Клён

Макаров Артём Александрович
   Я гулял по саду, наслаждаясь свежим воздухом и пением птиц, красотой роз и запахом акаций. Мысли мои были где-то далеко, пока вдруг меня не потревожил голос отца:
- Рауль, сынок, подойди ко мне.
Он был в приподнятом настроении. Наверно муза вновь посетила его, и он написал новую композицию.
Я послушно подошёл к нему.
- Рауль, я бы хотел погулять с тобой, но не по саду. Я хочу показать тебе одно волшебное место, которое мне показал мой отец, а ему его отец.
Я с радостью согласился. Какому юноше не интересно увидеть волшебное место?
Выйдя из сада, мы отправились к озеру. Оно находилось рядом с нашим домом. Отец часто ходил к нему, но меня никогда не брал. Говорил, что ещё не время. Моя няня тоже не ходила туда со мной.
Рядом с озером стоял клён. Наклонившись над озером, он распустил свои ветки. Ветер бегал по его листьям и птицы кружились над ним. Некоторые из них играли, некоторые садились на ветки и пели.
- Вот мы и пришли,- торжественно произнёс отец.
- И что же тут волшебного?- разочарованно произнёс я.
- Как что, Рауль? Прислушайся, пожалуйста. Ты слышишь эту музыку?
Я на мгновение замолчал и стал слушать. Но никакой музыки не услышал.
- Но я ничего не слышу,- устав слушать тишину, произнёс я.
- Нет, сынок. Слушай внимательнее. Слышишь пение этих птиц? Слышишь, как плещутся волны на озере? Слышишь, как ветерок бегает и играет листьями этого клёна? Слышишь, как звучит этот клён? Все эти звуки рождают мелодию, потом ещё одну и ещё, а мелодии становятся музыкой. Рауль, это музыка природы – самая необыкновенная и самая прекрасная. Я каждый день слушаю эту музыку и пытаюсь воспроизвести её на своём пианино. Теперь эту музыку вместе со мной можешь слушать и ты.
Я ещё раз прислушался. Да, действительно я слышу пение птиц, плеск волн, шуршание листьев. Но пока не слышал музыки.
Так, молча, мы простояли около часа.
- Завтра мы придём сюда снова,- сказал отец.- А потом ты сможешь ходить сюда один. Я скажу Анне, чтобы она следила за тобой, но не беспокоила. Эту музыку лучше слушать в одиночестве, когда тебя никто не отвлекает.
Вернувшись, домой, отец сел за пианино и начал играть.
«Неужели это и есть та музыка, которую играет это озеро, ветер, птицы и клён? Наверно это она и есть. Ведь отец сказал, что он слушает её, а потом просто воспроизводит на своём пианино»,- подумал я.
На следующий день мы опять пришли к клёну и долго слушали его музыку. Точнее её слушал отец, я по-прежнему слышал только шорох листьев, плеск волн и крики птиц. Но на этот раз эти звуки меня увлекали сильнее. В голове не было никаких мыслей, только звучание природы и звуки, которые исходили от клёна.
На следующий день, после обеда, я уже пошёл один. И, правда, в одиночестве, когда остаёшься один на один с этим местом, эти, кажущиеся будто простые звуки, становятся разрозненными мелодиями, которые сливаясь в одно целое, получают музыку. Вот до, вот соль, вот ля. 
Наверно именно эту музыку и имел ввиду отец. Но я никак не мог понять, как он воспроизводит эту музыку на пианино. Ведь эти мелодии природа играет не клавишами пианино, а струнами гитары. Вот я услышал аккорд, вот ещё один. Да ведь это целая песня для гитары.
«Мне надо срочно воспроизвести её. Но я совершенно не умею играть на этом музыкальном инструменте. Мой дядя Карлес, мамин брат, очень неплохо владеет ею, да и часто захаживает к нам в гости. Надо будет попросить его, чтобы он научил и меня играть»,- подумал я.
Этим вечером, на мою удачу, мама пригласила дядю Карлеса к нам на ужин. Плотно поужинав, наша семья вновь села вокруг папиного пианино, чтобы послушать его новое произведение.
Дядя Карлес, потягивая вино, наслаждался новым творением отца, пока я его не побеспокоил:
- Дядя Карлес, дядя Карлес.
- Что тебе, Рауль?
- Дядя Карлес, я слышал, как хорошо на гитаре вы исполняете романсы.
- Я не хотел бы хвастаться… ну есть немного. А что?
