Национальное самоосознание в России в 21 веке

Лимар Максимов
Аналитическая записка на книгу С.И. Сухоноса
«Россия в XXI веке. Проблемы национального самоосознания».
Москва, Издательство «Агар», 1997, ; 187 c, тираж ; 2000 экз.

Книга С.И. Сухоноса представляет значительный интерес не только необычной постановкой исследовательских задач, но и новаторским, синте-тическим подходом к их решению. В книге исследуется системные законо-мерности развития России в контексте логики развития Вселенной и Челове-чества. Предлагаемая в книге концепция развивает подходы таких космистов, как В.И. Вернадский, К.Е. Циолковский, А. Л. Чижевский,  таких историков, как В.О. Ключевский, и таких представителей школы русского системного подхода, как П.Д. Успенский и Л.Н. Гумилёв, а также известного современ-ного американского историка-руссиста и, в известной мере, врага России Р.Пайпса.  В её рамках получен нетривиальный прогноз развития России в XXI веке и III тысячелетии.
Книга включает в себя следующие структурные части и главы, а также основные вопросы в них:
Предисловие.
• Характеристика ресурсного кризиса конца ХХ века, как составной части пятиуровневого системного кризиса человеческой цивилизации.
• Авторский подход к анализу путей выхода России из кризиса.
Часть 1. Перед прорывом в четвёртое измерение.
Глава 1.1. Русский космизм. Двадцать первый век.
• Кризис космологической картины мира.
• Направления эволюции Вселенной и Биосферы Земли.
• Жизнь на земле, место в ней человека и смысл его жизни.
Глава 1.2. На пороге четвёртого измерения.
• Суть одномерности, двухмерности, трёхмерности и четырёх мерно-сти.
• Суть и значение перехода к четырёхмерности.
Глава 1.3. Ренессанс славянской науки.
• Классификация научных событий.
• Циклы развития человеческой цивилизации.
• Возможности прогноза.
Часть 2. Русское дело в XXI веке.
Глава 2.1. Становление.
• Зарождение.
• Развитие.
• Зарождение промышленности в России.
Глава 2.2. Русское Дело в советский период.
• Проблемы индустриализации России.
• Обучение народа Западному Делу методами восточной деспотии.
• Судьба Русского Дела на селе и в городе.
Глава 2.3. «Русское чудо».
• Когда «вернётся» Игорь Тальков?
• Секрет «японского чуда».
• Русский резонанс.
Глава 2.4. Что делать сегодня?
• Анализ ситуации.
• Тактика выживания.
Часть 3. Системное моделирование будущего России в XXI веке.
Глава 3.1. Внешние задачи России в XXI веке.
• Задачи на Востоке.
• Задачи на Западе.
• Топологическая типизация культур.
• Переход 1500 года.
• Особенности перехода в четырёхмерное состояние.
• Топологические схемы в геополитике.
• Геополитический прогноз.
Глава 3.2. Коммунистическая идея в III тысячелетии и проблемы внут-реннего устройства России.
• Тысяча «смертных грехов коммунизма».
• Роль общественных формаций в развитии цивилизаций.
• Системное обоснование необходимости существования формаций.
• Эволюция и формаций.
• Развитие социальных формаций на Востоке и в России.
• Проблемы коммунистической идеологии сегодня.
• Что нас ожидает дальше.
Вместо заключения (эзотерические фантазии).
Автор адресует свою книгу тончайшей прослойке интеллектуалов, ко-торые ищут принципиальные ответы на глобальные ответы сегодняшнего дня не только в опыте прошлого, но и в новых законах развития общества. Эта мизерная часть народа России, по мнению автора, - её единственная надежда на возрождение, хотя она и крайне разобщена.
В России сегодня очередное смутное время. Чем оно закончится?
Окончательной гибелью русской культуры или её расцветом?
И что зависит в этом выборе от нас?
На эти вопросы даёт ответы автор книги ;
руководитель Инновационного центра «Воплощение».
Отвечает оригинально, не предлагая, в отличие от некоторых других авторов, компиляцию  чужих взглядов и теоретических построений.
В предисловии автор рассматривает самые основные черты мирового экономического кризиса и влияние его на Россию. Он предлагает оригиналь-ную концепцию мирового кризиса, развивающегося на пяти уровнях, и свой альтернативный подход к анализу путей выхода России из него.
Автор считает, что Россия попала  одновременно в пять различных тупиков.
Кризис 1-го уровня - это системный кризис централизованной социа-листической экономики и её командно-административного метода управле-ния. То, что пытался перестроить М.С. Горбачёв.
Кризис 2-го уровня - это кризис политического устройства империи СССР, который привёл к развалу Союза и разрыву экономических, политиче-ских и культурных связей внутри целостного организма. Это то, что пытают-ся восстановить сегодня патриотические партии.
Кризис 3-го уровня - это глобальный ресурсный и экологический кри-зис мировой экономики, жертвой которого в первую очередь стала Россия. Это то, на что указывают национально ориентированные политики и что на-чисто пытаются отрицать псевдодемократы.
Кризис 4-го уровня - это эпохальный кризис развития всей человече-ской культуры, связанный с переходом активной доминанты развития с Запа-да на Восток. Кризисы подобного рода случались в истории человечества и до этого, и сопровождались кардинальным изменением облика всего мира. Россия, которая целостно соединила в себе Запад и Восток, ощущает этот кризис очень остро и в отличии от остальных чисто западных или чисто вос-точных стран - как внутреннюю проблему.
Кризис 5-го уровня - это не имеющий аналогов в истории человечества кризис его перерождения в новое космическое состояние, которое сопровож-дается: переходом к синкретическому общемировому четырёхмерному созна-нию, выходу на ноосферный уровень существования, завершению чисто зем-ного отрезка исторического развития и обращения взора к поиску братьев по разуму во Вселенной. В книге далее показывается, почему этот процесс на-чался именно в России. Автор считает два последних уровня кризиса глав-ными источниками проблем России. Поскольку в конце XX века Россия ока-залась в состоянии кризиса одновременно на всех пяти уровнях, то для неё бесполезно пытаться решать только часть из них. Существует  системный за-кон соподчинённости явлений: не решив общих проблем, не решишь и част-ных. Лишь сняв кризис высшего порядка - разрешив проблему перехода в но-вую цивилизацию, Россия сможет найти союзников на Востоке, спасти свои недра от колониального разграбления, собрать прежних союзников под еди-ную "крышу" и создать новую эффективную и здоровую экономику.
Именно поэтому анализ путей выхода России из системного кризиса автор начинает с самого высокого уровня, на который способна современная наука - с анализа космологической картины мира, с того, что же происходит во Вселенной такого, что обуславливает многие тенденции жизни на Земле.
Часть 1. Перед прорывом в четвёртое измерение.
Глава 1.1. Русский космизм. Двадцать первый век.
• Кризис космологической картины мира.
