Света с того света

Паулинхен Дурова
***
феерия жестокости

«Отпирая свой ад, не теряй ключи».

Посвящается Ангелу.
Пусть твоя смерть будет такой же фееричной, как твоя жизнь.


ЛИЦА:

СВЕТА – студентка, некрасива, но богата, делает вид, что изучает медицину

ЕЛИСЕЙ (ЕЛЯ) – её брат, успешный бизнесмен

ЯН – любовник Светы, начинающий актер, молод, красив, порочен

ВИКТОРИЯ – жена Елисея 

ТАТЬЯНА – горничная

БЕНЕДИКТ СТЕПАНОВИЧ (ВЕНЯ) – пожилой садовник

НОТАРИУС – жизнерадостный усатый джентльмен

ВАСИЛИЙ – отец Светы и Елисея

БЕРТА – мать Светы

ВАСИЛИСА – сестра Василия, с дочерьми РЕДЖИНОЙ и ПЕРУДЖИНОЙ

ВИКТОР – её муж

Друзья ЯНА – маргиналы

СЛЕДОВАТЕЛЬ, полицейские и санитары


МЕСТО ДЕЙСТВИЯ:


Загородный дом с ухоженным садом.
Квартира Яна.



АКТ I

Сцена 1.
Веня, Таня
Утро в саду. Веня подрезает кусты роз.

ТАНЯ. (высовывается из окна второго этажа, в резиновых перчатках, полирует стекла тряпкой) Доброе утро, Веничка! (скрывается в доме)
ВЕНЯ. Здравствуйте, Танечка.
ТАНЯ. (показалась в окнах гостиной первого этажа) Как расцвели ваши розы... Всем на зависть! (полирует стеклянную дверь в сад, размахивает тряпкой отгоняет мух)
ВЕНЯ. Чего ж им не цвесть? У них же всё для жизни есть. (достает из кармана крупное наливное яблоко) Угощайтесь, Танюша.
ТАНЯ. Красивое какое!
Тянется, чуть не выпала из окна.
ВЕНЯ. На здоровье! Без ГэМэО, самое натуральное из соседского сада, не то что в магазине заморские всякие: крепкие – не прокусишь, зубы поломаешь, а на вкус как парафин. 
ТАНЯ. Спасибо вам, дядюшка! (хрустит яблоком) До чего же сладкое, сок так и брызжет... Из соседского, говорите? Уволокли, говорите?
ВЕНЯ. Такого не говорил, я ничего пока не уволок. Угостили добрые люди.
ТАНЯ. Отчего же сами не съели?
ВЕНЯ. Скажу, что тебе отдал – меня еще угостят.
Таня вскрикивает, бросает яблоко.
ВЕНЯ. Тихо, тихо... Чего раскричалась? Хозяев разбудишь.
ТАНЯ. Там... там червь огромный мое яблоко пожрал!
ВЕНЯ. (смеется) Полезное, значит, коли червячок им лакомится. Без химикатов, почти как мои розы.
ТАНЯ. И будить-то некого  –  все разъехались. (бегает по дому, отплевывается) Фу! Что за гадость подсунул... Лучше в магазин схожу – там хоть без гадов. (плюется) Знаешь, за что платишь.
ВЕНЯ. Не горюйте, Танечка. Червячок тоже испугался – не съест вас этот гад, скорей, уж вы его.
ТАНЯ. (кричит) Ааа! Веня, зачем вы так? До сих пор дрожу – вдруг откусила...
ВЕНЯ. Он сам, как яблочко: что съел, тем и стал.
ТАНЯ. Ну, дядюшка, успокоили.
ВЕНЯ. А хозяева-то где? Уж лето кончилось давно, а их всё нет.
ТАНЯ. В отпусках. Еля на работе, а Света... (хихикает) Света в институте. Или не в институте.
ВЕНЯ. Отчего так?
ТАНЯ. Какая тут учеба, она ж влюблена – романтика у них!.. К Яну всё бегает, актёру этому. (протирает окна гостиной) Такой он красивый, вы бы видели его, Веничка... Стройный, высокий, а как улыбнется – всё, пропала я с концами прямо в реку.
ВЕНЯ. Нет, не видал здесь таких. (поливает цветы) Родителей-то она с ним познакомила?
ТАНЯ. Зачем это? Только портить всё. Ах, какой он этот Ян... Хоть бы Светочка почаще с ним сюда приходила: на таких людей приятно смотреть. 
ВЕНЯ. (смеется, подрезает кусты роз) Вот уж расписала, будто он бог какой. Не влюбилась ли?
Таня уходит в дом, затем возвращается с тряпкой побольше и начинает полировать другое окно.
ТАНЯ. Ах, Веничка... Завидую я нашей Светочке: мне о таком принце и не мечтать. Он, наверное, в кино снимается да в театрах играет с такой-то красотой... А за Светочку я рада, пусть женится, домой приведет – буду на него каждый день смотреть. (мечтательно размахивает тряпкой)
ВЕНЯ. Хоть бы одним глазком взглянуть на красоту его расписную. (поливает розовые кусты) Когда родители Светины возвращаются? Нет от них вестей?
ТАНЯ. Ничего не знаю. Никто не звонил, писем не писал. Домой не торопятся.
ВЕНЯ. Куда им торопиться...

