Ситуационные склейки

Аркадий Костерин
Примечание: Эта старая статья нравится мне своей краткостью и простотой, при несомненной для меня важности излагаемых принципов.

Сам виноват и слёзы лью,
И охаю –
Попал в чужую колею
Глубокую.
Я цели намечал свои
На выбор сам,
А вот теперь из колеи
Не выбраться.

В. Высоцкий. Чужая колея.

   Сразу поясню, о чём идёт речь. В жизни очень много ситуаций, в которых мы действуем вынуждено, поневоле. Приходится делать разные неприятные вещи – не для творчества и не для радости, а во спасение. Жизнь диктует нам свои законы. Однако, и в этих тесных ситуациях человеческое сознание играет свою эвереттическую функцию – выбора реальности. Тем, кто не сталкивался ещё с эвереттической темой, поясню, что речь идёт о рассмотрении всей картины бытия с позиций многомирия ( http://www.chronos.msu.ru/lab-kaf/Lebedev/lebedev.html , 2, 3). Эта область исследований, основанная, пока, только на гипотезах, получила своё название от её первооткрывателя Хью Эверетта. В основе моего рассмотрения лежит гипотеза выдающегося современного физика М.Б. Менского о том, что человеческое сознание выполняет в многомирии роль механизма, выбирающего физическую реальность (4 Менский).
   Боюсь, что услышав о параллельных мирах и каком-то фантастическом выборе реальности, многие читатели махнут рукой и горько хмыкнут. Кто-то посторонится фантастической зауми, другие скажут: «Чушь всё это! – О какой свободе выбора может идти речь при нашей бедности, униженности и бесправии? Мы маленькие люди, подчинённые. Это наверху, у богатых, свобода выбора, или на Западе. А мы – как были рабы, так и остались!». – Постараюсь переубедить таких читателей.
   Начать придётся издалека. В предыдущих статьях (6) мною были набросаны прикидочно схемы выбора параллельных миров, соответствующие психической деятельности людей. Там же были рассмотрены взаимодействия (склейки) между ансамблями параллельных миров, происходящие в ходе сознательной деятельности. Эти склейки представляют собой совпадения по нескольким параметрам образов и понятий, составляющих внутренние символы человека, а также по параметрам при оценке внешних материальных и психических объектов (6 О символах).
   Со склейками также связано возникновение ассоциаций, воспоминаний и предвидений (интуиция). Обобщённо можно сказать, что любые процессы передачи и обработки информации человеческим сознанием связаны с выбором и склейками ансамблей параллельных миров. Причем, масштаб таких склеек является важнейшей характеристикой творческих возможностей личности, её глубины.
   Однако, человеческое существование определяется не только духовной жизнью. Грубая материальная действительность постоянно давит на нас и заставляет активно реагировать. Поэтому очень большая доля воспринимаемой информации является навязанной нам внешним миром, вынужденной. Мы обязаны оперативно принимать решения и действовать просто для выживания и сохранения устойчивости, или для спасения и улучшения своего положения. Особенно активно, если это касается детей и близких родственников.
   Характерно, что набор реакций на бытовые события, как правило, не велик, он лежит обычно в узких рамках тривиальных отношений физических и биологических объектов. То есть обыденная человеческая жизнь, в основе которой лежит борьба за выживание, имеет очень узкий аттрактор причинно-следственных связей и очень мало выходов за его пределы. Поэтому используемые при таком существовании склейки ансамблей параллельных миров обычно узки и однообразны. Ситуация диктует вынужденные стандартные реакции и только немногие могут вырваться из затверделой колеи реальности. Особый характер таких склеек и является предметом рассмотрения в этой статье.
   Для начала следует отметить, что, в сущности, ситуационные склейки порождены общим характером процессов, происходящих в материальном мире. В этих процессах периоды нестабильности (бифуркаций) чередуются с периодами устойчивого развития.(5 Пригожин) Ситуационные склейки – это явления, характерные для этапов устойчивого существования, когда возникает аттрактор, совместный для больших групп субъектов в контексте одних и тех же физических событий.
