Синопсис повести « Натурщики и призраки»
Конец 80-ых, Вечерние Рисовальные классы СПб Академии художеств. Группа учащихся 4-го курса от 16-ти до 60-ти лет и их любимый преподаватель Гижа Н.А. Героиня - Нина, 17-тилетняя наивная хипница с историей неразделённой школьной любви к соученику-исполнителю Петра Гринёва (Капитанская дочка ) в школьном спектакле, в треуголке и со шпагой по роли. Треуголка становится для неё символом и наваждением. В мастерской скульптора на маскарадной вечеринке и во время разглядывания посмертных гипсовых масок знаменитых людей, - обнаруживается её сходство с маской Марии Стюарт и Неизвестной из Сены; это её очень пугает. В конце вечеринки Нину уговаривают поменяться одеждой с молодым парнем и мистифицируют известного актёра, чей бюст делает скульптор. Актёр влюбляется в переодетого девушкой юношу. Гижа рассказывает историю призраков Академии художеств, одетых в треуголку и бродящих по зданию. Треуголку же носит и натурщик исторического полотна и иногда один из студентов группы, член Военно-исторического Клуба. Нинина группа на занятиях анатомическим рисунком знакомится с парнем из Института Культуры, коллекционером игральных карт, попадают к нему на именины, у него в комнате – скелет в треуголке. Когда Нина уходит, - появляется её школьный возлюбленный, он приятель коллекционера карт. Подвыпив, все идут в морг рисовать мертвую натуру с множеством приключений по дороге и в морге. Петр, оказывается, тоже был влюблён в Нину, но их пути разошлись, а теперь, узнав, где она учится, приходит в Академию, но они опять расходится с Ниной буквально минутами. Приятель скульптора, знаменитый режиссёр из Москвы приглашает её на роль Марии Стюарт, она уезжает на кинопробы. После массы приключений и вставных историй, наконец, они должны встретиться , назначают свидание у Двлрца пионеров, на Новогоднем представылении, где её возлюбленный, студент-актёр, подрабатывает, изображая Принца-Щелкунчика в камзоле и треуголке. Они бегут навстречу друг другу, и Нину сбивает машина, он несёт её на руках,теряя сознание, она видит – его склонённое к ней лицо в треуголке.
Гл.1 Натурщики и призраки. Толпа студентов разных курсов на набросках живой натуры, герои и персонажи повести, преподаватели и натурщики. Мистические секреты искусства рисунка. Первое появление человека в треуголке, рассказ Гижи о привидениях Кокоринова и Козловского. Первый, не достигший цели, поход через дворы Академии в мастерскую исторической живописи.
Гл.2 Маски и пляски. Встреча по дороге с ломаной скульптурой в треуголке, приглашение в Гипсоформовочную мастерскую на вечеринку. Посмертные маски и маски Дель-Арте. Сходство Нины с маской Марией Стюарт, страшно её напугавшее. Странная кадриль в масках и переодевание Нины с юношей-студентом. Продолжение похода…
Гл.3 Кладоискатель и мистификация. Встреча с натурщиком-кладоискателем в саду Академии. Мастерская скульптора, продолжение вечеринки под регги Боба Марли, путаница переодетых Нины и Николы, страшные истории о кладах. Актёр Хмельчик увлечён переодетым парнем. Все расходятся за поздним временем…
Гл.4 Митинги и история школьной любви. Странные приключения главных персонажей по уходе из скульптурной мастерской. «Агасфер» и цыган в треуголке. Рассказ Нины о её несчастной школьной любови, символ которой – треуголка. Утренние этюды в Румянцевском саду и митинг там общества «Память», фанаты Талькова, «Имперский Союз-Орден», потасовка. Приход в сад однокурсника в форме Семёновского солдата в камзоле и треуголке. Поездка на занятия анатомическим рисунком…
Гл.5 Карты и идея похода в морг. В гостях у коллекционера игральных карт. Скелет в треуголке, «Пляски смерти» и странные баллады под гитару и скрипку. Уход Нины, приход её школьного возлюбленного. Начало похода в морг для штудии пластической анатомии.
Гл. 6 Приключения по дороге и в морге. Блуждания по дороге в морг на Новодевичьем кладбище, бывшем «горячем поле», барахолке и Средней рогатке. Встреча с «Агасфером» и солдатом в треуголке. Приключения в морге и приход в кафе «Алёнушка», встреча с Сенсэем Колей.
Гл.7 Любовь Сенсэя, облава и побег. Танцы и приключения в кафе «Алёнушка», история тантрической любви Сенсэя, облава на бандита Феку (историческая личность) и побег.
Гл.8 Визитёры и 2-ой поход в мастерскую исторической живописи.
Визиты разных персонажей на занятия в Рисовальные классы – натурщика-кладоискателя, натурщика-гонца в камзоле и треуголке, уход за ним Нины. Рассказ об андрогинах и эфебах в связи с влюблённостью актёра Хмельчика. После ухода Нины - приход её возлюбленного, невстреча! 2-ой поход ( опять незавершённый) в мастерскую исторической живописи.
Гл. 9 Невстречи и встречи. Снова остановка в Гипсоформовочной. Встреча с режиссёром, он приглашает Нину на роль Марии Стюарт. Блуждания по коридорам Академии и мастерским, постепенно некоторые персонажи отстают. Встреча с уродкой-красавицей натурщицей и проводы её домой.
Гл.10 Полуподвальная компания и 3-ий ( состоявшийся) поход. Проводы натурщицы, снова «Агасфер» и Цыган в треуголке. Разгульная компания в полуподвале, натурщик-кладоискатель с предполагаемой картиной Шевченко. Приход (наконец) в мастерскую исторической живописи и некоторые тайны живописи. Приглашение в «подмастерья», ночёвка в «каптёрке».
Гл.11 Исчезновение Нины. Конец семестра, зимний обход студенческих работ; к концу 4-го курса и выпуска пути компании расходятся. Гижа попадает в больницу, двое «подмастерьев» навещают его там и рассказывают об исчезновении Нины, о её поисках , о невстрече с Петром и трагической гибели (или исчезновения?).
Эпилог.