Пространственная ничтожность Земли и её обитателей делает любые попытки традиционными средствами рассмотрения роли Человека во Все-ленной бессмысленными, а его появление низводит до нелепой случайности. Однако автор убеждён, что картина такой затерянности и ничтожности зем-ной жизни - иллюзия современной научной парадигмы, плод её воображения, столь же наивная картинка мира, сколь и модель плоской Земли на трёх ки-тах. Проведенный автором классификационный анализ проблемы "Больших чисел" показывает, что белковая жизнь оказывается в самом центре масштаб-ного здания Метагалактики, а жизнь человека попадает в фокус всех процес-сов, идущих на самых удалённых расстояниях во Вселенной.
• Направления эволюции Вселенной и Биосферы Земли.
По мнению автора Метагалактика эволюционирует в сторону нараста-ния количества информации на химическом уровне, т.е. выстраивания всё более сложных "сооружений" из элементарных кирпичиков.
Галактика и Солнечная система эволюционируют в том же направле-нии, что и Метагалактика. Планета Земля вращается в поле наибольшего дав-ления эволюционного фактора Галактики и Вселенной.
Биосфера Земли эволюционирует в направлении возрастания в ней до-ли тяжёлых химических элементов. Автор считает, что вся техническая дея-тельность человечества находится на острие химической эволюции Земли, Галактики, Вселенной.
• Жизнь на земле, место в ней человека и смысл его жизни.
Белковая жизнь, сама являясь порождением эволюции Вселенной, выполня-ет роль катализатора эволюционных процессов на Земле.
ЦЕЛЬ ВСЕЛЕННОЙ - ПОБЕДА ЖИЗНИ НАД СМЕРТЬЮ И УВЕЛИ-ЧЕНИЕ ДОЛИ ЖИВОГО В МАССЕ МЕРТВОЙ МАТЕРИИ.
Цель жизни на Земле - рост и развитие.
Судя по оценкам В.И. Вернадского, биомасса на Земле остаётся по-стоянной на протяжении практически всего периода существования Биосфе-ры, миллиарды лет она равна миллиону миллионов тонн. Однако даже по-верхностный взгляд показывает, что при постоянстве биомассы постоянно растёт разнообразие живых форм. Если первые обитатели Земли были при-митивными одноклеточными, то затем появились многоклеточные образова-ния, растения и организмы. При этом старые формы, как правило, до конца не исчезают, находя себе место в экологических нишах меньших размеров. В системном плане Биосфера повторила путь Метагалактики - сначала про-изошла экспансия пространства простыми формами, затем начался интенсив-ный процесс усложнения и развития в рамках этого пространства.
Одновременно в биосфере шло поэтапное освоение фазовых про-странств (вода - земля - воздух - ..?)
Относительно недавно в Биосфере появился человек, который оказал-ся зачем то нужен Биосфере, Земле, Вселенной. Ответ окажется на поверхно-сти, если вспомнить, что четвёртым фазовым пространством - космосом  че-ловек уже начал овладевать. Без него Биосфера никогда не вышла бы за пре-делы атмосферы. Т.О.,  появление человека на Земле - это вполне закономер-ный шаг эволюции Биосферы, необходимый ей для преодоления очередных фазовых, пространственных и масштабных преград.
В чём же состоит смысл жизни человека?
Автор считает: - "Если под целью для Человека просто понимать дви-жение в направлении, которое доминирует во Вселенной, и которое привело к появлению человека на Земле, а не что-либо противоположное или "перпен-дикулярное", - то внешняя задача человеческого бытия во Вселенной заклю-чается в очень простой формуле: вовлечение всё больших объёмов косной материи в круговорот жизни, её "оживление", и захват всё большего про-странства, причём пространства не только трёхмерного, но и параметриче-ского (масштабного, временного и т.п.).
Если принять эту простую формулу, то призывы отказаться от техни-ческих достижений цивилизации и вернуться к первозданной природе выгля-дят по меньшей мере неверными, а фактически являются дьявольским иску-шением бросить свой крест и пойти против вселенского течения. Экспансия жизни во все виды пространства, во все измерения, создание всё более слож-ных систем, овладение новыми масштабами - это постоянная внешняя "цель", которая поставлена Вселенной перед Биосферой, а человек в этой цепи экс-пансии - лишь очередное необходимое звено, нужное для преодоления порога в четвёртое измерение, в четвёртое фазовое пространство.
Вселенским индикатором правильности движения человека по жизни является, по мнению автора, СЧАСТЬЕ , то есть, такое его состояние, ко-гда он растёт, развивается, находясь при этом в согласованном ПОТОКЕ ЭВОЛЮЦИИ ВСЕЛЕННОЙ.
Далее автор считает: - "Борьба за собственный "рост" в тесном про-странстве материального мира - главный источник всех конфликтов и печа-лей на Земле".
Если бы всех детей с детства учили главному - как быть счастливыми, а значит, как всё время жить в гармонии с развитием Вселенной (и при этом оптимально и гармонично разрешать конфликты интересов, авт. отзыва),  мир бы стал преображаться в лучшую сторону на глазах. Но люди часто ос-таются просто слепыми. Лишаясь по завершению юности природного дара быть счастливыми (когда они растут и их способности развиваются в количе-стве и в качестве, авт. отзыва), они ищут ему замену совсем не там. Они ду-мают, что, следуя написанным ранее законам, можно стать более счастливы-ми, чем следуя своему внутреннему чувству вселенной, поэтому они творят "законные" гадости и преступления, воруя счастье друг у друга, думая, что если сделать это втайне, то никакого наказания не будет. Но что может быть тайной во Вселенной?  Что может быть свободным от эволюционного потока, который охватывает миллиарды световых лет пространства, зажигая и взрывая звёзды, разрушая и преобразуя галактики? Энергия  этого потока ог-ромна и, по человеческим меркам бесконечна, поэтому  стоит только свер-нуть с него в сторону, как расплата не заставит себя ждать.
Первой даст сигнал совесть. Её можно убить, но это всё равно, что сжечь предохранитель - без него человек уже сгорает сам, начиная разрушать в пламени деградации свою душу, организм, накапливает карму.  Разрушив же гармонию своей вселенной, он превращается в прах - в мёртвый материал для других, и ничто уже не может его спасти: ни деньги, ни власть, ни охран-ники. Ибо, что такое миллиарды долларов для Вселенной, что такое власть для вечности, и как могут защитить охранники от космического возмездия? (Все удавшиеся заказные убийства на коммерческой почве, наверное, есть не что иное, как данное космическое возмездие, авт. отзыва).
Итак, главный вывод этой главы состоит в том, что Биосфера, а вместе с ней и Человек стоят в чёткой цепочке событий в Метагалактике, которые имеют два основных направления: экспансия в пространство и усложнение структур. Другими словами, цивилизация развивается в направлении увели-чения информации как вглубь (в единице пространства), так и вширь - захва-тывая всё большие просторы. Кстати, с точки зрения математики, экспансию вглубь, т.е. в направлении новых уровней организации, можно представить как экспансию в дополнительное масштабное пространство. Тогда весь про-цесс эволюции во Вселенной можно охарактеризовать очень простой форму-лой: эволюция Вселенной идёт в направлении увеличения информации по всем измерениям.