   То есть в моменты бифуркаций происходит более или менее осознанный и свободный выбор аттрактора для последующего, относительно несвободного существования. Деятель выбирает путь развития на более или менее длительный срок. Вследствие сказанного ясно, что свобода субъекта проявляется неравномерно. Но ошибкой было бы утверждать, что периоды бифуркаций однозначно соответствуют пикам духовной деятельности человека. Дело в том, что смысловой, духовный и нравственный выбор последующего существования определяется в ходе предшествующего этапа устойчивости, когда жизнь ещё катится по привычной колее, а дух, возмущённый несвободой, уже ищет выхода.
   Чтобы выявить характерные черты ситуационных склеек, обратимся сперва к предельным случаям. Это варианты катастрофического развития событий, когда разброс возможных принимаемых решений стягивается до минимума. Ситуация практически лишает альтернативы захваченных ею людей. Всем известными примерами таких событий являются аварии с подводными лодками, самолётами и надводными судами, аварии на шахтах, стихийные бедствия в горах, экологические катастрофы.
   Такие ситуации мы привычно называем безвыходными и это обоснованная оценка, потому что события в них развиваются почти однозначно, линейно, не оставляя свободного выбора попавшим в них людям. Спасение из таких катастрофических ловушек справедливо расценивается как чудо. Но я убеждён, что эти чудеса имеют вполне доступную для исследования причину. – Это нелинейность, создаваемая в ходе событий людьми на пике духовной деятельности.
   В стальной колее катастрофы все участники проходят важнейшее духовное испытание. – Происходит выявление и кристаллизация их нравственных и духовных ценностей. Мне приходилось слышать рассказы подводников, чернобыльцев и других людей, побывавших в экстремальных ситуациях. Собственно, непосредственным поводом к написанию этой статьи стал рассказ моего друга, спасшегося во время пожара на шахте в Норильске.
   Катастрофа – это крайний случай ситуационной склейки, когда наибольшая физическая несвобода, полная безвыходность и угроза гибели вызывает необычайное психическое напряжение и мобилизацию всех духовных сил. В результате происходит грандиозная склейка миров силой сознания. Правда, так бывает не со всеми участниками, а лишь с теми, у кого есть в потенциале требуемая глубина и духовность. Тем, кто продолжает в тисках судьбы мыслить категориями мелкого бытового уровня, нечего противопоставить катастрофе.
   В катастрофе, как это ни парадоксально звучит, выявляется наивысшая свобода сознательных субъектов. Осознание безвыходности положения ставит их перед глобальным выбором: Что спасать? – Душу или тело? То есть такая ситуация является катализатором для выявления системы ценностей и глубины личности человека. Она ставит его перед возможностью оправдать или погубить всю свою жизнь. В этом и состоит, по-моему, наивысшая свобода.
   Для верующего человека смысл выбора ясен. Он сознаёт, что в этот момент выбирается одно из двух: вечная жизнь души или бренная жизнь тела. Тот, кто жертвует собой для спасения других, выбирает подлинную жизнь. Тот, кто спасает свою шкуру, ползя по головам, распихивая женщин и детей, может выиграть только отсрочку смерти и погибает навек.
   Однако, зачастую, выбор самопожертвования спасает и жизнь героя. Бог даёт ему неимоверную силу и удачу, позволяет переломить ход событий. В познавательной трактовке это означает склейку миров гигантского масштаба, которая создаёт нелинейность физических событий и возможность спасения. Создаются почти невероятные ответвления причинно-следственных связей, порождаются аттракторы спасения, захватывающие многих и многих людей.
    Как определить без катастрофы, на что способен человек? По образованию и официальным заслугам нельзя судить о глубине личности и силе духа. Скорее уж показателем тут является совесть. То есть, если использовать терминологию эвереттики, именно нравственность является определяющим признаком высокоразвитой структуры личности, её силы и глубины, что неизбежно проявляется в масштабных склейках ансамблей параллельных миров.
