Кладбище в Омодосе

Владимир Селиверстов
    Славные  православные   монастыри  одинаковы в нехотении выгнать торгашей из храма. Из туристов вымазживают  деньги на каждом шагу: за иконы, сувениры, вино, карты, просмотр  мощей, святую и сладкую воду , музей. На закате  после Кифской  обители и  посещения винотеки, автобус подьехал  к  деревне Омодос. Гид сказала, что местечко славится кружевами и изделиями из серебра.  Все отправились в церковь « Честного креста» и нечестные несчётные лавочки опустошать  кошельки, а я решил пополнить мозги  и отправился на местное кладбище, увиденное из окна.  У главных врат поместился величественный  постамент  чёрного полированного мрамора. Из глубины камня смотрел на меня  Андреас Панарикис. При жизни он был видно мером Омодоса и  национальным героем-борцом за независимость,  последний его приют венчали сразу три флага – греческий, кипрский и третий  самый весёлый – должно  быть омодосский.  Прожил Андреас 77 лет не зря, если похоронен на самом почётном месте и при таких  почестях. Привычных  нам крестов и оград,  не было. Мы  при жизни друг от друга отгораживаемся заборами, и после у каждого свой палисадник два на три. А  покойникам что скрывать и чего стыдиться?   Стояли стройные  ряды  не надгробий, а гробов из белого и чёрного мрамора.  Не было привычных  дат рождения и смерти. Везде одно и то же слово: Этон. Этон 80, этон 76, этон 86… Долго живут киприоты,  дай Бог им здоровья и царствие небесное: солнце, воздух и вода грекам   лучшие друзья. При таком этоне скоро японцев  за гроб загонят. Настоящие получаются патриоты. Я мало чем отличаюсь от лежащих тут. У них одно время – прошлое, а у меня слава Богу  пока  ещё два имеется – настоящее и будущее. Хотя нет, у них   уже есть то, что меня  ещё  ждёт– вечность. И чем только человек гордится? Греховное зачатие, тягостная жизнь,  неизбежная смерть. Ряды плотные, будто отдыхающие на пляже. Только  у нас ногами вперёд, а у них назад. На фото все  при полном параде   пиджаках, галстуках, белых рубашках и шляпах, будто, перед смертью каждый киприот   фото сделать должен не на память а на памятник. И без него сюда не примут.   А что, может и ,  правильно – пропуск в вечность важнее  шенгенской визы.  Не то, что у нас бабуле 75, а на фото девочка с косичками. На половине могил  одна фамилия – Хараламиди. Приятно лежать в общежитии  родственных душ. Чисто и уютно в  Омодосе -2.  Кирпские  знамёна   ещё над тремя-четырьмя  реют. Не мешало бы и нашим героям флаги ставить.  Патриоты ведь не только киприоты. День-деньской, а у каждого лампадка мерцает. Когда они их зажигают? Ночью? Или это  их души теплются ?  У каждого свой личный  вечный  негасимый огонь.. Вот она где скрывается - тайна бессмертия души в маленькой средиземноморской деревне. Почему о покойниках или ничего или хорошо? Лучше о живых  хорошо или ничего.
    Старые  ничейные  кресты  и те в рядок собраны у ограды, будто покойники в сторонку отошли покурить-поболтать. Фото только до конца восьмидесятых, а потом сплошь металлокерамика  компьютерная. Смотрю на мёртвые глаза и вдруг натыкаюсь на -  пристальные, неотрывные, щупающие. Во взгляде нестарой ещё красавицы-гречанки, похожей  на  Геру и Венеру вижу: Тут мы все  к своим на   свидания ходим, а ты чужак зачем пришёл? Глаза её так прекрасны, повеяло Элладой  и  я немного  позавидовал её мёртвому мужу. Опустил я покорно свои. Да, тут я чужой. Мои в Тамбове лежат, трын-травой поросли. И я почему-то кладбищенской Афродите  пообещал, - Прилечу и сразу  оградку покрашу и сорняк подёргаю.  Поднял зачем-то кусок мрамора, сунул в карман и пошёл прочь. Иду между мраморными и гранитными лежаками и понимаю,  все буквы, ручки, вензеля и венки на могилах - чистое серебро  На выходе прочёл  епитафию и хоть по гречески ни бум-бум, вмиг перевёл «Смертию умрёшь». Я и не сомневаюсь, с Библией не поспоришь.  Шёл я и думал, верно, тут а Омодосе одни серебряные миллионеры живут? И почему в России кладбища погостами зовут, гостей там не бывает, одни недвижимые владельцы недвижимости. А хорошо было бы  погостил, да и обратно… А ещё подумал – за кого бы я отдал свою жизнь, нет, взял бы себе  смерть? За родных своих – за жену, сына и дочь и внуков.  Кладбище  пахло не по-русски- жёлтым эвкалиптом и алыми  рододендронами, а у нас дубами и берёзами.  И цыкады…цыкады…цыкады, будто все усопшие  разом зацыкали мне вослед.
    В автобусе жена похвалилась серьгами. - Серебряные. Тут оно самое дешёвое на Кипре.  Я прошептал  про себя
    - Зато кладбище самое  богатое. Но самое дорогое на земле в Тамбове.