Православная и католическая икона. Часть 3 окончан

Тина Гай 2
Но есть католические иконы, которые близки и православным верующим, хотя даже в их изображении есть детали, которые позволяют определить, в какой традиции она писана. Пример – икона «Остробрамская (или «Островоротная»)».  Она находится в католическом храме г. Вильнюса, но, как говорит сказание об этой иконе, она привезена из Византии и, до появления в храме, имела название Корсунская Благовещенская, изображающая Благовещение православного письма, от которой сохранился только фрагмент: Дева Мария, смиренно принимающая Благую весть.


Православный список называется «Умиление Серафимо-Дивеевская». Икона глубоко почитаема во всем православном мире: перед ней молился Серафим Саровский, перед ней же он скончался. Но этот образ не относится к типу «Елеус» («Умиление»), скорее - к акафистному типу. Эта икона («Умиление Серафимо-Дивеевская») является списком с иконы "Остробрамская", которая относится к византийской православной иконописной школе. Но многочисленные реставрации и списки  привнесли в нее много католических элементов, хотя видно, что их основа – православная.


В католическом списке бросается в глаза неправославный жест скрещенных рук: левая лежит поверх правой, как и накладывание креста в католичестве происходит слева направо. В православии крест накладывается справа налево, руки скрещиваются также - правая поверх левой.


Обратим внимание на лики  икон: в католическом списке глаза выпученные, как бы удивленные; в православном – они смиренно прикрыты и весь лик полон вдохновенного смирения. Одеяние Богородицы в католическом списке имеет тройной цвет, как вообще в католической монашеской традиции: поверх белого плата, накидывается черная мантия. В православном варианте – одежда золотая, светящаяся, подчеркивающае достоинство Девы Марии. Нимбы отличаются немногим, но в православном списке он выпуклей, ярче, лучи исходят от головы Богородицы как от солнца.


Существуют и другие иконы, почитаемые в католичестве и в православии, но в основном это те, что имеют  корни в византийской иконописной школе. В настоящее время католические и православные традиции написания икон настолько далеко разошлись, что вряд ли кто-то может их спутать.


Пути разошлись, прежде всего, духовно, что не могло не отразиться и на иконописи.