(В своём развитии человечество не должно допускать ещё одной грубой и часто смертельно опасной ошибки: чересчур не увлекаться про-грессом и информатизацией, опережая время (замысел божий) и строя небоскрёб цивилизации, не рассчитанный по возможным нагрузкам, и, поэтому способный катастрофически развалиться или разрушиться. Эту «медвежью» услугу-миссию Вселенная Человеку не поручала. Чувства меры и предвидения - это самое интеллектуальные качества человека, авт. отзыва).
Глава 1.2. На пороге четвёртого измерения.
• Суть нульмерности, одномерности, двухмерности, трёхмерности и четырёх мерности.
Нольмерность - это представление о мироздании в первобытно-общинной формации, когда мир представляется в виде яйца, которое не структурировалось и было вещью самой по себе.
Далее автор определяет одномерность как такое осмысление окру-жающего мира и соответствующий этому уровню осмысления социум, при котором мир представляется линией (коридором). Так анализ древнеегипет-ской цивилизации показывает, что она была доминирующе ОДНОМЕРНОЙ.
В двухмерной цивилизации мир представляется плоским пирогом. "Земля блин на трёх китах". Восприятие в такой цивилизации двухмерное, плоскостное.
В трёхмерной цивилизации мир уже пространство перспектив (про-странственных, авт. отзыва).
Под четвертым измерением для четырёхмерного социума автор пони-мает в первом приближении масштабную ось пространства, описывающую иерархическую структуру материи. В этом варианте и процессы изменений (т.е. процессы во времени) являются многоуровневыми, масштабно структу-рированными. Время в четырёхмерном социуме станет пятым измерением, так как  ещё  П.Д. Успенский в начале ХХ века, анализируя проблему време-ни в контексте многомерных пространств, показал, что время - это измерение всегда дополнительное к пространству. Движение в дополнительном про-странственном измерении, которое нами ещё не освоено и не осознано, мы воспринимаем как время. Например, для двухмерных существ движение в третьем измерении будет временем.
Автор также показывает, что к новому измерению, как правило, сна-чала приходят гениальные деятели искусства (прежде всего художники) и науки. Уже затем к нему приходит и весь остальной социум.
• Суть и значение перехода к четырёхмерности.
Человеческая культура развивалась во взаимопереходящих, но изолирован-ных друг от друга, периодах, каждый из которых характеризовался своей то-пологической моделью пространства. Причём легко насчитывается пять мо-делей: нольмерная, одномерная (древнеегипетская), двухмерная (эллинская и средневековая), трёхмерная (западноевропейская) и пятая, грядущая - четы-рёхмерная.
Итак, пространственная модель в живописи и в космологии претерпе-вала в ходе эволюции человеческой культуры логичные изменения в сторону наращивания размерности. Из этого не следует вывод, что человечество в разные культурные эпохи жило в пространстве разных размерностей? В смысле физического и биологического существования человечество всегда жило и живёт в многомерном мире. А вот, если рассматривать социальную и культурную жизнь, обусловленную степенью развитости общественного сознания, то можно утверждать, что человечество в древнеегипетский период "жило" в одномерном пространстве, в средние века - в двухмерном простран-стве, начиная с эпохи Возрождения - в трёхмерном пространстве. Причём пространство вокруг себя древние люди организовывали в точном соответст-вии с размерностью своего социума (как и многие другие стороны своей жиз-ни, авт. отзыва).
Границы между государствами социума конкретной размерности имеют размерность на единице меньше. Так для трёхмерного социума грани-цы двухмерны. Грядущему четырёхмерному социуму, по идее,  должны быть свойственны трёхмерные границы.
В заключение главы автор выдвигает гипотезу, что на рубеже третьего тысячелетия человечество прорвётся в ЧЕТЫРЁХМЕРНОСТЬ из ТРЁХМЕР-НОСТИ и, что  этот  прорыв принесёт ему и новую энергию, и новые воз-можности перемещаться в пространстве, и новые источники ресурсов. Автор при этом обоснованно надеется, что роль России во всех этих изменениях бу-дет не пассивная, а активная.
Глава 1.3. Ренессанс славянской науки.
• Классификация научных событий.
Автор предлагает в качестве оснований для  классификации научных событий топологические критерии размерности социума.
Автор в результате анализа делает вывод, что классификация цивили-заций по принципу Запад - Восток должна учитывать временной фактор, а не определяться географией культур в ХIХ веке. Он относит Древний Египет к Древнему Западу, Древнюю Грецию к Срединной Культуре той эпохи.
Далее автор разбивает период, начиная с 3000 г. до н.э., на периоды по 500 лет каждый, которые, как показывает исторический анализ качественно отличаются друг от друга.
Сами научные события классифицируются автором по уровню их зна-чимости для науки: 1 - переводы, 2 - создание научных центров, библиотек, 3 - теоретические разработки, 4 - изобретения.
• Циклы (/ этапы, авт. отзыва) развития человеческой цивилизации.
На основе анализа значимости и качественного состава научных собы-тий по 500 летним периодам и в конкретных цивилизациях автор предлагает оригинальную схему структуры циклов (Египетского, Античного, Восточно-го, Западного и Славянского),  состоящую из четырёх однотипных этапов: пробуждения, подготовки, созидания и итогов. Из схемы следует, что с 2000 года  славянская культура должна вступить в эпоху типа «высокого возрож-дения», западная же культура - в эпоху подведения итогов.
• Возможности прогноза.
На основе выявленных системных закономерностей автор даёт про-гноз на период с 2000 по 2500 годы. Главные моменты этого прогноза сле-дующие:
; с 2000 года Западная культура начнёт подводить итоги и системати-зировать ранее добытые знания, исчерпав свой пассионарный запал;
; огромную роль будет иметь массовое распространение по миру сис-темы INTERNET, как универсального носителя и систематизатора всех накопленных ранее знаний;
; Славянская культура приобретёт в XXI веке принципиально новое качество прежде всего в России, куда переместится центр мировой научной активности;
; появится новая научная парадигма как синкретическое мировоззре-ние, в котором все виды человеческого сознания и деятельности сольются в великом синтезе, направленном на творческое преобра-зование окружающего мира;
; человечество перейдёт к четырёхмерному существованию, где под четвёртым измерением автор понимает не время, а масштабную ось.

