Песни дорог расцветают в душе

Лариса Ишбулатова
 (Путешествие чайников по родным местам)

- Мама, а мы поедем в путеществие?
Дорожная сумка была полна почти до краёв, как и моё терпение — меня сегодня очень часто об этом спрашивали.
Да, конечно, - отвечаю я, осторожно застёгивая замок-молнию.
Летом тянет в дорогу, даже если с момента последнего туристического похода прошло лет двадцать, а из туристического снаряжения осталась только хоба.(Хоба — мудрое изобретение человечества, позволяющее путешественнику не сидеть на голой земле.)
Всех потерявших по разным причинам  былую лёгкость и сноровку утешают нынче автомобильные и автобусные туры по принципу «всё включено», где автомобиль не роскошь, а средство передвижения, а опытный инструктор - друг, товарищ и брат. Моя бесценная подруга Лена, я и двое моих ребятишек Аня — будущая первоклассница, и Глеб одиннадцати лет сидели на чемоданах.
А места нас ждали  красивые : озеро Талкас, водопад Гадельша. У каждого из нас была своя причина чтобы отправиться в путь:  дети открывали для себя новое и неизведанное, осваивали походную романтику, Лена знакомилась с новыми для себя «местами силы», а я ехала на свою «историческую родину» : в этих краях выросла моя мама, пролетели почти все мои школьные и студенческие каникулы, здесь мои дети впервые увидели настоящую корову, живую лошадь, кур, петуха и много интересного. Здесь ждала нас в гости моя бабушка.

