О доброте, любви и зазеркалье...

Дина Мильнер
 Вопросы в превосходной степени: «а что главное…, а что лучшее…, а что самое любимое, интересное,  яркое…», - многим не нравятся, мол, сложно выбрать... А я их люблю. Никаких сложностей. Может быть, их следует рассматривать ситуативно, относительно какого-то текущего куска жизни? Тогда не придётся перерывать тонны гигабайт памяти, выискивая одно «самое…»

 Вот если бы меня сейчас спросили, какое для тебя одно самое важное качество в человеке,  то я бы ответила, не раздумывая и одним словом: доброта. Вообще–то ,самое главное в человеке (и вообще во всей вселенной) – это любовь, конечно. Но давайте будем реалистами, кто способен на постоянной основе в себе это чувство носить? Я не научилась пока.

 Речь сейчас не о «влюбился, охвачен страстью, хочу-хочу-хочу, дай-дай-дай, будь-будь-будь. Мне плооохо без тебя. Я же тебя люблю!» И не о том, что «Ой, какой чудесный малыш! Чудо-чудо, как я его люблю. Ах ты гад, неблагодарный, куда пошёл?  В самостоятельную жизнь? Без меня?  А ну, стой. Маме плохо одной. Сядь и сиди рядом с мамой. Мама тебя люююбит». И даже не о полноценных и здоровых проявлениях любви, той же материнской, братской, дружеской, эротической…

 Речь о высшем её проявлении, про которое Эрих Фромм хорошо сказал: любовь как состояние, без привязки к конкретному объекту. Состояние любви. Мне не доступно пока это на постоянной основе. А вам? Мне кажется, это - о горстке избранных, среди которых Иисус, Будда, старцы… Есть куда расти.

 Возвращаяь к доброте. С ней тоже как-то дефицитно в современном обществе... Более того, с изумлением отмечала для себя - и не раз – что доброту довольно многие приравнивают к  мягкотелости, слабости. Доброта совсем не в почете. Кроме этого, у многих, особенно у брутальных мужчин, которые, порой, «настоящими»  называются отдельными членами общества, она вообще признак того, что, такой человек, простите за жаргон, - «лох». Вот такое зазеркалье…

 Мне видится, что доброта – как часть личности, характера, образа жизни – настолько базовое, важное и фундаментальное нечто, что важнее, наверное, только любовь (о которой выше).

 Так вот, периодически оглядываясь вокруг,понимаю и чувствую одну вещь – если в человеке есть доброта, то, чтобы он ни делал, ситуативно и в сложные моменты жизни; как бы зол и агрессивен он не становился, в силу каких-то там временных обстоятельств, - он всё равно остается человеком с большой буквы. Ты знаешь, что он – никогда тебя не пнёт и не сделает так  больно, что у тебя искры из глаз посыпятся. С ним хорошо, комфортно и безопасно. К нему тянутся. Он - светлый.  У него нет зависти к другим. У него великая душа. Он способен легко прощать.
 Он пронизан ею настолько, что первое, что о нём говорят хотя бы чуть-чуть наблюдательные люди, - «он - добрый». И это дорогого стоит, если  это первое, что говорят о человеке... Возможно, от доброты до состояния любви – рукой подать?.. Главное, помнить, что это такое. Главное – не отправиться в зазеркалье…


P.S. Почитайте трактат Эриха Фромма «Искусство любить». Это маленькая, тоненькая книжица, но там так много ценного...