Случай на остановке

Ирина Сан
Рядом с остановкой автобуса, на деревянном ящичке сидела сухонькая старушка. Заношенное драповое пальто, полинялый платочек, из-под которого выбивались пряди седых волос. Руки она держала в карманах и смотрела вниз, в колени. Перед нею стояла глубокая картонная коробка, и редкие прохожие опускали туда деньги. Вот остановился представительный мужчина, не торопясь, достал портмоне и вытащил купюру в пятьдесят рублей. Две школьницы, пошептавшись в сторонке, положили в коробку десять рублей. Молодая женщина с ребенком бросила монетки.

Было раннее утро, туманное и морозное, люди спешили по своим делам. Кто-то останавливался и ждал автобус, кто-то шел дальше по улице. Никого не удивишь подобным зрелищем в центре города, когда пожилой человек просит помощи таким вот ненавязчивым образом. Да и старушка появлялась на остановке лишь время от времени, и к ней привыкли.
Глядя на нее, невольно думалось об одинокой старости, о бедности и заброшенности маленьких старушек, которые вынуждены "сводить концы с концами", не хватает денег на самое необходимое и единственная возможность выжить - просить милостыню, стыдясь этой суровой необходимости.

Мой автобус задерживался на несколько минут, в это время и случилось.
- Баб, ну как дела? - к старушке подошел молодой человек вполне приличной наружности, лет 25-30, в кожаной куртке, отутюженные стрелочки на брюках, который производил впечатление вполне благополучного городского жителя.
Она вскинула голову, на лице заиграла улыбка.
- Сейчас, - из кармана вытащила руку с зажатыми в ней купюрами, затем достала из коробки недавние пятьдесят и десять рублей и протянула молодому человеку.
Он молча взял, пересчитал деньги и положил в карман.
- Ну ладно, я пошел.
Она смотрела ему вслед, затем снова опустила голову.

Я не удержалась:
- Это ваш внук?
- Внук, - ответила она, не поднимая головы, чуть слышно.
- Вы что же, для него собираете?
Ее взгляд был строг и решителен, голос - сама надменность:
- А я ни у кого не прошу. Сами подают.
Затем более мягко и примирительно:
- Мне и пенсии хватает. А у внука ребенок маленький, правнук уж мой, жена не работает. А жизнь вон какая дорогая. Вот и помогаю.

Подошел мой автобус. Отъезжая от остановки, я смотрела в окно. Старушка сидела на том же месте, с опущенной головой. Проходящая мимо женщина опустила в коробку монетки.