Сцена 2.
Те же, Света и Ян
У ворот сигналит такси, из окна показалась пьяная Света. Она смеется, обнимается с Яном внутри авто.

СВЕТА. (выходит из такси) Таня! Денег принеси, заплатить надо за наш свадебный кортеж.
Целует Яна. Он остается сидеть внутри.
ТАНЯ. (она в доме, полирует двери, кричит) Один момент! Уже бегу.
Из окна высунулся Ян, передает Свете небольшой сверток. Оба пьяны и еле стоят на ногах. Света смеется, целует его, заталкивает обратно в автомобиль. Подбегает Таня – она все еще в перчатках, вертится вокруг такси, расплачивается с водителем, забирает вещи, убегает обратно в дом. Такси с Яном уезжает. Растрепанная Света идет вразвалочку с блаженной улыбкой на лице.
СВЕТА. (проходит мимо Вени) Веничка, привет... (икает) Елисей дома? Или нет?
ВЕНЯ. Нет, Светочка. Он же редко здесь бывает: работы, говорит, много. (смотрит на часы) Полдень уже.
СВЕТА. Ха! Трудоголик. (икает) Весь в папочку.   
На пути к дому Света вдруг останавливается, хватается за живот, стонет, сплевывает в кусты роз. Минуту-другую разглядывает розы.
СВЕТА. Красивые. (Вене) Маргаритки?
Таня моет соседнее окно, подслушивает, хихикает.
ВЕНЯ. Спасибо. А ты отчего не на учебе? Каникулы у вас?
ТАНЯ. (Вене) Острожней! Она буйная сегодня.
СВЕТА. У нас всегда (икает) каникулы! Вечные, (икает) бесконечные ка-ни-ку-лы... (идет к дому, останавливается на пороге) Лучшая наука – это жизнь. Думаешь, зачем я Гиппократу давала?.. Чтоб в амбулатории сидеть что ли? Ха! (икает) Я людям хочу помогать, этим самым... Страждущим! Всем, кто во мне нуждается, как мать Тереза хочу! (икает) Мать её...помогать.
Поднимается в дом по лестнице, спотыкается, на ходу сбрасывает с себя одежду.
ВЕНЯ. (Тане) Когда же родители вернутся... Нет от них вестей?
ТАНЯ. (протирает окно) Спрашивал уже.
Подбирает грязные вещи Светы с лестницы, уходит в дом.

Сцена 3.
Света, Таня, Веня
В доме. Света заперлась в своей спальне. За дверью играет громкая музыка, Света принимает душ, громко поёт. Раздается телефонный звонок.

ТАНЯ. (кричит в трубку) Да. Вас плохо слышно...Нет, я не глухая. У нас ремонт – сверлят стены. (прикрывает трубку грудью) Светочка! Сделайте потише, пожалуйста. Тут звонит кто-то, ничего не разобрать.
СВЕТА. (голос из-за двери) Что?
ТАНЯ. (кричит) Братик ваш звонит, говорю. Звук убавьте. Пожалуйста!
СВЕТА. Что? Еля на телефоне? (делает музыку громче) Да пошел он... Я в душе, я пою, я люблю, мне хорошо.
Через минуту сбавляет громкость, высовывается из спальни.
СВЕТА. (шепотом) Скажи, что меня нет...или...или, что я сплю, больна, чумна, да что угодно! Ну соври что-нибудь, Танюш, ты же умеешь.   
Исчезает в спальне.
ТАНЯ. (в трубку) Да-да, теперь я слышу! Да... да...да...
Кладет трубку. Подходит к двери Светиной спальни, прислушивается: шумит вода, Света поет. Таня собирается постучать, ее рука в резиново перчатке замирает на полпути. Протирает дверь тряпкой, которой полировала окна, спускается по лестнице, останавливается у порога.
ТАНЯ. (садовнику) Еля звонил...
Бледнеет, смотрит на кусты роз.
ВЕНЯ. (выронил грабли) Ну? Что сказал Еля? С ним всё в порядке?
ТАНЯ. С ним-то в порядке... Берта с Василь Василичем разбились в каньоне. Утром сегодня... В гости, говорит, ехали. Ехали... и не доехали.
ВЕНЯ. Ну-ну, не плачьте, Танюша. (обнимает Таню) Чуяло моё сердце, что день сегодня дурной.
ТАНЯ. (полирует входную дверь) Не доехали до виллы-то, не доехали...
Роняет тряпку, поднимает, обматывает ею ладонь, снова полирует дверь.
ВЕНЯ. Светочка знает уже?
В это время Света, покончив с утренними омовениями, включает музыку погромче, поёт, беснуется у себя в спальне.
Таня и Веня смотрят на дверь спальни. Молча расходятся.

