Положительный герой

Светлана Гимельман
За круглым столом при свете лампы семейка: мальчик в невозможной, с красным галстуком, матроске, девочка в красных зашнурованных сапожках; оба с выражением чувственного упоения нанизывают на соломинки разноцветные бусы… и с увлечением не меньшим в этом же занятии участвуют их полоумные родители - отец с премированной растительностью на лице, мать с державным бюстом; собака тоже смотрит на стол, а на заднем плане видна в креслах завистливая бабушка. Эти именно дети ныне выросли, и я часто встречаю их на рекламах: он с блеском на маслянисто-загорелых щеках, сладострастно затягивается папиросой…, она улыбается собственному чулку на ноге или с развратной радостью обливает искусственными сливками консервированный компот; и со временем они обращаются в бодрых, румяных, обжорливых стариков, - а там черная инфернальная красота дубовых гробов среди пальм в витрине.
В.В. Набоков "Дар"
Слишком долгое вступление, но именно эти слова как нельзя лучше описывают отрочество, зрелость и старость экранных красавцев и красавиц. Персонажи подобного типа заставляют в экстазе замирать зрительный зал. Все три возраста они очаровательны и улыбчивы, милы и необыкновенно добры к ближнему. Очарование положительных героев - из девичьих снов, где принц на белом коне. Примеров таких снов, ставших киноявью - множество, самый первый, приходящий на ум - "Красотка". Милейший миллионер Ричард Гир - такому простится и отсутствие коня, лишь бы улыбался. Патрик Суэйзи из "Привидения" прекрасно проходит через стены и без четвероногого друга, с изяществом профессионального танцора укладывая девушек в постель мечтаний. Упрямо демонстрируя мастерство своего дантиста, эти герои кочуют из фильма в фильм, не оставляя равнодушным ни своих партнерш по фильму, ни зрительниц с поп-корном в кинозале, ни наших мам и бабушек с вязаньем перед телевизором. Удивительная способность этих славных ребят попадать в переделки (Бен Аффлек в "Азартных играх") только подогревает девичий интерес - девушки пошли очень уж жалостливые, настоящий мужчина должен быть красив и чуточку невезуч. Герои-любовники удивительно влюбчивы и не прочь побороться, правда, недолго и с ожидаемым результатом, за сердце прекрасной дамы. На этом поприще преуспел герой "Титаника", бывшая надежда американского кинематографа и неизменный предмет обожания, Лео ди Каприо.
Тема красивых и смертельно опасных мужчин, а не мальчиков, прекрасно проиллюстрирована в бонидиане. Это пример, заслуживающий отдельного разговора, тема, вышедшая из моды, но продолжающая будоражить воображение обоих полов. Унисекс погубил настоящих героев, завоевав сердца девушек, но в сердцах наших мам по старой привычке продолжает квартироваться неотразимый Джеймс Бонд. В мире, где не осталось места подвигу, где мушкетеры давно передвигаются в инвалидных креслах, мистер Бонд чувствует себя вполне вольготно и шалит на любом континенте в компании разнообразнейших одинаково очаровательных дам. На несколько десятилетий он был символом не только настоящего мужчины, но и символом свободы от обязательств, семейных проблем и неизменных сковородок, преследующих женщин и мужчин в любой стране мира.
Теме Джеймса Бонда близка тема многочисленных смертельных оружий, крепких орешков и прочих борцов за мир во всем мире. Герои нашего времени в повседневной жизни находят врага и умерщвляют его на протяжении нескольких серий с удивительной настойчивостью. А вечные мечтательницы оборачиваются на своих спутников жизни с надеждой во взоре - а вдруг мой тоже так сможет? Нет, не сможет, поиск врага у себя под кроватью - прерогатива экранных смельчаков. Брюс Уиллис, Мел Гибсон, Джон Траволта ("Без лица") - вот настоящие герои, спасающие мир ежедневно. Они всегда с крошечным изъяном - с таким, который в финале станет плюсом - будь то невнимание к жене ("Схватка") или сердце, отданное одной-единственной ("Легионер").
А я вот не люблю положительных героев - слишком уж они хороши для настоящей любви, и нет у них изъяна, и придраться то не к чему, кроме республиканских убеждений. Я люблю героев отрицательных, именно тех, которые в конце истории непременно умрут и, скорее всего, смертью неприятной, неудобной и некрасивой, и "инфернальная красота дубовых гробов" им не грозит. Например, отрицательный герой может умереть от выстрела, произведенного Мэлом Гибсоном в мутной воде Гудзона ("Смертельное оружие-4"), или от автоматной очереди, пущенной Брюсом Уиллисом в "Последнем герое", когда тело Кристофера Уокена превращается в решето. Плохого героя может убить неопытный положительный вьюноша как это и произошло в "Смертельной битве". Да мало ли гадостей может произойти с отрицательным героем? Наверное, именно по этому я всегда болею за них, потому что конец их угадан в общем, но не в деталях. К тому же всегда есть надежда на вторую часть, и мой герой чудом уцелеет в первой.
P.S. Автор не ставил перед собой цель классифицировать, разделить на виды и подвиды экранных героев, так как до сих пор уверен, что кино - искусство, а искусство не терпит классификации и определений
2004ь Чикаго