Известиада. Поэма. Песнь третья. О корсети

Эдуард Пасютин
ИЗВЕСТИАДА.
Поэма об «Известиях» и известинцах

Песнь вторая. О буфете. http://www.proza.ru/2012/09/29/941

ПЕСНЬ ТРЕТЬЯ. О КОРСЕТИ.

Чего ещё желать в газете,
Какого требовать венца?
Но я попал корсети в сети
И в них остался до конца.
И лучшую в стране корсеть
В своих стихах хочу воспеть.

Собкоры, славные ребята,
Друзья моих минувших дней,
Я вас любил любовью брата,
Сейчас – люблю ещё сильней.
Передо мною ваши лица…
Хочу собкорам поклониться.
Иных, увы, уж нет, а те,
Кто живы, – в бренной нищете.

Вот образ нашего собкора:
Талантлив. Лодырь. В меру пьян…

Изысканный Сергей Цикора*
И балагур Степан Троян*,
Собкоров шумный атаман.

Вукович* – мудрый мэтр из Львова.
Добрейший Комов*. Рядом с ним
Донельзя мнительный Вадим*
Играет молодецки словом.
Талант везде необходим,
Сейчас в Израиле Вадим.

Принципиальный Матуковский*,
Наш белорусский Мудромер*
Вдали от суеты московской
Собкорам подавал пример,
Показывал бойцовский норов
Он, низвергая прокуроров.
Он словно пенис поднимался,
Он словно Феникс возрождался.
А как он с нами водку пил!
Но тут пора умерить пыл.

Легенда корпуса собкоров,
Собкор с сороковых (!) годов,
Наш мудрый аксакал Сурков*
Чурался наших шумных споров.
Его кумиром был Хайям,
Ну где уж тут тягаться нам.

Седой, как лунь, Чемонин* Саша,
Солдат с поволжских берегов,
Он был, как на войне, бесстрашен,
Он страстным словом бил врагов.

Певец Украйны Капелюшный*,
Что к славе был неравнодушный.
И скромник средь сибиряков
Поэт Сибири Щербаков*.

Потомок злых ордынских баев,
Земляк младого Ильича,
Татарин-барин Миндубаев*,
Разивший недругов сплеча.

А рядом с ним – стройна, нежна
Сама грузинская княжна.
И я, собкорова гроза,
Готов воспеть её глаза.

Когда сапёрные лопатки,
Явив советские порядки,
Упали на её народ,
Татьяна* вышла из «Известий»,
Она ушла дорогой чести,
Бесчестью предпочтя развод.

Не затерялся в хороводе
Посланец невских берегов,
Любимец женщин и богов
Тактичный Невельский* Володя.

Мне ясно видится поныне,
Как будто было то вчера:
Умело Димов* делит дыню,
У Овчарова* водка стынет,
Гульба до самого утра.

Законы у ребят простые:
В Москве собкоры – холостые.
В Петрово-Дальнем общий сбор
Мы вспоминаем до сих пор.

У памяти открыты двери,
Не стойте, други, у дверей.
Входи, Олиянчук* Валерий,
Ребятам полные налей.
Опять потрепемся с тобою,
Меня начальством не зови,
И нашей Зое*, милой Зое
Опять признаемся в любви.

От всех собкоровских историй
Нам станет жарко за столом,
Опять с Мацкевичем* поспорим,
Опять с Кондратовым* споём,
Опять Сабирову* нальём.

Была бы песня недопетой,
Предъявлен автору упрёк,
Когда б тебе, Бикмухаметов*,
Не уделил я пары строк.
Но к Магадану, Рафаил,
Ты сам себя приговорил.

Теперь нам ночи стали длинны,
У нас прибавились морщины,
У нас добавилось седин.
Мне грустно без звонков Щербины*,
Пропал куда-то Бородин*.
И я не знаю, что с тобой,
Володя Сбитнев* дорогой.

Я вижу: в «Новой» двое наших
Собкорами и ныне пашут.
Тарасов* Лёша марку держит
И в «Новой» правду-матку режет.
Борис Бронштейн* который год
Сердца людей сатирой жгёт.
И до сегодняшнего дня
Ребята радуют меня.

Мой выбор, может, и случаен,
Но место здесь своё нашли
И графоманистый минчанин*,
И рассудительный Али*.
И наш хабаровский наместник
Боец бесстрашный Боря Резник*.
И добрый друг Гукасов Грант*,
Весёлый малый и талант.

А надо всеми величаво,
Своё сиянье нам даря,
Овеяна ушедшей славой,
Стоит вершина Пушкаря*.

ПРИМЕЧАНИЯ. 3. Песнь о корсети.