В заключение 1-й части книги автор делает вывод, что без энергии славянской цивилизации миру в ближайшем будущем не вырваться из кризисного тупика.




Часть 2. Русское Дело в XXI веке.
Автор делает во 2-й части первую, по его мнению, попытку ком-плексного исследования истории Русского дела, под которым он понимает стиль трудовой жизни народа, породивший его характер, культуру и са-мобытную судьбу. Этот стиль, вопреки мнению большинства, не только не устарел, но является золотым фондом мировой культуры, востребованность которого в XXI веке будет огромна.
Автор считает, что с позиций Русского дела русский национальный характер нуждается лишь в одном - дальнейшем его развитии без кардиналь-ных изменений и возвратов вспять. На переломе эпох русскому народу необ-ходима лишь точно выверенная национальная цель (идея, авт. отзыва) в III тысячелетии, цель гармонично резонирующая с его прошлым и позво-ляющая развить лучшие стороны самобытного национального характера.
Такая цель не замкнёт его в изоляции от всего мира, а, наоборот, по-зволит вплести свою самобытность в процессы развития мировой цивилиза-ции, в то же время не позволит превратить русских в винтики западного кон-вейерного производства. Но эту цель не придумать на голом месте, её можно только увидеть только сквозь всю толщу русской истории, сравнив Русское Дело с Делом Западным, поняв резонансную суть «японского экономическо-гочуда», переосмыслив идеологию русской соборности и русского космизма и вписав Русское Дело в международную систему разделения труда.
Глава 2.1. Становление.
• Зарождение.
• Развитие Русского Дела.
• Зарождение промышленности в России.