АКТ II

Сцена 1.
Елисей, Света, Нотариус, Василиса с мужем и дочерьми, Таня и Веня

Гостиная. Во главе стола заседает Нотариус, перебирает бумаги в своем аккуратном чемоданчике, насвистывает свадебный марш. Василиса в бледно-розовом платье и маленькой черной шляпке с вуалью, плачет, принимает свежие носовые платочки от дочерей. Ее муж Виктор сидит в кресле, затем встает и уходит подальше от плакальщиц. Света обездвижена на широкой зеленой софе, не подает признаков жизни: волосы ее растрепаны, ниспадают на пол, взгляд застыл.

ВЕНЯ. (Тане, шепотом) Не умерла? Взгляд такой...
ТАНЯ. (заглядывает Свете в глаза, в ужасе отходит подальше к камину) ...окостеневший.
Елисей медленно ходит вокруг стола, протирает гладкие спинки пустых стульев. Таня и Веня стоят у камина близ портрета погибших.
НОТАРИУС. (с любопытством рассматривает родственников, в особенности неподвижную Свету, приглаживает свои изящные черные усы, зачитывает с листа) «В случае моей мучительной и скоропостижной кончины, если таковая вообще предвидится, ибо я чувствую себя здоровым и бодрым как никогда...» – Какой жизнерадостный покойник! Это мне нравится. (откашливается, читает дальше) «Мои картины  (смотрит на портрет погибших над камином, затем на Василису,перед которой выросла гора мокрых платков) и коллекцию японских ширмочек завещаю своей любимой и единственной сестре Смерчиной Василисе Петровне. Очень надеюсь, что ты найдешь достойное место в для этих драгоценных вещиц. (протирает усы, продолжает читать) Моему сыну Елисею, хоть ты и не кровный мне, но сыном тебя звал я всегда, завещаю дом с приземельным участком, садом и прудом.
Все смотрят на Свету: она неподвижна на софе, глядит в потолок.
НОТАРИУС. (продолжает) «...Моей ненаглядной дочурке Светлане Васильевне, по достижении ею дееспособного возраста...» (приглаживает усы) То есть, как там в Европе нынче считают, двадцати одного годка. (повышает голос) «...перейдут все мои сбережения, ценные бумаги, иностранные депозиты, общей ценностью тринадцать миллионов швейцарских крон. Опекуном Светы будет Елисей. Надеюсь, до вскрытия этого письма не дойдет». (громко вздыхает, крестит завещание) Пути Господни неисповедимы. (приглаживает усы) «Мне и самому приятно жить и распоряжаться своими финансами. Искренне люблю вас, дорогие мои. И вы любите друг друга, будьте счастливы со мной или без меня». За подписью Василия Петровича и личной печатью. (смотрит на портрет погибших супругов над камином, приглаживает усы) Какой милый покойник. Прямо жаль, что его с нами нет.
Тишина. Все смотрят на Свету: она всё еще не подает признаков жизни.
СВЕТА. (едва слышно) Как-то мне тошно... 
НОТАРИУС. Ну-с, дорогие родственнички... Кто Света? Вы, я полагаю. (щупает ей пульс) Что ж, поздравляю. Теперь вы сказочно богаты! (приглаживает усы) Сказочно молоды и сказочно богаты, вам можно только позавидовать. (жмет ей руку, сует бумаги) Подпишите.
Елисей перехватывает, читает, затем отдает Свете. Она молча подписывает, даже не взглянув.
НОТАРИУС. (Свете) Сколько вам годиков?
ВАСИЛИСА. Да нет же... (смотрит на Елисея) Ей нет еще и двадцати.
Нотариус передает бумаги Василисе. Дочери поддерживают ее, доставляя новую порцию носовых платков.
НОТАРИУС. И вас поздравляю, Василиса Петровна. Недурственно! Вам завещали какие-то дивные японские редкости. Боюсь представить, что там за ширмочки – наиредчайшие, с таким-то братом. Он был чистое золото, сочувствую вашей потере. 
Василиса подписывает, слезы катятся из-под вуали прямо на бумаги.
НОТАРИУС. Теперь вы, (сует бумажку Елисею) сынуля. 
ЕЛЯ. (очнулся от оцепенения) Простите? Я так устал...
ВАСИЛИСА. (дочерям) Такой сынок кого хочешь опечёт!
ЕЛЯ. (смотрит на портрет) Как-то не верится, что их с нами больше нет...
ВАСИЛИСА. И не будет... Эти чертовы каньоны.
ПЕРУДЖИНА. Скалы, обрывы, жизни нарывы, в сердце разрывы!
ВАСИЛИСА. Ах, дочка, ты всё стихи сочиняешь. (обнимает ее) Как славно!
ЕЛЯ. (Нотариусу) Где ещё подписать? Невыносимо... Давайте скорее с этим покончим.
Пытается забрать у Нотариуса бумаги. Нотариус оказывает сопротивление, не отдает.
НОТАРИУС. (Свете) Вот здесь черкните, деточка.
Света движется как сомнамбула, подписывает не глядя.
Елисей пробегает глазами документ, смотрит на просвет, ставит подпись золотым пером, передает Василисе.
ВАСИЛИСА. (любовно разглядывает портрет брата над камином, толкает мужа, задремавшего в кресле) Хорош, правда? Где повесим?
Рисует причудливый орнамент, передает бумаги Нотариусу.
НОТАРИУС. Что ж, друзья. (приглаживает усы) Рад был познакомиться. Чудная у вас семейка: крепкая, дружная. (кланяется портрету умершей четы) Не забывайте своих обязательств перед покойными. (забирает свой чемоданчик, идет к двери) Memento mori, как говорится... (останавливается на пороге) До новых встреч! И меня не забывайте. (приглаживает усы, кланяется) Всегда к вашим услугам... Нотариус. 