- Научите меня также играть на гитаре. Я хочу освоить этот инструмент.
- О, Рауль… гитара это не просто музыкальный инструмент. Она горяча, как испанская девушка, страстна, как аргентинское танго, а музыка её прекрасна, как французское вино. Её надо полюбить как женщину, выучить как танго, а потом уже вкусить как вино. Это целое искусство. Но если твоё сердце действительно принадлежит этому прекрасному инструменту, то я возьмусь тебя научить. Если только твои родители не будут против.
Я был рад тому, что дядя Карлес согласился обучить меня. Мама и папа тоже были не против, даже наоборот, поддержали меня в моём стремлении заниматься музыкой.
Июльское утро. Дядя Карлес пришёл  к нам в дом с нотами и гитарой. Не знаю почему, но я очень сильно волновался. Торжественно и в то же время страшно.
Мама накормила нас завтраком и оставила один на один в комнате для гостей, так как она находилась в дальнем углу дома на втором этаже, и своими занятиями мы бы не помешали никому.
- Ну что, Рауль, приступим к занятиям?- спросил дядя Карлес.
- Да,- выдохнув, ответил я.
- Присаживайся. Что с твоими руками?
- А что с ними?- с недоумением спросил я.
- Судя по ним, ты очень волнуешься. Расслабься. Играть на гитаре нужно свободно и вдохновенно, так же как общаться с девушками.
Слова дяди Карлеса вселили в меня небольшое спокойствие. Я расслабился.
- Сейчас я спою тебе песню, которую сочинил сам. Думаю, через некоторое количество занятий ты сможешь её выучить и повторить.
Он сыграл небольшое вступление и запел. Мелодия была грустная. Его пальцы бегали по струнам. Он был полностью погружён в песню, ничего не замечая вокруг себя. Когда песня закончилась, в комнате воцарилась тишина. Потом он достал нотную тетрадь и положил её передо мной.
- Начнём с азов. С нотной грамоты,- сказал он.
Начали мы с ноты до. Дядя показал мне три аккорда: до-минор, до-мажор и до-септакорд. Он показывал, как должны быть расположены пальцы, как правильно держать гитару. Затем он передал инструмент мне и попросил повторить эти аккорды. Я естественно ничего с первого раза не запомнил. Но дядюшка спокойно объяснил мне ещё раз. Я попробовал и у меня получилось.
- У меня получилось?- немного смущаясь, спросил я.
- Да, Рауль, ты умница.
Чувство гордости меня так и распирало. Мы повторили их ещё раз, а затем перешли к новым.
Позанимавшись со мной около двух часов, дядюшка сказал:
- Я думаю, для первого дня хватит. Ты очень способный ученик, племяша, всё схватываешь на лету. У тебя хорошее музыкальное будущее, если ты будешь работать в том же духе. Гитару я тебе оставлю, но ты должен пообещать мне, что вечером ты повторишь то, что мы выучили сегодня.
- Конечно, дядя.
- А завтра мы продолжим с нотной грамотой.
Мы начали от занятия к занятию изучать все мелодии, аккорды, а затем дядя стал показывать мне переходы. Занятия всё удлинялись и усложнялись. Но чем было тяжелее, тем больше нравилось мне. Я начал сердцем влюбляться в гитару.
Каждое утро перед занятиями я вставал на один час раньше, чтобы провести его в волшебном месте около клёна. Я слушал музыку природы и представлял её в виде нот. Получалось гитарное соло.
Вскоре я начал играть простые песенки по нотам, которые мне приносил дядюшка. Но мне этого было мало. Я уже хотел сам сочинять музыку.
По вечерам я собирал всю семью вместе и играл всем новые песенки, которые мы учили на занятиях. Папа сдержанно хвалил меня, а мама со слезами радости обнимала. Её до глубины души трогали мои успехи в музыке.
Через три месяца занятий папа купил мне свою гитару. Мой первый собственный музыкальный инструмент. И на своей гитаре я впервые исполнил песню, которую на первом занятии мне спел дядя Карлес. Не без ошибок, конечно, но он был доволен мной.
- Дядя Карлес, а когда я смогу начать писать свою музыку?- однажды спросил я.
- Рауль. Музыкально ты вполне подкован. Ты неплохо знаешь нотную грамоту и уже можешь сам пробовать писать. Твоё желание похвально, и мне, как твоему учителю очень приятно было услышать этот вопрос. Можешь сегодня попробовать, а завтра на занятии показать мне, что у тебя получилось.
