Обращение к жителям. Священник Т. Алферов. Архив

Сергей Варпаховский
      ЗДЕСЬ НАПЕЧАТАНА СТАТЬЯ СВЯЩЕННИКА ТИМОФЕЯ АЛФЕРОВА. Я, - ВАРПАХОВСКИЙ - НЕ
      АВТОР И НЕ СОАВТОР.

      


      Братия и сестры! Сколь много ныне говорится и пишется, показывается по телевизору и печатается в газетах возвышенных и похвальных слов о Православной Церкви! Сколь модно и популярно ныне христианство! Сколь безкультурно и отстало выглядит человек, отрицающий существование Бога.
      Но как редко за всей этой парадностью и фейерверком видит человек истинное назначение христианской Веры!
      Широкая дорога, обширные возможности предоставляются ныне человеку, чтобы свободно и самостоятельно решить свой собственный религиозный вопрос, найти свое отношение и к Богу и к
Церкви. От таких широких возможностей кружится голова, нередко человек берется совсем не за те дела, ставит не те цели, которые приводят его к вечной жизни.
      Удивительно, быть может, слышать из уст священнослужителя, что такая популяризация христианства, если и была оправдана лет пять назад, когда рассеивала густой мрак лжи и предрассудков относительно Веры и Церкви, - то ныне глубоко вредна, обманчива и соблазнительна. Как ничто иное успешно отводит она человека от истинного пути к Богу, от истинного содержания Веры. Такой на первый взгляд неожиданный вывод следует из приходской практики, из общения с многочисленными прихожанами и посетителями нашего Храма.
      Лет семь назад А. Солженицын, описывая все беды и горести нашей страны, приговаривал при вручении ему Нобелевской премии: "Люди забыли Бога, - от того и все." На самом деле за эти семь лет, когда бедствия наши только усилились, произошло некое еще более страшное изменение общественного сознания. Кратко сказать, люди Бога вспомнили, но о цели своей жизни, равно как и о своем нынешнем греховном состоянии, т.е. еще короче, о рае и аде они забыли, вспоминать о них не хотят. И это гораздо хуже. Человек при этом спит гораздо лучше и слаще, чем даже прямой атеист. Фанатичному, деятельному самоотверженному атеисту покажи только, что Бог есть, - он, глядишь, скажет: "Если так, то я жил неправильно, я погиб, если не покаюсь перед Ним". Нынешний же человек самодовольно скажет: "Я знаю, что Бог есть, я вполне верующий - в душе". И все, дальше дело не идет.
      Современный "верующий" изучает свою веру по телевизору и газетам, подкрепляя такое учение практикой ежегодного (ежеквартального) посещения Церкви. При этом пагубная иллюзия нормальности религиозной жизни с каждой новой телепередачей в нем только усиливается. А между тем ослепленный разум и порочное сердце ведут нас от одного греховного моря, великого и пространного, к другому, от одного беспутия жизни к другому.
      Телевизор и газеты воспитали у нас "возвышенный" взгляд на Веру, как на нечто очень доброе, красивое, полезное, как на источник "нравственности, государственности и культуры". Но прежде всего, Вера дает человеку Царство Небесное, - вполне ясную высокую цель жизни и ее реальное осуществление, - и лишь в дополнение к этому христианское общество и государство приобретает некое общественное преуспевание, которое никак не может считаться самоцелью Веры. Потому-то и возникло это благоденствие государства, крепкая семья и высокая культура далеко не всегда и не у всех христианских народов. И если где-нибудь это общественное влияние Церкви ставилось на первое место, там непременно Промыслом Божиим отнималось у людей все это иллюзорное земное благополучие, чтобы истинное содержание и цель Веры стали бы для них яснее. Желающие "благодетельствовать" и "спасать" все человечество, т.е. подменить Божие действие в мире своими немощными человеческими усилиями, могли прийти в любую политическую партию, но только не к Богу. К Нему мы приходим от сознания своей внутренней пустоты и обреченности, даже если наши внешние дела в обычном порядке. Если чувствуем мы, что, во-первых, весь этот тленный изменчивый окружающий нас мир лежит во зле и во зло погружается; во-вторых, что сами мы причастны к этому злу, что в нас самих греховная порча столь сильна, что ни одно наше доброе дело почти ничего не стоит в глазах правды Божией, - если мы это чувствуем в себе, если изнемогаем от этой беспутицы жизни, и никакие греховные и житейские наслаждения не в силах одурманить нас настолько, чтобы заглушить в нас эту боль, - то поймем же, наконец, что Вера нам не просто необходима, а единственно спасительна, что она для нас то окно, через которое нам надлежит выходить из этого горящего дома.
