Гульзара Канапьянова. Счастье в музыке и учениках

Рена Жуманова
    В сентябре отмечается юбилей директора Кокшетауского музыкального колледжа Гульзары Мусахановны Канапьяновой. Эта беседа прошла в преддверии юбилейного вечера, который состоится 30 сентября в концертном зале музыкального колледжа.
-  Юбилей – это всегда повод подвести итоги, оглянуться назад, охватив   мысленным взором пройденный путь. Возвращаясь к прошлому, определенные моменты вспоминаешь с особым удовольствием. И, как  правило, эти мгновения – из страны детства. Каким был Ваш путь в музыкальную педагогику?
–  Невольно хочется процитировать известные изречения  «все мы  родом из   детства», «без прошлого нет будущего»… При всей затертости этих   высказываний нельзя не признать их абсолютную справедливость. Все, чем мы являемся, не рождается на пустом месте. Семья, фамильные традиции, 
фундамент, заложенный родителями и окружением, так или иначе     определяют наш путь.
     Что касается педагогики, то это у нас наследственное. Мой отец был одним из виднейших деятелей народного образования Казахстана. Историк, человек необычайной эрудиции и огромного обаяния, к сожалению, рано ушедший из жизни. Мама – тоже педагог, математик, сделала все возможное, чтобы дать детям достойное образование.
     Нас, детей, было шестеро, и родители старались верно определить и направить склонности каждого. Я всегда любила публичные выступления, активно участвовала во всевозможных концертах, в школе пела в вокальном квартете, в хоре. Музыкальное образование тогда еще не было массовым явлением, но у нас дома было пианино, и дети невольно приобщались к традициям музицирования. Я училась в музыкальной школе и, надо признать, особым рвением не отличалась. Спасибо моей первой учительнице Г.В. Шаляпиной, которая сумела привить глубокую и неистребимую любовь к музыке. Без менторства, без назидательности, только добром и любовью – таким было ее педагогическое кредо, порождавшее ответное чувство в душах учеников. Не могу не упомянуть с благодарностью и имя Ф.Г. Курбановой, моего педагога в алма-атинском музыкальном училище, куда я поступила после школы. Бывают в нашей жизни некие знаковые моменты, которые определяют наш выбор. Так, например, когда Ф. Г. Курбанова привела нас, троих своих выпускников, на консультацию в консерваторию, откуда-то вдруг раздались торжественные аккорды первого фортепианного концерта Чайковского, и все наши страхи и неуверенность как рукой сняло. При поступлении был жуткий конкурс, но мы все выдержали это нешуточное испытание. Мне вновь повезло с педагогом, я попала в класс замечательной пианистки, профессора Алма-Атинской консерватории Айсулу Досаевой. Она научила меня двум важнейшим вещам: слуховому вниманию и чистоте интонирования. Выпускница Московской консерватории, Айсулу Жумабековна  не только умело прививала профессиональные навыки, но и мастерски создавала необходимую ауру, рассказывая о своих личных музыкальных впечатлениях, об уникальных пианистах, с которыми ей довелось общаться.
- Чем запомнились годы учебы в консерватории?
- Алма-Ата всегда отличалась богатой гастрольной жизнью. Мне, например, посчастливилось увидеть и услышать уже опального в то время Мстислава Ростроповича перед его выдворением из СССР. Этот концерт – одно из самых сильных впечатлений всей моей жизни. Когда на бис была исполнена «Русская песня» И. Стравинского, в зале на миг воцарилась мертвая тишина, за которой последовала оглушительная овация. Я до сих пор храню ощущение непередаваемого восторга: хотелось бежать к сцене, кричать…
-  Жизнь большого города всегда кажется более привлекательной и разнообразной. Ваша семья обосновалась в Алма-Ате, а одна из сестер – в Москве. Чем было обусловлено Ваше возвращение в Кокшетау?
–  Вероятно, кому-то это может показаться неправдоподобным, но у меня всегда была мечта: вернуться в родной Кокшетау и – не сочтите за нескромность – продолжить дело своего отца.