Автор отмечает  исторически сложившиеся черты  русских:
1. перманентная колонизация безграничных пространств;
2. глобализм свершений в единстве с сородичами;
3. анархичность;
4. открытость, гостеприимство, терпимость;
5. интернационализм;
6. самодостаточный универсализм;
7. изворотливость;
8. неприхотливость;
9. не привычка к кооперации;
10. универсализм синтезирующий;
11. нетоварный (по русскому рассуждению вещь должна быть не столько внешне приглядной, сколько функциональной;
12. трудовой индивидуализм;
13. общинность проживания (в наше время общинный дух русских порождается по большей части необходимостью решать проблемы справед-ливого раздела, а не проблемы организации коллективного труда);
14. коллективный дух русских людей проявлял себя преимущественно во время отдыха, сплачивал их перед общей опасностью, т.е. за пределами дела;
15. природная наблюдательность, сметка и изобретательность;
16. рискованность, эвристичность принимаемых решений;
17. авральность (наиважнейшая специфическая черта Русского Дела);
18. бесхозяйственность;
19. пародоксальная крайность противоположностей;
20. широта характера;
21. готовность пойти на любые усилия ради достижения глобальной общечеловеческой цели.

В конце главы автор делает вывод, что Россия, где всегда домини-ровало  Русское  Дело, хотя и была вынуждена столетиями принимать к себе Дело Западное, по-прежнему остаётся страной Русского Дела.