      Слова "последнее время" и "конец мира", к которым мы нынче уже привыкли, подобно слову "смерть" вызывают  в нас или непроходимую тоску, или отчаяние, или просто холодное равнодушие. Только христианину память о смерти, о бренности и ничтожности земных благ дает вместо тоски четкую духовную последовательность действий, направление жизни духа.
      Прежде всего это пересмотр каждым лично своей жизни, и не просто видение своих грехов и безнравственных поступков, но и переоценка духовных ценностей, сознание того, что вся жизнь была направлена не туда, куда надо; что знать о Боге и не стремиться к Нему, к исправлению своей греховной жизни - это само по себе грешно и безумно, что это корень и прочих наших грехов, что это причина всех наших бедствий и на земле и в Вечности. Из такого рассмотрения производится в человеке покаяние, болезнование о своей прожитой жизни; желание искать и найти путь к Богу и к Вечности, которую мы постоянно предощущаем и столь преступно забываем и не желаем видеть.
      Этот спасительный путь к Богу - путь трудный, непроходимый заочно или по телевизору. Он вообще невозможен человеку самому по себе, без помощи Божией, которая может быть ему подана только в Церкви. Каков он? Приходите в Храм сосредоточенно, внимательно и с открытым сердцем. По ходу церковной жизни, церковного учения сами узнаете  и почувствуете правду о Вере и Вечности. В газетах, в т.ч. и в этих строках вы ее не вычитаете.
      Братия и сестры, принявшие у нас недавно святое крещение, или крестившие детей и внуков! Вспомните, что вы уже слышали этот призыв в более пространной беседе, вы уже ответили на него сначала положительно - словами своего обета, а затем отрицательно - своею жизнью и поступками. То, что вы приняли, есть только начало, только залог Вечности.
Вспомните, как вам было тогда хорошо и радостно. Зачем же вы день за днем расточаете и теряете это богатство, столь беспечно и легкомысленно относитесь к нему?
      Пожилые отцы и матушки! Вы лучше других видите, как склоняется к закату ваше солнце. Что же медлите? Зачем повторяете слова одной 92-летней женщины, говорившей: "Мне еще рановато, вот будет 95, тогда причащусь"? Неужели же не видите, сколь безумно такое рассуждение!
       Уважаемые партийцы, некогда видевшие светлые миражи и гонявшиеся за призраком, сто с лишним лет бродившим по Европе! Вам легче всего увидеть беспутие и безысходность своей жизни. Труднее, конечно, принять вместо призрачной цели истинную, но среди вас больше и тех, кто не может жить вообще без цели. Не рассказывайте о своем воспитании, о своем коллективе, привычках и предрассудках. Все это греховные цепи, которыми мы сами связывали себя. Все мы духовно нищи, духовные пролетарии и кроме этих духовных цепей, пожалуй, терять нам нечего. Только признать надо цепи цепями и рабство дьявола рабством дьяволу; перестать считать эти цепи источниками спокойствия и сытости в земной жизни, отвратить свое сердце от этих цепей и просить у Господа, чтобы разбил наши оковы с тем, чтобы мы могли служить Ему. И непременно Он разобьет их, и приобретем мы от Него даже не весь мир, - ибо что пользы приобрести человеку весь мир и погубить душу свою, как учит Христос, - а гораздо больше, именно спасение души нашей и тех ближних наших, кто последует за нами.
      Не будем никто мечтать о спасении всего общества, всей деревни, всего трудового коллектива и даже всей родни. Придем к Богу каждый, кто хочет, сам, не дожидаясь, что нас построят в колонну по два и поведут в Церковь всех вместе. Не будем удивляться и тому, что если даже и захотим мы прийти в Церковь по-настоящему, то большинство окружающих так или иначе осмеют или осудят нас. Будет ли нам легче в огне адского пламени от того, что вокруг нас будут все наши знакомые? Будет ли им тяжелее там оттого, что нас с ними там не будет? Если уж Господь создал каждого из нас и в каждого вложил его собственную душу, совершенно неповторимую, то значит каждый из нас в отдельности нужен Ему, любим Им, о каждом из нас Он заботится, каждого лично призывает к Себе, каждого ответившего на этот призыв, кто бы он ни был, ведет Господь ко спасению, с каждым таким человеком поступает так, как если бы тот был вообще единственным спасаемым. Толпами и шеренгами только бесы гонят людей в ад.
      Не станем же следовать  за обезличивающим, одуряющим голосом толпы, внушающим нам, будто можно веровать, просматривая телепередачи, разговаривая после доброго ужина с родней на религиозные темы и перекрещивая лоб перед сном. Беды наши внешне тяжелы, внутреннее состояние нашей души ужасно даже если мы не желаем этого замечать. Выход из такого состояния - нелегкий, тесный путь покаяния и послушания Богу и Церкви Его. Кто хочет - идемте!