     Все сложилось как нельзя лучше. Мой будущий супруг художник Мурат Есимов, с которым я познакомилась в Алма-Ате, был из Кокшетау. Поэтому возвращение в родные пенаты было словно предопределено свыше. В 1975 году, заочно обучаясь в консерватории, я начала преподавать в Кокшетауской детской музыкальной школе. В следующем, 1976 году в нашем городе открылось музыкальное училище, и вся моя дальнейшая деятельность прочно и неразрывно связана с его историей. Я всегда считала открытие Кокшетауского музучилища своей большой удачей. Мой личный педагогический опыт и традиции нашего учебного заведения росли синхронно. Первые педагоги нынешнего колледжа - М.К. Бексеитов, В.П. Сорокин, З.Р. Халикова, М.Н. Гурычева, ваша покорная слуга - мы все были одержимы страстным желанием работать во славу музыкальной культуры Кокшетау. В нас горел огонь подлинного, бескорыстного энтузиазма. Мы вместе радовались первым успехам, первым победителям конкурсов, первым удачным выпускникам.
- Расскажите о своих учениках.
- За годы работы через мой класс прошли тридцать пять студентов, одиннадцать из которых впоследствии окончили консерватории. Кто-то ушел в другую сферу деятельности, другие продолжают мое дело. Елена Балапаева, выпускница Алма-Атинской консерватории, вернулась в родное училище и стала коллегой. Лариса Борисова успешно работает в колледже культуры. Жанара Искакова, одна из последних моих студенток, тоже недавно вернулась с консерваторским дипломом и преподает в нашем колледже. Когда осознаешь, что тебе удалось взрастить плеяду достойных продолжателей твоего дела, в душе воцаряется спокойствие и уверенность: многолетний труд не пропал даром.
- Смена педагогической деятельности на административную как-то изменила Вашу жизнь?
- Конечно. Прежде всего, появилась возможность для реализации многих  творческих замыслов. Моя любовь к музыке И.С. Баха дала начало такому уникальному и нерядовому в Казахстане явлению, как Баховский фестиваль, вот уже дважды – в 2000 и 2004 году - проведенный в Кокшетау. Давнее увлечение джазом вылилось в ежегодный джазовый фестиваль, который также набирает обороты и становится традиционным.
   Естественно, все эти проекты так и остались бы мечтой, если бы не поддержка замечательного коллектива нашего колледжа. Это мои единомышленники, высокопрофессиональные специалисты, с которыми нам удалось пережить трудные годы экономической нестабильности, болезненной «оптимизации», вынужденного слияния учебных заведений. Сейчас складывается благоприятная атмосфера, способствующая повышению рейтинга нашего учебного заведения, расширению межрегиональных и даже международных контактов. Участие и победы наших учащихся в престижных конкурсах – лучшее тому доказательство.
- Кто Ваши кумиры в мире музыки?
- Если говорить о пианистах, меня привлекают утонченность исполнения С. Иголинского, универсальность В. Горовица. Из казахстанских исполнителей могу выделить Е. Коган. Но подлинным кумиром всегда был и остается не пианист, а скрипач Владимир Спиваков. Очень тонкий исполнитель, дирижер, Спиваков всегда подкупает необыкновенной искренностью, обширными и универсальными знаниями, «неоднобокостью» своих интересов. Нельзя не отметить его спонсорскую деятельность в роли учредителя Фонда помощи одаренным детям.
- Можно ли сказать, что Вы достигли всего, о чем мечтали? Или  остались какие-то нереализованные идеи, которые Вы хотели бы претворить в жизнь?
- Отбросив ложную скромность, могу отметить: мечта юности о достойном   продолжении дела моего отца сбылась. Сеять «разумное, доброе, вечное» -  это, наверное, мое призвание. Есть и хорошие «всходы», положительные  результаты. А дальнейшее – покажет время.

«Акмолинская правда», №116, 28.09.2004.