Меня вдохновили слова дядюшки, и ночью, вместо того, чтобы спать, я сел за написание своей первой песни.
Ночь – самое прекрасное время для творчества. Тебя уже никто и ничто не отвлекает. Ты целиком сосредоточен на своих творческих мыслях и идеях, которые выплёскиваешь потом на бумагу. Творишь, черкаешь, мнёшь, а бумага терпит, потому что бумага любит творчество. Оно хранится на ней вечно. Ночь и бумага – это лучшие друзья поэта, писателя, художника, музыканта.
Я плотно закрыл дверь и писал песню, чтобы не мешать спать родителям и чтобы няня не услышала, что я не сплю. После часа или двух работы, получилось что-то вроде песни. Стихи я пока писать не умею, поэтому скажу не песня, а музыка. Она была несложной. В ней не было разнообразия музыкальных звуков, да и написана она была только для гитары. Но я уже был рад тому, что получилось.
Утром я исполнил свой труд. Не могу сказать, что дядя был воодушевлён тем, что получилось. Он конструктивно и спокойно объяснил мне все мои ошибки и недочёты. Была критика и анализ, но не было оценки.
- Ждёшь от меня оценки? Но сейчас я выступаю в роли учителя, а не слушателя. Поэтому оценивать, сегодня тебя будут твои родители. Вот когда я перестану быть твоим учителем, я скажу тебе: «молодец». А сейчас будь добр слушать свои недочёты. Но как ты понял, это технические недочёты. Что касается музыки, то она хороша. Я чувствую в ней детскую душу, а ещё я чувствую в ней звуки природы. Ты слышишь музыку, которая вокруг тебя и это прекрасно.
- Вы тоже знаете про музыку природы?- немного удивился я.
- Да, конечно. Свои песни я тоже черпаю из неё. Стихи из жизни, а музыку из природы: от клёна, птиц, озера. Мы с твоим отцом часто ходим вдвоём слушать музыку природы. И ты слушаешь. Продолжай это делать, ведь это самая лучшая музыка.
Вечером, как и обещал дядюшка, родители по достоинству оценили моё первое сочинение.
Так музыка целиком поглотила меня. Вдохновение я черпал из волшебного места, а ночью писал. Потом я начал уже писать стихи на свою музыку. Изначально они были ужасны, единственное, что в них было – это рифма. Слог хромал, образности было мало. Но я работал над этим. И с каждым новым стихом набивалась рука. Они уже не так резали слух, и их вполне можно было петь и исполнять на публике.
Вскоре стали получаться полноценные музыкальные композиции – песни. Музыку я писал на отдельных нотных листах и в них же писал стихи на музыку. Готовые песни я откладывал в свой шкафчик. Так копилась моя песенная кладовая.
Жизнь текла спокойным течением. Клён радовал мои уши музыкой, я писал песни и исполнял их для своих родителей и творческих коллег своего отца. Всё было хорошо, пока в мою семью не пришло горе. Умер мой папа. С этих пор всё пошло наперекосяк. Деньги в семье очень быстро кончились, ведь в дом их приносил только папа. Мы вынуждены были сначала распустить всю прислугу, а потом продавать постепенно все его вещи, чтобы питаться. Всё уже не было так радужно, и это сказалось на стихах моих песен, они были грустными.
В одно пасмурное утро меня разбудили стуки топоров. Я проснулся, не понимая, что происходит. Взглянув в окно, я ничего не увидел. Тогда я вышел на улицу и пошёл на шум. Стуки доносились из волшебного места, я побежал туда, испугавшись за клён.
Страх мой был не напрасен. Прибежав к озеру, я увидел, как два человека рубят наш клён.
- Что вы делаете?- в сердцах закричал я.
- Успокойся, мальчик. Мы купили эту площадку возле озера и будем на этом месте строить дом,- ответил один из них.
- Как так можно? Это же живое дерево. Оно столько много лет здесь простояло.
- А нам-то что? Оно будет мешать стройке, его необходимо убрать.
Не в силах что-то изменить, кто я – ребёнок, против двух взрослых, которые обладают теперь всеми правами на наше с отцом волшебное место, я сел на корточки на берег озера, и, уткнувшись лицом в колени, заплакал.
Вдруг чья-то тяжёлая рука легла мне на плечо.
- Успокойся, парень. Неужели это дерево так дорого для тебя?- раздался голос второго мужчины.
- Очень дорого,- захлёбываясь слезами, ответил я.
