ра).
*** И с главным, и самым важным – ребенком! (30 дней достаточный срок, чтобы убедиться, что дело сделано). Но куда делся столь важный и небезопасный (для соратников-наследников Александра, поделивших его империю между собой после  его смерти) «груз»???
300 вооруженных солдат, пусть даже женщин, большая сила ( подвиг 300 спартанцев остался в памяти в веках), да еще и «войско» у границы (чьей и какой?). Как такая достаточно внушительная  военизированная масса людей незаметно! и неизвестно откуда-то! прибыла, а затем и отбыла, опять же в неизвестном направлении? Просто растворилась в пространстве и  времени.  В течение 30 дней, ни один из приближенных Александра не удосужился узнать ни о каких подробностях, связанных с этим весьма загадочным явлением.
Наличие царственного ( даже  по матери) наследника – претендента на власть в будущем, да еще при поддержке  воинственной мамочки и военизированного государства, не взволновало, не испугало и не возмутило никого. И верим Плутарху, который уверяя, что легенда об амазонках – выдумка, приводил высказывание Лисимаха(одного из приближенных царя Александра). Когда Онесикрит читал Лисимаху  отрывок из своей книги о прибытии царицы амазонок, тот спросил с усмешкой у сочинителя: «А где же я был тогда?».

Зачем нужна была легенда об амазонках? Версия для оправдания пожара в Персеполе – на мой взгляд, мелковата. Стандартная отговорка: Победителей не судят – хорошо работала и в данном случае. Тем более, что сами персы создали впоследствии легенду об очищающем огне (не противоречащую зороастризму), который  якобы и  поглотил погрязший в пороках(?) город.
Жизнь и, практически, все действия Ал. Македонского преподносились (с его ведома, и при его непосредственном редактировании обязательно) как чудесные, вернее и более предпочтительнее – как  божества. Это хорошая помощь в решении многих проблем* в т.ч. и  при взаимоотношениях  с окружающими: друзьями, единомышленниками, подчиненными, врагами. Жизнеописание? Ал. Македонского хрестоматийно; его учителя великие и не очень, ученые, философы, воины, друзья с детства и примкнувшие, после поразительных побед, любимые женщины и наследники, созданной им империи – все это неоднократно описано, не буду повторяться.
Жестокий   захватчик\покоритель  или все-таки «сын Божий», получающий желаемое по праву. Что такое война –  частный случай покорения пространства. Т.е. математически:  длина, ширина, высота\глубина – уже находятся в его подчинении (создана достаточно обширная империя). Четвертое измерение – вектор времени, тоже освоен ( Александру только  около тридцати с небольшим, а он УЖЕ владеет половиной мира). И  вот он  пятый элемент – не постижимая, не поддающаяся рассудку, труднодоступная, но столь вожделенная -  власть над женщиной***.  Над женщиной свободной, не зависимой, не покорной,  но побежденной (своим пониманием предопределения свыше,   уникальности, превосходства,  именно и только, этого мужчины), и принимающей сложившуюся ситуацию не как насильственное рабство, а как божественную благодать, снизошедшую на нее по милости «сына Божия».  Вот для чего и понадобилось сочинить легенду (встряхнуть старые сведения о матриархате) о «добровольном присоединении» мифического царства амазонок.
*Во времена Соломона жизнь текла более медленно, в сравнении с  последующими веками и столетьями. Вектор времени, возможно, был не так важен, как мысль.
**Я писала об этом в своей работе «Эпос «Гер-Оглы» такой знакомый  или….».
*** Мальчик Александр приобрел жизненный опыт, и мужчина Александр очень хорошо осознал и усвоил урок данный жизнью:  внушение ребенку  понимания, что его  отец  – не его отец,  месть матери царю/мужу/мужчине   за неполноценные (унижающие???)человеческие и  супружеские взаимоотношения.  Александр-воин, прикрывается «щитом Божьего (отцовского) благословения», чтобы получать желаемое, не задумываясь о вопросах достижения цели (в данном случае – завоевание женской благосклонности).  Вариант Цезаря: « Пришел. Увидел. Победил.» - упрощен до неоспоримого:   «Имею желаемое  всегда и по праву свыше».