Антоний Ходурский

Владимир Плотников-Самарский
Грани и кадры


3 октября 1903 – 23 февраля 1972
Народный артист РСФСР (1954).

Всего 11 ролей в кино… Зато каждая – явление на экране и проникновение, можно сказать, западание в память.

Один из самых изящных, величественных и аристократичных наших актеров. Даже по имени чисто римский патриций: Антоний Марцельевич (Великий Антоний - сподвижник Цезаря и любовник Клеопатры. "Благородный" Марцелл-«Меч Рима» сжег Сиракузы совместно с… Архимедом, за что и был покаран Ганнибалом у Канузия)…

Видимо, тут тот случай, когда не должность обязывает, а наоборот – ФИО, и Антоний Ходурский соответствовал. Еще как соответствовал!
 
Если говорить об олицетворении русского дореволюционного актера, то для меня – это его артист императорских театров Константин Романович Орлинский («Огненные версты»).

Талантливый и высокомерный, величавый и забавный, старомодный и благородный, робкий и… отважный. А главное: добрый и учтивый – салонные манеры джентльмена блюдет даже в вагонно-полевых условиях прифронтового раздрая и лихой конно-тачаночной погони.

Понимаю, что пристрастен и наивен, но тут уж вините «впечатлительное отрочество».

Даже не думал, но, оказывается, буквально каждая роль Антония Марцельевича - в душе.
 
Навскидку… Вот «либерально-демократический краснобай» Грассини из «Овода» (1956). Ну, и что что Италия позапрошлого века? В переложении  Ходурского – это едкая сатира, ничуть не теряющая актуальности в теперешнем приложении к лощеным участникам современной бесконечной теле-балабольни, к этим пустым, но «говорящим головам».

Подловатый царедворец граф Нурин («Гусарская баллада») – тоже вневременной тип карьериста и блюдолиза. Комический Гремио («Укрощение строптивой») – воплощенная точность не прописанных, но угаданных шекспировских подтекстов и характеристик.

А как лубочно отделан и хрестоматийно хорош начальник Главка Пастухов («Шофер поневоле», в дуэте с Сергеем Филиповым)! Да, бюрократ, но с тенденцией к исправлению, умеющий слушать, сопереживать и, по большому счету, положительный тип. Это Что-то, это Свое, хотя в плане полярности «среднее» между Огурцовым-Ильинским («Карнавальная ночь») и Нестратовым-Меркурьевым («Верные друзья»).

Его ни с кем не перепутать: черные лукавые глаза, высокая осанистая фигура, гордая посадка головы, буйная грива с прядями царственного серебра.

Антонию Ходурскому органично присущи тонкая ирония, мягкий юмор, но опять же на грани - с уничтожающим сарказмом. Только он всегда очень точно знает допустимую меру, виртуозно дозируя средства самовыражения и обходясь без эксцентрических перехлестов – этой вечной беды даже больших мастеров жанра.

Одно странно: что народного СССР «не достигши». Как иногда объясняли в ту пору: не дотянул до юбилея. Действительно, Антоний Марцельевич до 70-летия чуток не дожил. Но при этом пережил многих «потитулярнее».

Ведь кино-символ русского артиста императорских театров – это Звание. Оно Навсегда!

Из биографии ("Кино-Театр.Ру"):

"Сценическую деятельность начал в 1921 году в Одесском «Театре революционных исканий», где проработал до 1925 года. Затем был актёром Саратовского, Воронежского, Пензенского театров. С 1933 года – в ЦТСА.

Прошёл творческую школу в разных российских театральных городах. 25 лет от роду он играл чеховского Фирса. Его самым ярким воспоминанием за четыре сезона в Одесском театре был эксцентрический дуэт с Леонидом Утёсовым, в котором уже тогда знаменитый певец по условиям игры восседал на горбу гордого своей ношей начинающего актёра.

Режиссёр А.Д. Попов писал о Ходурском: «Это точный актёр. Для него необычайно существенны вопросы внешнего облика, ритма роли, пластики, природы темперамента. Он не может выйти на сцену, если ему не ясно всё. Когда в его образе таится хотя бы одна неизвестная величина, он, будучи по своей природе обаятельным, весёлым, добрым и общительным человеком, становится злым, раздражительным и замкнутым. Тут уж достанется и режиссёру, и партнёрам»".

Другие кинороли: инженер Добров ("Будни 1940), Осип Бабэльмандебский ("Свадьба" 1944), Коломатьяно ("Вихри враждебные" 1953), профессор Тонков ("Искатели" 1956), начальник госпиталя ("Екатерина Воронина" 1957), актер Николай Петрович ("Человек ниоткуда" 1961).