- Ты здесь вырос?
- Мы с отцом ходили сюда слушать музыку природы.
- Так ты занимаешься музыкой?
- Да. А ещё этот клён память о моём отце. Он умер.
- Мне очень жаль твоего папу. А на каком инструменте ты играешь?
- На гитаре.
- В музыке я совсем ничего не понимаю. Но сердце у меня есть. Я понимаю, что такое вдохновение для музыканта. Мой двоюродный брат имеет свою мастерскую, там он делает музыкальные инструменты: скрипки, гитары. Не срубить клён мы тоже не можем, но я не дам ему пропасть просто так, бесследно. Я отдам ему этот клен, и он сделает тебе гитару. Бесплатно. В память о твоём отце и этом месте.
Я поднял свои заплаканные глаза и посмотрел на лицо этого мужчины. Его выражение было добрым и искренним. Он узнал моё имя. Я ответил, улыбнулся и, поблагодарив его, пошёл домой.
Вскоре мама нашла работу для себя. Но необходимо было переехать в столицу, в Мадрид.
Это место нам очень дорого. Этот дом построил мой отец. Но выхода у мамы не было. Пришлось выставить дом на продажу и собирать вещи для переезда.
Дом купил какой-то богатый иностранец. И дом и сад. Мой сад, который я так любил.
В день отъезда, когда все вещи уже были собраны, к нам постучался тот самый мужчина, который рубил клён. Дверь ему открыла мама.
- Добрый день. А могу я видеть Рауля?- спросил он.
- Здравствуйте. Да, конечно. Рауль, сынок, к тебе пришли,- позвала меня мама.
Я подбежал к двери и увидел его. В руках он держал гитару.
- Ну, здравствуй, мой юный музыкант. Я, как и обещал, принёс тебе гитару, сделанную из клёна.
Моему удивлению и радости не было предела.
- Спасибо, спасибо вам. Я, я даже не знаю, как вас благодарить,- ответил я.
- Мне ничего не нужно. Твори свою музыку, а гитара пусть тебе помогает в этом.
- Когда-нибудь я напишу песню для вас.
- Я буду очень рад,- сказал он и, улыбнувшись, протянул мне гитару.
Я с трепетом взял её в руки и пробежался пальцами по её струнам. Она уже была настроена и звучала великолепно.
Вручив мне инструмент, он хотел было удалиться, но я остановил его вопросом:
- Как вас зовут?
Он, обернувшись, ответил:
- Как и тебя, мальчик мой. Рауль моё имя.
Мы переехали в Мадрид. Мама работала сутками, я её почти не видел. Что мне оставалось? Учиться и в свободное время заниматься музыкой. Я писал всё новые и новые песни. Чтобы не быть обузой, я сам стал зарабатывать деньги в переходе, играя на новой гитаре. Я исполнял свои песни. Мне за это неплохо платили. Людям нравилась моя музыка, моё творчество. Однажды ко мне подошёл один паренёк, который на вид был чуть старше меня. Он заинтересовался моей музыкой и, увидев, что мне за неё ещё неплохо платят, он предложил мне попробовать себя в их молодой группе. Я с радостью согласился.
Группа была зеленая и ещё нераскрученная. Концерты они давали в школах, в детских домах, иногда в творческих клубах. Меня взяли в качестве гитариста, а мои стихи взяли за основу своих песен.
Для меня началась совсем новая жизнь. Я полностью ушёл в своё творчество, забросив учёбу в школе. Писал стихи, музыку, исполняя её на своей кленовой гитаре. Звучание этой гитары было особенным. Клён передавал мне музыку природы, её звуки. И эти звуки были великолепны. Они вдохновляли меня всё больше. И я писал каждый день. Постепенно родилась песня о Рауле, подарившем мне гитару (я надеюсь, он её услышал).
Нас заметили и начали приглашать на различные выступления, фестивали, концерты, за которые нам неплохо платили. Появился продюсер, желающий вкладывать в нас деньги и устраивать нам концерты. Начались студийные записи. Буквально за три года мы выпустили четыре пластинки, которые пользовались популярностью не только в Испании, но и в западной Европе.
Мне предложили записывать и сольные альбомы, романсы на мои стихи. Я с удовольствием соглашался. Материала было много, и я дарил его людям. Эту музыку природы, которая издавала моя гитара, моя память об отце и волшебном месте, где я её слушал, и которое мне дало творческую путёвку в жизнь.
КОНЕЦ.