   ДЕНЬ ПЕРВЫЙ
Поездка сразу же началась с приключения - выезд отложился часа на два. Выезжали мы ночью, поэтому время ожидания, когда мы играли "в города", полулёжа на дорожных сумках и рюкзаках в первом часу  во дворе своего дома, придали нашей затее дополнительной романтики. Кроме того, мы убедились в твёрдости наших намерений.
Наконец во двор въехал «паркетный» внедорожник, а в нём, наш водитель, экскурсовод и инструктор (короче говоря, мы без него, как без рук) Артур Шамильевич.
    При первом контакте смущал уж очень волевой подбородок и такие же интонации. С именем-отчеством не вязалась щуплая фигура и  молодой возраст. Не по возрасту мудрое выражение глаз. В первые же часы пути выяснилось — всё нормально. За рулём опытный аккуратный водитель, общительный и тактичный человек, весёлый попутчик, строгий инструктор. Был в Индии. Общался с йогами. Уже давно вегетарианец.
В полусне оглядывая из окон ночную трассу, мы попрощались с Уфой и двинулись по Белорецкому тракту. Уже знакомые очертания дороги ночью виделись совсем по-другому. Деревья превращались в причудливых зверей, а скалы — в великанов. Снова ёкнуло сердце на повороте Тёщин язык. Кто ездил, тот знает, что это самый опасный поворот(180 градусов!).
   Прибыли на место, слегка опоздав к рассвету. Озеро Талкас уже отсвечивало золотым. Пёстрые скорлупки палаток виднелись то здесь, то там. Выбрать место для стоянки не так-то просто. Ещё сложнее в выходные. Немного подумав, мы довольно удачно встроились в палаточный городок.
  Озеро живёт своей жизнью, несмотря на обилие желающих на нём отдохнуть. Со дна его вычепывают целебную радоновую грязь(на одном из берегов санаторий «Талкас»). Праздные рыболовы то и дело закидывают удочки, но вода в нём остаётся чистым, а вид величественным. Не портят его обожрашиеся чайки, тяжело летающие над озером и гортанно кричащие над мусорными контейнерами. Не смущают наглые суслики, больше похожие на домашних раскормленных кроликов.
Ощущение спокойствия, глубины, таинственности остаётся, несмотря ни на что.
    Озеро пресноводное, тектонического происхождения, котловина занимает узкую межгорную впадину. Находится у западного склона хребта Ирендык, в 4 километрах в юго-востоку от посёлка (ныне село) Тубинский. На южном берегу располагается деревня Исяново. Северный и южный берега пологие, местами заболоченные, западный и восточный — более крутые. Восточный берег, нередко скалистый, покрыт лесами из ольхи, берёзы, лиственницы, западный раньше был также покрыт лесом, но из-за вырубки постепенно превратился в берёзовое редколесье. Имеет сезонный водоток в реку Шугур — приток Таналыка. В 1978 озеро Талкас объявлено памятником природы.
     Стало припекать, и скоро все, уморенные жарой, полезли в воду. В воде у берега щипались мальки. Умелые пловцы и ныряльщики могут увидеть большую рыбу на глубине. Артур(в походе было разрешено общаться на "ты" и без отчества) нырнул в маске, а мы её только померили...
    Ближе к обеду к нам стала приближаться гроза. Незадолго до этого все попадали спать — сказалась бессонная ночь, дорожная усталость и жара.
Проснулись от грома, ветра. В тяжелеющем свинцовом небе хищно кричали чайки. Тент грозился порваться, палатки мечтали взлететь. Мы спешно спрятались в своих матерчатых жилищах, они  осели. Кто-то считал секунды от молнии до грома, чтобы определить, далеко ли гроза. Кто-то снова спал.
   Потом всё стихло. Ночёвка обещала быть спокойной, да вот только у кого-то на берегу затянулся пикник. Гремела музыка. Напряжение нарастало. Тема разговора сузилась до «Ты меня уважаешь?» и назревал скандал. Урезонил их кто-то из палаточного городка, и мы уснули.
    Свой самый первый приезд на Талкас помню не очень отчётливо.  Родители с друзьями отправились на рыбалку и взяли детей, то есть нас. Нам было лет по семь. Меня поразило, какое оно огромное. Помню, возле камышей берег был топкий, и нас туда не пускали. Помню костер, старую брезентовую палатку, рыбацкую уху, соленую, крепко приправленную перцем, но вкусную.
    Согласно моей  детской этимологии, из-за плохого знания родного языка название «Талкас» я невольно производила от русского слова «толкать», видимо чувствуя в этом  озере какую-то энергию.
По-морскому синее, оно завораживало и, благодаря своему соседству с потухшим вулканом, и правда, было непростым.
 А во времена маминого пионерского детства, говорят, в озере рыба хватала  даже за палец. И пионеры, отдыхающие в лагере на берегу Талкаса во времена маминого детства, любили пугать друг друга страшилками о хозяине озера, крадущем людей.
По одной из версий название произошло  от двух башкирских слов «ива» и «гусь». Издревле на озере много охотились на диких гусей, ивовыми силками. Результат потрясающий — ни ивы по берегам, ни диких гусей — только название. Правда, по сей день здесь водятся чернозобая гагара и турпан, редкие, охраняемые птицы.