   Однако, вернёмся снова к обыденной жизни. Как уже было сказано выше, вся наша жизнь состоит из ситуационных склеек, перемежающихся короткими периодами неустойчивости, когда выбирается последующий аттрактор развития. Так устроен наш физический мир, и мы, в нашем материальном существовании подвержены его законам. Но сознание не засыпает и во времена устойчивости, оно должно реализовывать доступную ему качественную глубину бытия, т.е. склеивать ансамбли параллельных миров. Чем масштабнее эти склейки, чем большее количество информации перерабатывается в обыденных ситуациях, тем выше качество жизни.
   Всякое сознание формирует индивидуальную трактовку событий обыденной жизни в связи с тем, что набор внутренних символов у каждого человека свой ( 6  О символах). Но размах используемых при этом склеек параллельных миров невелик, так что, хотя они никогда не совпадают в точности у разных людей, но чрезвычайно похожи друг на друга. Это естественно, потому что в бытовых склейках используются, как правило, коллективные символы небольшой глубины, не затрагивающие высокого уровня абстракций. Поэтому в обыденной жизни подавляющее большинство людей мыслят и действуют однообразно.
   В быту человеку приходится всё время преодолевать инерцию мышления, его стереотипность. Аттрактор бытовой ситуационной склейки всё время как бы стремится к стягиванию. Привычные ситуации разрешаются рутинным способом, круг перерабатываемой информации всё сужается, а это очень опасно. Человек перестаёт реагировать на глубину бытия, пропускает возможные плодотворные развилки своей судьбы. Он двигается по жизни как автомат, по инерции.
   Субъект, следующий в жизни по узкому бытовому аттрактору имеет совершенно специфическое мироощущение, не соответствующее назначению и возможностям человека. Он чувствует себя несвободным, ограниченным со всех сторон. При этом у человека нарастает ощущение подневольности действий, появляется апатия, снижается качество его жизни. Это ложное мироощущение приводит к деградации или истерическому бунту, такой человек часто ищет утешение в пьянстве и таким образом создаёт для себя эрзац глубины существования. Но это особая большая тема. Здесь замечу только, что патологическое стягивание аттрактора ситуационных склеек может привести к внутренней катастрофе индивида, т.е. к полной потере личности и к безумию.
   Лишь немногие чудаки способны решительно преодолеть инерцию обыденщины и войти в «узкие врата» широких аттракторов, созданных фундаментальными духовными символами. Поскольку диапазон склеек при осознании высоких абстракций чрезвычайно велик, то люди, оперирующие ими, имеют гораздо больший набор вариантов обыденной жизни. Они могут выбирать соответствующий их духовным запросам бытовой аттрактор. Для таких людей характерны нетривиальные поступки, необычный образ жизни, подвижничество, аскетизм и т.д. Это значит, что для них материальная жизнь подчинена духовным требованиям, она не довлеет над ними. Души этих людей свободны, они витают в высших измерениях бытия и созидают бесконечно просторный мир духа, независимо от того, чем конкретно занимаются. По-моему, люди эти обладают наибольшей полнотой бытия, им доступно наивысшее качество жизни. Они счастливы, потому что свобода – это наивысшее счастье для человека.


Ноябрь 2004. Нюрнберг.


Литература.

1. Высоцкий В.С. 100 песен Владимира Высоцкого. Музична Украина Киев 1990

2. Лебедев Ю.А., Неоднозначное мироздание. Апокрифические размышления о Стрелах Времени, летящих без руля и без ветрил. Кострома, 2000 г. Интернет-копии http://piramyd.express.ru/disput/lebedev/text/titul.htm. и http://www.sciteclibrary.ru/books/text/titul.htm

3. Лебедев Ю.А. Историческая стрела времени в эвереттике (постановка некоторых проблем эвереттики, темпорологии и физики) Рукопись

4.  Менский М.Б. КВАНТОВАЯ МЕХАНИКА: новые эксперименты, новые приложения и новые формулировки старых вопросов, УФН Июнь 2000 г., Том 170. № б, стр. 631 - 648
Имеется электронная копия по адресу http://everettian.chat.ru/Russian/Mensky.html#Введение

5. Пригожин И.Р. Стенгерс И. Порядок из хаоса. Москва 1992 Мысль

6. Костерин А.М. Статьи: О символах. Размышления о странствиях души. Осенние прогулки по параллельным мирам.
             http://filosof.net/disput/kosterin/kosterin.htm