Передоз и сирень. Из воспоминаний

Майя Уздина
Начну с сирени. Весной, когда пышно зацветала сирень, я составляла букет. Впереди красовался тюльпан, создавая контраст. Букет притягивал взгляд, аромат  сирени кружил голову. И вся эта красота вызывала  в душе  музыку романсов  П.И. Чайковского «Растворил я окно» и прекрасного романса С. Рахманинова. Приятные ассоциации. Приятные воспоминания. Ниточка памяти тянулась.

Дача в Троице-Лыково.  Мы снимали комнату  на  берегу реки  вблизи от Серебряного Бора. Тогда нашей дочке было 4 года. Хозяйка – Валя весь день трудилась на огороде. Во дворе  рос огромный куст сирени  глубокого цвета. Поспевала редиска, укроп и другая зелень, вечером Валя аккуратно перебирала зелень, связывала  в пучки. Теперь важно было продать товар свежим.

Покупать место на рынке  и платить всем, кто потребует денег, смысла не было. Надо было ухитриться продать недалеко от продовольственного магазина. Но безбожно гоняла и штрафовала милиция, да и было у милиции много добровольных помошников.

 Но здесь, у магазинов покупали  свежую зелень хозяйки.   В овощных  магазинах  не водилось её. Вот и исхитрялись люди, стараясь совершить тайную продажу и покупку, чувствовав себя при этом преступницами. Измученная и уставшая возвращалась 50-летняя труженица с этих  запрещённых законом дел.

Когда расцветала сирень, Валентина безмерно радовалась. «Я  ничего не делала, не трудилась а вот наломаю веток, продам букеты, будут деньги» - приговоривала  она и благодарила Бога за дар.

 Скучала я по сирени.  Но в Израиле сирень не растёт. В один из приездов  в Москву решила я купить картину. Решила - сделала. В переходе на Крымском мосту художники продают свои поделки. Нашла я приличную копию с картины Кончаловского и купила её.

 Но вывезти картину можно лишь получив разрешение Министерства культуры, куда надо принести картину и четыре фотокарточки с неё. Комиссия при министерстве рассматривает, оценивает и даёт  или не даёт разрешение на вывоз. Простояв несколько часов в очереди, я получила разрешение, сопровождаемое усмешкой членов комиссии-подделка. Всё это забыто, осталось позади, а картина висит напротив моей  кровати, и  каждый день я вижу сирень.

 Какое отношение имеет сирень к передозировке? Самое прямое. Однажды я увидела, что букет изменился - кроме сирени в нём  находятся огромные красные тюльпаны. А надо сказать, что за несколько дней до этого события я попала в больницу с тяжелым сердечным приступом.

До операций, на которые я решилась, когда другого выхода уже не было, я месяцами лежала в больницах. Тут придётся рассказать о некоторых особенностях больниц Израиля.

Для меня самым неприятным моментом, тянувшимся часами, было поступление в приёмный покой. Там происходят проверки: анализы крови, рентген и множество других. Иногда больные находятся по 8 часов в приёмном покое. (Это не касается  срочных больных с ясным диагнозом, например, инфаркт.) Другим больным дежурные врачи пытаются помочь здесь же и отправить домой. У меня был серьёзно нарушен ритм сердца. Дежурный врач менял лекарства, ничего не помогало. Принес таблетку и предложил проглотить. На вопрос  "что это?" Ответил: "дигогсин". Я отказалась принимать, зная что для меня это средство противопоказано.

Кроме того я читала повесть Франсуазы Саган «Немного солнца в холодной воде», главная героиня которой кончает жизнь,  приняв большую дозу этого сильного сердечного средства. Врач оказался упрямее меня, насильно положил мне в рот таблетку. Странно, но приступ   прошёл. Врач  торжествовал. Следующие два дня  рекомендовал продолжить приём лекарства. Меня выписали домой. Но  была пятница , на следующий день поликлиника не работала, поэтому он дал мне две таблетки дигогсина с условием, что после выходных дней, я обращусь к семейному врачу.

 Следующий день прошёл спокойно, но к вечеру со мной начало происходить что-то странное. Первое, что бросилось мне в глаза - сирень. Но в корзинке впереди  сирени  оказались тюльпаны - оранжевый и ярко красный. Потолок комнаты был как ночное небо весь в звездах. По полу ползали черви и змеи. Меня  тошнило, почему-то я размахивала руками, потом начались судороги, рвота. А потом я захотела спать. Сонная я позвонила врачу, потому что  уже настало утро, рассказала, еле ворочая языком. Он  вызвал и прислал за мной скорую помощь (в Израиле называется Амбуланс), дальше я очнулась в реанимации. Через 3 дня, выписывая меня из больницы, врач мне сказал: «Теперь Вы узнали, что чувствует наркоман, перед смертью от передозировки».
 
А на закуску  дарю моим читателям романс-

СИРЕНЬ

Музыка Сергея Рахманинова
Слова Екатерины Бекетовой

По утру, на заре,
По росистой траве
Я пойду свежим утром дышать;
И в душистую тень,
Где теснится сирень,
Я пойду свое счастье искать…
В жизни счастье одно
Мне найти суждено,
И то счастье в сирени живет;
На зеленых ветвях,
На душистых кистях
Мое бедное счастье цветет.

1878

"Растворил я окно..."

Музыка П.И. Чайковского , слова Великого князя Констаетина Романова.
Исп. Дм. Хворостовский. http://get-tune.net/?a=music&q=++

Растворил я окно - стало грустно невмочь -
   Опустился пред ним на колени,
И в лицо мне пахнула весенняя ночь
   Благовонным дыханьем сирени.

А вдали где-то чудно так пел соловей;
   Я внимал ему с грустью глубокой
И с тоскою о родине вспомнил своей,
   Об отчизне я вспомнил далекой,

Где родной соловей песнь родную поет
   И, не зная земных огорчений,
Заливается целую ночь напролет
   Над душистою веткой сирени.

13 мая 1885