Книжный спор

Александра Михайлуца
Казалось бы, ночью в книжном магазине должна царить обыкновеннейшая тишина. Но если бы кому-то когда-то удалось затаиться здесь на ночь и не спать до утра, этот человек стал бы свидетелем оживленного спора. И не поверил своим глазам и ушам…

- Нет, уж извольте изъяснять свою позицию конкретнее! Вы полагаете, что люди - существа рациональные? – выступал главный зачинщик подобных дискуссий и заядлый провокатор – руководство «Искусство спора».
- Погодите… Во-первых, никто не может утверждать о таком однозначно, ведь каждый человек время от времени совершает иррациональный поступок. Во-вторых, если говорить о рациональности как о разумности, то поведением человека управляет не только разум, - рассудительно ответила книга «Философия: вопросы веков».
- Да-да, вот уж никак нельзя забывать об уделе сердечном. Ох, сколько исторических событий случилось под влиянием именно эмоций, а не только холодного расчёта, - покачал корешком учебник истории.
- «Сееердцеее, как хорошо, что ты такооооое… Спасибо, сердце, что ты умеешь так любить!» - мечтательно протянул «Песенник».
- Вы романтик! – соседка по полке, «Как очаровать мужчину вашей мечты», хихикнула и придвинулась на пару миллиметров ближе.
- Эти двое как всегда за своё. Им бы любовь да любовь… - заворчала «Большая Энциклопедия». – А по факту: на моих страницах столько данных о разумных личностях. Деятели науки, логики, техники, вполне рациональные люди. Что вы на это скажете?
- Ой, да бросьте! Конечно, в своей области они, может, поступали и мыслили рационально и взвешенно, но у каждого были периоды своего «сумасшествия». Или вы скажете, что никто из них никогда не любил? Не поступал вопреки голосу разума? Не давал передышку своему логическому и «правильному» мышлению? Или попросту не ошибался в своих суждениях, даже будучи высоко интеллектуальным человеком? - уверенно заявила «Биография великих личностей».
Тут в спор вмешалось новое издание «Нейрофизиологии»:
- К вашему сведению, человек использует только 10% нейронных ресурсов своего мозга…
- Так если люди пользуются малой толикой того, что имеют, их восприятие весьма ограничено? - «Искусство спора» являлся еще и любителем перебивать для вставки новых провокационных вопросов. – Вот представьте, что вы не имели бы 90% своего содержания. Пустые страницы, никаких слов и иллюстраций. Вы бы так же умно рассуждали?
- В частном целое. Не цепляйтесь за цифры и слова. Люди просто забывают быть участниками этого мира в том смысле, в котором это нужно. Они пришли сюда творцами и созидателями, но за будничными заботами, за напряжением не помнят о своём предназначении. И забыли, как красив мир вокруг и что значит быть цельными и счастливыми, - размеренно сказала книга «Дзен – это просто».
В разговор вступил «Сборник лирической поэзии»:
- О чем тут спорить, господа?
Ведь всем известно без сомненья,
Что человек, по сути, и творец,
И величайшее творенье…
- Что происходит? Что обсуждаем? – только что проснувшись и зевнув, спросила «Книга для любознательных».
- Ничего толком. Скучно вот всем, вот и решили поговорить о людях, - произнесла «Привлечение успеха».
- Да-да, скучно просто всем… Затеяли как всегда разговор ни о чем, - поддержала её близняшка «Как поймать удачу».
- А ведь действительно – о чем спор? О том, каков человек? Разве есть что-то, доподлинно известное о людях? В каждом из них сочетание противоречий, рационального и нет, разума и чувств, творчества и разрушения… Можно спорить целыми днями, а толку? Человек – загадка природы. Хоть вроде и предсказуемое существо, но попробуй понять, что у него в голове творится на самом деле. Даже он сам наверняка не знает о том, кто он и каков. А уж что нам судить – мы ведь его рук дело. Не было бы людей, и нас бы не было! – подытожила самая толстая книга «Всё обо всем». И как вовремя – сразу после этих слов прозвенел дверной колокольчик, и в магазин зашла молоденькая девушка-продавщица.

Наступило утро рабочего дня. В магазине царили тишина и покой, продавщица неспешно перелистывала страницы нового журнала. А на полках молчаливо стояли книги – множество книг, разнообразных и ярких, толстых и тонких, ждущих своих покупателей. И никто не догадывался, какую они хранят тайну…