Глава 2.2. Русское Дело в советский период.
• Проблемы индустриализации России.
Автор считает, что индустриализация спасла Россию от развала в начале века (а  весь  мир от фашистского  ярма и ада, авт. отзыва).
Задача индустриализации России упиралась в две проблемы:
- перевоспитание народа и ломка его характера;
- проблема железного экономического занавеса от безжалостного вне-дрения конкурентов.
• Обучение народа Западному Делу методами восточной деспотии.
• Судьба Русского Дела на селе и в городе.
Глава 2.3. «Русское чудо».
Автор называет главную проблему отечественного производства на се-годня: ВПИСАТЬСЯ В МЕЖДУНАРОДНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА.
• Когда «вернётся» Игорь Тальков?
Автор считает, что в ХХI веке складываются наиболее благоприятные условия для России, чтобы поднять на небывалую высоту Дело Творческое в Деле Русском, или, говоря другими словами, для национального резонанса и, как следствие, Русского Чуда. Под резонансом автор понимает созвучие на-циональных качеств и черт русского народа и потребностей мировой цивили-зации в ХХI веке.
• Секрет «японского чуда».
Автор выделяет следующие факторы появления «японского чуда»:
• опора на самобытные культурные традиции в жизни народа;
• умение извлекать максимум результата из минимума (правильней имеющихся  или заданных ресурсов с точки зрения теории исследова-ния операций, авт. отзыва) ресурсов;
• электронная революция в промышленности;
• РЕЗОНАНС внешних требований промышленной революции в области электроники и внутренних глубинных традиций японского народа.
Он считает, что опыт японского успеха необходимо понять, и повто-рить, используя его системную СУТЬ.
• Русский резонанс.
Автор считает такой резонанс вполне возможным в случае совпадения системных и личностных свойств Русского Дела с насущными проблемами человечества. К этим проблемам, по мнению автора, в ХХI веке прежде всего будут относиться проблемы промышленного освоения ближнего космоса и Луны, обеспечения Космоса всем необходимым, обновления всего техноло-гического багажа человечества, восстановления экологического равновесия, устранения на Земле последствий технического прогресса в ХХ веке, утили-зации отходов производства. После выхода человечества в четвёртое, мас-штабное измерение, перед ним откроется новая, на порядки большая область природных явлений, исследование и освоение которых потребует немысли-мого объёма поисковой, исследовательской и экспериментальной работы.
Уже сейчас можно выделить несколько направлений:
• исследование и эксперименты со структурированной плазмой;
• исследование и постижение законов биологической плазмы;
• моделирование исторических процессов и реконструиро-вание подлинной истории Человечества, Биосферы, Метагалак-тики (в том числе, моделирование военно-исторических процес-сов и реконструирование минувших военно-исторических собы-тий, авт. отзыва);
• другие.
Автор делает вывод, что "русское экономическое чудо " можно уве-ренно ждать в период активного и массового выхода в Космос, когда возник-нет огромный спрос на основные качества русского трудового характера. Но нельзя просто сидеть и ждать чуда. Оно должно уже сейчас комплексно гото-виться.

