Эволюция пенсионного переворота

Владимир Шакиев
Накопительная часть пенсии будет сокращена до 2%. Таково решение правительства РФ. В стратегии развития пенсионной системы до 2030 года, представленной Президенту страны, предусматривается формирование государственной, корпоративной и добровольной части пенсии.
В 2013-2015 гг. планируется повысить страховой взнос для вредных производств и для самозанятого населения. В 2016 - 2020 гг. создать стимулы для добровольного отчисления на накопления - 2% от зарплаты. В 2030 г. охватить население корпоративным пенсионным страхованием.
Цель пенсионных реформ в РФ - рост пенсии до 40% от уровня зарплаты, то есть до стандарта Международной организации труда. В Германии только пенсия по обязательному страхованию превышает 50% зарплаты, не говоря о добровольном страховании (20% от зарплаты) и личном (2% от зарплаты), отмечает в своей книге «Пенсионная система России: вызовы XXI века и пути модернизации» эксперт по пенсионному обеспечению Валентин Роик.
К каким результатам могут привести новации в российском законодательстве?
В долгосрочной перспективе (2030 г.) повысится существенная нагрузка на корпоративный промышленный бизнес (повышенный взнос на вредные производства и корпоративные пенсии) может привести к стремительному росту цен на его продукцию, то есть перекладыванию социального бремени на население. Многие «газпромовские проекты» - финансирование спортивных мероприятий, футбольных команд - вслед за повышением налога на добычу полезных ископаемых (а его доля вместе с НДС в федеральном бюджете составляет почти 90%) - сказываются на ежегодном повышении цен на газ внутри страны. Получается, что «народная компания» живет за счет народа, и притом неплохо, если говорить о неком «цензе» на входе в Совет директоров и его ежегодном вознаграждении (210 миллионов рублей за прошлый год, то есть каждому члену совета почти по 20 миллионов).
Понятно, что малый бизнес (ООО, ИП) вряд ли сможет гарантировать своему персоналу не то что заоблачные пенсии, но и минимальные. Произойдет переток кадров в крупные компании, хорошо контролируемые со стороны государства и гарантирующие большие средства на избирательные компании и нужный результат на выборах.
Повышение же пенсионных отчислений для самозанятого населения усилит его желание растворится в своей тени или же побудит расстаться со своей бизнес-идеей и перейти на службу в крупную корпорацию.
Стремительное развитие корпоративной экономики негативно скажется на развитии общества. На плаву останутся только управляемые государством корпорации во главе с контролируемыми менеджеры. Ценовые сигналы и уровень зарплат могут стать вновь регулируемыми со стороны государства. Возможность получать хорошие корпоративные пенсии подарит возможность работодателю диктовать условия найма, то есть оплату труда. Кроме этого, возможно, что работодатель согласится перечислять средства на формирование корпоративной пенсии, если аналогичные отчисления будет делать работник.
В итоге работник будет, наряду с работодателем формировать корпоративный инвестиционный фонд, средства которого станут бесплатной кредитной линией для компании. Государство таким образом делится с корпорациями дешевыми финансовыми ресурсами, оставляя за собой 2% накоплений.
Избежать корпоративного влияния работнику будет сложно, малый и средний бизнес вряд ли смогут ему стать конкурентной альтернативой, в том числе и в гарантии выплаты хорошей пенсии.
Государство будет лишь следить, чтобы процесс не вышел из-под контроля. Возможно, в дальнейшем оно сократит до минимума свое участие в выплате пенсий, отдавая инициативу корпорациям и частично в руки населения по ее добровольному формированию. Конечная цель реформ - оставить за собой право выплачивать минимальные пенсии, где-то на уровне прожиточного минимума. Какая только часть населения будет нуждаться в таких пенсиях? Вот реальная цена реформ. Предполагаемый результат - государственный корпоративизм и высокий уровень в стране. Все, конечно же, зависит от того, насколько умеренны или радикальны будут намерения правительства по формированию новой конфигурации пенсионной системы.