ДЕНЬ ВТОРОЙ
     Утром проснулись от не очень громкого, но настойчивого побулькивания. Палатки мелко дрожали на ветру. Вода на озере шла мелкой рябью, как в закипающем котле. Вспомнился вчерашний шум, и завелась спросонья первобытная мысль: «Потревожили Хозяина озера...»
    Отдыхающие, в том числе и вчерашние скандалисты, спешно покидали берег. Вскоре остались мы одни, просто замешкались.Удивительно, но, спровадив шумных отдыхающих, Талкас стал зеркально спокоен. Вскоре мы собрали вещи и попрощались с местом силы. Популярные  эпитеты "младший брат Байкала", "жемчужина Южного Урала" к нему явно не подходили.  Наверное, чтобы открыть его для себя по-настоящему, нужно жить на берегу не один день.
Сегодня наш путь лежал на Гадельшу. Туяляс( Ибрагимовский) — водопад одного из притоков реки  Худолаз( Т;й;л;; ) на восточном склоне хребта Ирендык. Высота над уровнем моря приблизительно 800 метров. Состоит из 3 ступеней. Верхняя ступень высотой 1,2 метра, вторая и третья — по 7 м каждая. Также водопад является самым высоким в Башкортостане. Название «Гадельша» водопад приобрел от близлежащей деревни Гадельша Баймакского района. Деревня носит имя юртового
старшины Гадельши Илишева с 1757 года. У водопада есть и второе название - Туяляс (по-башкирски Т;й;л;;). Туяляс - это небольшая горная река, на притоке которой и находится водопад. Также встречается еще одно название - Ибрагимовский, но историю возникновения его выяснить не удалось, к тому же водопад с таким названием уже есть на реке Урюк. По одной из версий название реки Туяляс происходит от названия древнетюркского племени тёёлес. Но, к сожалению, по вине русских геодезистов и картографов красиво звучащее название реки искажено и переименовано на русский лад в Худолаз, хотя местные башкиры свою реку до сих пор называют по старинке Т;й;л;;. 
 Водопад  привлекает туристов соседних областей и республик. Вблизи находится турбаза.
     В первый раз про водопад слышала от мамы, которая старшеклассницей подрабатывала в тех краях, мыла золото, да так и не сбегала на  Гадельшу посмотреть. Видела его на фотографиях рекламных проспектов, знала, что место хоженное, но идти туда нужно по камням.
    Сто раз езженная туристами грунтовая дорога сохранила красоту, несмотря на многолюдие. Точёные сосновые стволы напоминали колонны — колонны напоминали о храме. Даже автомобиль, видимо, поддавшись этому настроению, ехал как можно деликатнее. Так, наверное, они и уцелели, благодаря своему величию.
Мы вышли из машины. Дорогу к водопаду искать не нужно. Об этом позаботились наши многочисленные предшественники. Нужно идти по красным ленточкам,оставленным на ветвях и стволах деревьев. Прыгая с камня на камень, испытывая кучу неудобств, мы радовались, что до нас не докатилась цивилизация, и на Урале нет подъёмников. Хорошо, что это доступно только тем, кто по-настоящему влюблён в эти места, и что это не стало общедоступным «продуктом» вроде поп-корна.
Говорят, водопад впечатляет особенно по весне, с таянием снега. Набирает силу и могучим потоком воды стремится унести талые воды с гор в степи. Но весна кончается, и буйство водопада стихает. Летом водопад Гадельша становится небольшим ручьем, весело бегущим по камням, с расходом воды всего около 10 литров/сек. Природа в этих местах необычайно красива: скалы, покрытые лесом, само ущелье водопада с гигантскими камнями. Хребет Ирендык представляет собой природный узел, где соприкасаются леса и степи. Высоты хребта достигают пределов 700-900 метров. Самая высокая точка хребта - гора Кузгунташ высотой 987 метров. Ниже по течению речки Туяляс есть еще один водопадик  -   безымянный. Водопад Гадельша является памятником природы с 1965 года.
    Усталые, но довольные, мы возвращались назад. Эту популярную в школьных сочинениях фразу пишу воершенно искренне. После восхождения все мирно задремали в автомобиле и проснулись только у Сибайского карьера. 

Своим рождением Сибай обязан природным богатствам. На Урале люди с древнейших времен добывали медь. Это доказывают раскопки на месте древних городов Аркаим и Таналык, многочисленные медные копи. В Таналыково–Баймакском горнорудном районе, куда входила и территория, где сейчас расположен г. Сибай, завод по выплавке меди и добыче золота был построен в 1913 году.
По легенде начало городу положил простой охотник из деревни Старый Сибай: раскапывая нору куницы, он наткнулся на тяжелую красную глину с блесками пирита. Анализы, сделанные специалистами Южно-Уральского горного акционерного общества, показали, что это бурый железняк со значительным содержанием золота и серебра.
Сибайский карьер – один из самых глубоких в мире. Его глубина – более 500 метров, а диаметр карьера – два километра. Трудно представить весь масштаб этого огромнейшего карьера. Его глубина такова, что даже стоя на краю, не видишь дна колоссальной воронки. По некоторым данным он занимает второе место по величине в Европе и четвертое в мире. Он потрясает и будит фантазию, особенно у детей:
   - Ух, ты! Здесь приземлилась летающая тарелка!
   - Да, нет, она здесь упала, а они её тут искали...
И взрослые были готовы включиться в этот спор, поскольку поверить в земное происхождение этого  было трудно.
   Ещё одно такое рукотворное чудо — Шлаковая гора. Вопрос спорный, является ли она достопримечательностью, ведь это просто отходы производства. Но издали она похожа на почерневшую Египетскую пирамиду.
 После любования индустриальными пейзажами мы отправились на поиски кумыса, и, конечно, нашли. Молодой, но вкусный, совсем непохожий на магазинный «в столицах».
По дороге набрали воды на роднике счастья. Будем счастливыми, точно!
Теперь можно и в Баймак.