Глава 2.4. Что делать сегодня?
• Анализ ситуации.
По мнению автора системный кризис в России углубляется с каждым годом. Народ не бунтует против ухудшения исключительно из-за его медли-тельности, которая напоминает нам о "прогнозе" братьев Стругацких из ро-мана "Улитка на склоне". Происходящее можно сравнить с медленным по-гружением в пучину "старого социалистического корабля". Практически все СМИ заняты тем, что подробно и со знанием дела описывают этот печальный процесс. "Вот ещё один иллюминатор скрылся под водой" - основной рефрен сегодняшних СМИ.
Нам неинтересно, как происходит процесс доразваливания старой сис-темы - пусть этим занимаются охочие до падали политические паталогоана-томы. Им не откажешь в объективном изложение фактов разложения. Мы по-смотрим на перспективы строительства нового корабля.
Далее автор проводит системный анализ сценариев дальнейшего раз-вития событий и политических сил, принимающих в этом участие.
Из этого анализа он делает следующие выводы:
Ни "патриотическая" позиция, ни позиция "демократическая" не отве-чает на насущные вопросы, так как обе тянут назад, каждая в своё, дорогое только ей, прошлое. Автор же предлагает не отгораживаться от мировой эко-номики и в хвост к ней не пристраиваться, а найти в ней свободную нишу, используя всю самобытность русской культуры.
Системный анализ истории Русского Дела доказывает, что если опи-раться на внутреннюю логику Русского Дела, и проследить, как Россия шла из первого тысячелетия к далёкой и глобальной цели третьего, то окажется, что В ИСТОРИИ  РОССИИ ОШИБОК НЕ БЫЛО.
Причина же того, что большинство политических течений сориенти-рованы на прошлые ценности  России, заключается в том, что мировоззрение и устройство человеческого сообщества в этом, теперь уже недалёком буду-щем, будут настолько отличаться от нынешних, что представить их сегодня крайне сложно. Это лишает перспективы исторического видения будущего подавляющее большинство людей на Земле. Не видя (не умея видеть, авт. отзыва) нового в будущем, они, естественно, начинают искать будущее в улучшенных вариантах прошлого.
Здесь есть хорошая аналогия. Когда луч света падает под углом на границу двух сред разной плотности, часть его, преломляясь, входит в новую среду, а часть, отражаясь, возвращается назад. Чем больше разни-ца в плотности, тем большая часть луча отражается назад.
Человечество в своём историческом развитии подошло к границе ме-жду двумя фазовыми пространствами - оно выходит из трёхмерной цивили-зации в четырёхмерную. Поэтому в XXI век из XX прорываются лишь узкие лучики идеологического прозрения, а львиная доля идеологических движе-ний отражается назад к прежним ценностям.
Прообразом этого служит живопись,  которая за ХХ век в своём мо-дернистском движении либо практически вернулась к первобытным образам, либо остановилась в развитии вообще, вращаясь в кругу старых приёмов.
Но если правильно выбрать угол зрения, то отражения почти не будет, и прогностический взгляд проникнет в будущее без искажений и далеко.
•   Тактика выживания сегодня.
Автор анализирует политические и деловые силы России и векторы их поли-тической и деловой направленности на 1997 - 2000 гг.
Он выделяет направления деятельности, которые по его мнению наи-более гармонично впишутся в новые условия существования России:
• эффективное вхождение в международное разделение труда;
• изготовление таких изделий промышленности, которые могли бы пробиться на мировой рынок благодаря надёжности и опыту  оборонных от-раслей промышленности;
• ресурсопереработка российского сырья отправляемого на запад;
• утилизация чужих отходов;
• вторичное использование зарубежной техники;
• ресурсодобыча останется главной деятельностью России на между-народном рынке;
• продажа продукции ВПК за рубеж.
По мнению автора большинство (примерно 95%)  россиян ожидают следую-щие перспективы:
• самовыживание за счёт самопрокорма, мелкой розничной торговли и поиска случайных заработков;
• в целом прогноз для этой части населения России неутешителен;
• условия для выживания будут самые трудные;
• те же, кто безнадёжно заражён вирусом иждивенчества, скорее всего, просто вымрут (Как же быть пенсионерам, инвалидам, детям, какие же они иждивенцы инфицированные?, авт. отзыва).
Часть 3. Системное моделирование будущего России в XXI веке.
Глава 3.1. Внешние задачи России в XXI веке.
Автор вводит понятие системной геополитики, для более прогности-чески точной формулировки задач России на будущий век.
Оригинальность сегодняшней ситуации по автору состоит в том, что человечество  впервые за всю свою историю подошло к барьеру, масштаб ко-торого сравним лишь с масштабом ПОЯВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА на Земле. Этот барьер значительно выше формационного, и поэтому у человечества просто нет и не может быть старого опыта по преодолению такого рода кри-зисов. Ни один самый мудрый специалист по геополитике на Западе и на Востоке не сумеет дать правильные советы на завтрашний день, так как весь их опыт и знания имеют ценность для традиционного хода истории.
Для России есть вариант минимум и вариант максимум.
По варианту минимум Россия будет играть роль геополитического барьера.
По варианту максимум Россия - не только барьер, но и всемирный ко-тёл, в котором, на протяжении тысячелетия ветры с Востока и Запада, пере-мешиваясь, создавали основу будущей универсальной общемировой (западно-восточной) культуры.
• Топологическая типизация культур.
Предметом системной геополитики по автору является борьба целых блоков культур, имеющих одно и то же основополагающее свойство: они объедине-ны активным использованием одинаковой по степени размерности парадиг-мы пространства, на топологическом фундаменте которой выстраивается вся система законов этих культур.
Автор выделяет пять основных этапов геополитического развития человече-ской культуры:
• нульмерный, доисторический (Запад и Восток разъединены);
• одномерный;
• двухмерный;
• трёхмерный;
• четырёхмерный.
Через Россию  проходит  великий  разлом  культур  по линии                (оси) С.- Петербург - Москва - Волгоград.
• Переход 1500 года.
Этот переход ознаменовал переход человечества к трёхмерному соз-нанию, прежде всего в Западной Европе.
• Особенности перехода в четырёхмерное состояние.
Благодаря новому системному методу анализа, родилось предположе-ние об уникальности перехода из трёхмерности в четырёхмерность. Оно за-ключается в том, что на четвёртом шаге наращивания сложности системы линейный процесс прекращается и наступает качественный скачок - в систе-ме происходит свёртка, наступает состояние гармонизации и последующий внутренний синтез, после которого элементы системы уже не конфликтуют, а плодотворно и взаимовыгодно сотрудничают.
• Топологические схемы в геололитике.
Развитие геополитических отношений проходит через устойчивые экстре-мальные топологические схемы различной размерности.
Что такое устойчивые экстремальные топологические схемы?  Например, для двухмерного пространства их минимум две. Первая равносторонний тре-угольник (1+1+1), а вторая - (1+6) - звенная схема, в которой шесть одинако-вых систем окружают одну центральную, образуя элемент плотнейшей упа-ковки на поверхности . Т.о., экстремальность заключается в том, что особо устойчивыми оказываются  схемы либо с минимумом элементов, либо с мак-симумом элементов, в рамках той или иной размерности.
• Геополитический прогноз.
В ХХ веке проявится тенденция смены мирового лидерства с Запада на Восток. Этот процесс будет в следующем веке носить затухающий маят-никовый характер: Запад - Восток - Запад - Восток. Для снятия осложнений геополитической ситуации из-за этих колебаний наибольшим успехом будет пользоваться политика гашения колебаний, направленная на прогнозируемое Соборное единство наций. В процессе этих колебаний мировая геополитиче-ская структура будет набирать топологическую сложность. От моноблочного нольмерного состояния она должна будет стремительно проэволюциониро-вать до 4 - мерной структуры взаимоотношений, в которой будет от 13 до 35 относительно независимых субъектов.
Будущее России в соединительной политике на благо всех народов мира и в поддержании баланса сил в мире. Только такой вектор геополитики принесёт её внешнюю удачу и внутреннее благополучие.
В мире вероятно резкое расслоение всего человечества на две ветви: прогрес-сивную и регрессивную. Тогда часть населения Земли сумеет прорваться к началам четырёхмерной культуры, а часть поэтапно вернётся назад.
Глава 3.2. Коммунистическая идея в III тысячелетии и проблемы внут-реннего устройства России.
Автор понимает под социальной формацией - функцию размеров со-циальной системы и некоторую топологическую схему, состоящую из атомов.
Как правило, после появления новой формации, вопреки общему за-блуждению, старые формации не исчезают бесследно, а со временем встраи-ваются в новый общественный организм в виде социальных подсистем, нахо-дящихся в состоянии квазиформации в «снятом» виде.
Вся история развития человеческой цивилизации свидетельствует о том, что переход от формации старой к формации новой - процесс для обще-ства очень сложный и сопровождающийся сильнейшими внутренними колли-зиями, которые и сопровождающийся сильнейшими внутренними коллизия-ми, которые чаще всего образуют следующую последовательность: револю-ция, гражданская война, война внешняя (экспансия).
• Тысяча «смертных грехов коммунизма».
Эти грехи ничем не хуже грехов прежних формаций, а в чём даже ме-нее значительны.
• Роль общественных формаций в развитии цивилизаций.
• Системное обоснование необходимости существования формаций.
• Эволюция формаций.
Установление новой формации (ИЗМа):
«Изм» держится в чистом виде недолго и уничтожает за это время практиче-ски  все следы старой  формации. Затем поэтапно в снятом виде занимают свои ниши квазиструктуры.
ГОСУДАРСТВО (например, Япония)
3 -----  Капиталистическое государство
2 ------ Квазифеодальные структуры
1 ------ Квазирабовладельческие структуры
0 ------ Квазипервобытнообщинные структуры.