Собственные корреспонденты газеты «Известия»:
*Сергей Цикора (Киев),
*Степан Троян (Запорожье, Львов),
*Владимир Вукович (Львов),
*Владимир Комов (Воронеж),
*Вадим Летов (Хабаровск, Свердловск, ныне Екатеринбург, Кишинёв, Ташкент), ныне - живёт в Израиле,
*Николай Матуковский (Минск), драматург, *«Мудромер» – его пьеса;
*Виктор Сурков (Сталинабад, ныне Душанбе),
*Александр Чемонин (Волгоград), фронтовик, участник Сталинградской битвы,
*Леонид Капелюшный (Иркутск, Вильнюс, Одесса),
*Александр Щербаков (Красноярск), поэт,
*Жан Миндубаев (Ульяновск),
* Татьяна Чантурия (Тбилиси), в апреле 1989 года после неоднократных попыток сказать в газете пусть скупую,
но хоть какую-то правду о трагических событиях в Тбилиси и убедившись, что в советской печати это невозможно,
прислала заявление с просьбой освободить её от должности собкора "Известий" по Грузинской ССР.
Это был Поступок, Поступок чести и мужества. Уйдя из журналистики, стала преподавать музыку.

Из статьи известного грузинского журналиста Вадима Анастасиади "Время Гоги":
"Таня Чантурия начинала в "Молодёжке" ("Молодёжь Грузии"), затем была собкором "Комсомолки" ("Комсомольской правды") и "Известий", снималась в главной роли в самом первом фильме тогда ещё начинающего кинорежиссёра Отара Иоселиани "Апрель", да и вообще была редкой умницей и внешне очень хороша собой. После апрельских событий 1989 года, обнаружив, что требования, предъявляемые к ней руководством редакции "Известий", расходятся с её убеждениями, она написала заявление об уходе. И порвала с журналистикой навсегда. В поэме журналиста-известинца Эдуарда Пасютина "Известиада" есть строки, посвящённые Тане:
Когда сапёрные лопатки,
Явив советские порядки,
Упали на её народ,
Татьяна вышла из "Известий",
Она ушла дорогой чести,
Бесчестью предпочтя развод."
http://www.georgians.ru/article.asp?idarticle=633

*Владимир Невельский (Ленинград, ныне Санкт-Петербург),
*Георгий Димов (Ташкент),
*Михаил Овчаров (Саратов, Ярославль),
*Валерий Олиянчук (Ставрополь),
*Зоя Александрова (Барнаул),
*Эдуард Мацкевич (Алма-Ата),
*Эдуард Кондратов (Куйбышев, ныне Самара),
*Альянс Сабиров (Казань),
*Рафаил Бикмухаметов (Уфа, Смоленск, Магадан),
*Георгий Щербина (Челябинск),
*Олег Бородин (Якутск), был народным депутатом СССР,
*Владимир Сбитнев (Иркутск),
*Алексей Тарасов (Красноярск), сейчас собкор «Новой газеты»,
*Борис Бронштейн (Казань), сейчас собкор «Новой газеты»,
*Михаил Шиманский (Минск),
*Али Казиханов (Нальчик),
*Борис Резник (Хабаровск), депутат Государственной Думы России трёх созывов, Секретарь Союза журналистов России,
*Грант Гукасов (Запорожье, Таллин),
*Арнольд Пушкарь (Хабаровск, Тула).


4. ЭПИЛОГ

Я вам пишу. К чему лукавить?
Вниманье ваше возлюбя,
Хотел бы здесь я вам представить
Людей, достойнее себя.
С кем я дружил, кого любил
И с кем в газете счастлив был.

Простите мне мой бедный слог,
Я всех упомянуть не смог.
Простите вашего поэта
За то, что нет звезды во лбу.
Мы вместе делали газету,
Мы вместе делали судьбу.

Я издаю не без опаски
Небрежный плод моих забав –
Быть может, в чём-то я не прав,
Иль кое-где сгустил я краски.
А если даже не сгустил,
Читатель, всё равно – прости.

Мне б написать прямей и злее,
Не облекать строку в туман,
Но горькой правды нам милее
Всеублажающий обман.

Мой труд, – надежда всё же греет, –
Тебе, читатель, будет люб.
Ешё надеюсь, что Сергеев*
Запишет автора в Истклуб*.

Пришли другие времена –
Среди известинцев война,
Среди известинцев грызня,
Но это, братцы, – без меня!

В том никого я не виню,
Но нас скупили на корню.
Хотя свободою мы живы,
Опять газеты стали лживы.
Хотя цензуры нет в помине,
Холуйство правит прессой ныне.

Здесь точку ставить мне пора.
Ушёл двадцатый со двора,
Век двадцать первый на подъёме,
Чужие люди в нашем доме.
И пусть теперь другой поэт
Слагает вирши про буфет.

                (1999 - 2012 гг.)

ПРИМЕЧАНИЯ. 4. Эпилог.
*Станислав Сергеев – известинец-ветеран, ведущий раздела «Исторический клуб «Известий». Редактор-составитель и автор сборников "Известия": страна, события, судьбы..." (М. 2007, 2009, 2012.)

Газета "Известия", в которой мы работали, и нынешние "Известия" - это две совершенно разные газеты. Вот как британский еженедельник «The Economist» в 2009 году охарактеризовал нынешние низкопрофессиональные и  скверноподданнические «Известия»:
…газета, в последние годы проникнутая национализмом, конформизмом и цинизмом.
 (a newspaper which in recent years has exuded nationalism, conformism and cynicism.)


5. Послесловие, которое пишут известинцы.  http://www.proza.ru/2012/11/09/1029