    Можно смело говорить, что здесь рождалась большая история Башкортостана. Свидетели тому – многочисленные природные, археологические памятники края Баймак. На территории Баймакского ландшафтного, историко-археологического музея-заповедника «Ирандык» обнаружено одно городище, пять древних стоянок и более двухсот курганов.
Территорию древнего Ирандыка, человек обживал с незапамятных времен. Кочевые племена стали его заселять в эпоху неолита, ранней бронзы, а это три-четыре тысячи лет до нашей эры. Позже на этой земле появились предки тюркского и индоевропейского народов, занимались  они скотводством.   
    В Баймакском районе имеется достаточно много памятников бронзового века. К ним относится Баишевское городище (XVIII-XVI век до н.э.). Оно находится в числе двадцати «стран-городов», которые были обнаружены на Южном Урале. Большая группа курганов «Долина Саков» располагается у реки Большая Ургаза. Также здесь открыты мастерские, где изготавливались каменные орудия труда того времени.
В середине восемнадцатого века на склонах Ирандыкских гор возник Таналыко-Баймакский горнорудный район, ставший одним из башкирских промышленных центров.  После столыпинской аграрной реформы, усиления заводского строительства, здесь резко сократилось поголовье скота и уменьшились пастбищные земли.
Уже с середины XVIII века, с началом строительства медеплавильных заводов (Преображенский и Кананикольский), начинается освоение природных богатств Баймака. Этот край становится сырьевой базой медьзаводов. В то время многие люди из разных уголков нашей страны, даже те, у кого была, ехали в этот край, где с помощью местных рудознавцев геологи открыли около десяти старинных медных копей. Местное население в основном выполняло подсобные работы.
Кроме медных копален, в этом крае начиная с 1837 года, возникли и золотые прииски. Здесь в основном велась разработка россыпного месторождения. Однако к концу девятнадцатого века с полной выработкой россыпного золота начинают разрабатываться основные месторождения золота.
В 20-30 годы Баймак считается в республике одним из центров горнодобывающей промышленности. В этом крае добывается десять процентов золота, двенадцать процентов меди от общего объема добычи драгоценных металлов в нашей стране.
    Сейчас этот город живёт как множество небольших городов со своими делами и проблемами. Для меня он был и остаётся « тёплым» городом.
Городом, где  есть весёлые праздники, где можно обогатить скудные знания о родном языке и крае не из книг.
 Людей в городе не так много, и знают все друг друга наперечёт. Есть кинотеатр, который летом не работает, есть библиотека, куда ходить одно удовольствие. Ветеранов своих они помнят и знают. А они до сих пор устраивают встречи выпускников своих школ и училищ и, конечно, встречи участников Великой Отечественной войны. Не так давно здесь построили дом, где ветераны получили жильё. Свои старые деревянные дома остались для них в качестве дач. Дом так и называют «ветеранский». Туда переехала и моя бабушка.
   Подъезжаем уже, а из приёмника несётся:

Был гениальным человек,
Который выдумал дорогу...

Правильно. И в следующей песне тоже всё точно:

Песни дорог расцветают в душе...