________________________________________________
хозяин                раб

Рабовладельческая формация


Священник
Хозяин работник

Феодальная формация


  Предприниматель

Священник работник Хозяин

Капиталистическая формация


Предприниматель

Священник Хозяин Творец Работник

Коммунистическая формация



• Развитие социальных формаций на Востоке и в России.
• Проблемы коммунистической идеологии сегодня.
• Что нас ожидает дальше.
Человечество после завершения развития в рамках четырёхмерного сознания будет представлять из себя единое планетарное явление, которое через соборное объединение пройдёт этап" свёртки" в некоторый целостный элемент нового масштабного уровня иерархии.
Вместо заключения (эзотерические фантазии).
Контакты с инопланетными цивилизациями возможны уже в ХХI ве-ке.
Общие выводы по книге:
1. Книга оригинальна и своеобразна.
2. Автор выдвигает много новых и уникальных идей на стыке многих научных дисциплин.
3. Некоторые логические противоречия и нестыковки в изложении вполне могут быть объяснены существенной сложностью проблем анали-зируемых в книге.
4. Книга заслуживает самого пристального внимания русских ин-теллектуалов со всех сторон, как хороших, так и скрытых, подводных, которые они могут усмотреть в книге автора.
5. Идеи книге могут быть использованы при создании националь-ной идеологии русского народа на III-е тысячелетие.

Настоящая аналитическая записка составлена Л.И. Максимовым
 под общей редакцией доктора политических наук С.Я. Лавренова