Сцена 2.
Света, Ян, его друзья
Квартира Яна. Молодые люди одеты в униформу из латекса, сидят на маленьком низком диванчике, а кто-то на полу. Выпивают, курят, играют в кости, забавляются с игрушечными пистолетами.

СВЕТА. (медленно ходит между игроками, наступает на кости, опускается на диван) Ян! Пусть они уйдут.
Гомон возмущения. Кто-то кинул в Свету костью.
ЯН. Да ладно, не грузись. (протягивает ей сигарету) Тебе не повредит общество друзей. Правда, друзья?
Друзья молча пьют, дымят сигаретами, играют в кости. Проигравший становится жертвой – все убивают его из игрушечных пистолетов. Жертва беззвучно смеется и падает замертво под диван.
СВЕТА. Ян... (наклоняется к нему) Ты любишь меня? 
ЯН. (задумался) Конечно. (закурил) А ты меня?
СВЕТА. Ян... Чёрт возьми, можешь ты их выставить отсюда? Мне нужно поговорить с тобой. (выпивает, закуривает сигарету) Старики отписали мне целое состояние... А наш дом оставили Елисею.
ЯН. (докуривает, сгоняет девушек с дивана) Пошли, пошли вон отсюда! Чего расселись, курицы. (собирает кости) И кости свои забирайте. Катитесь домой! Поздно уже, трамвай последний уедет.
Пьяные друзья дразнят его, собирают вещи, воруют сигареты, уходят.
ГОЛОС. (за дверью) Скотина ты, Ян.
ЯН. Вот. (усаживается обратно) Все ушли. Теперь довольна? Говори, что хотела. (закуривает, наливает водки в стакан) Будешь?
СВЕТА. (плачет в кресле) Ян, меня все ненавидят... Из-за этого чертова наследства. Почему, почему они меня бросили?
ЯН. Кто – «они»? (протягивает ей стакан водки и таблетки) Выпей, полегчает.
СВЕТА. Ян! Они ненавидят меня... Все, все меня ненавидят! Я не хочу пить. Я жить не хочу, Ян!
ЯН. Ну-ну, не кричи так. Поздно уже. (закрывает окно) Это всего лишь таблетки от головной боли.
СВЕТА. От головной? С алкоголем... С ума сошел?!
ЯН. Остынь-ка. (выпивает сам)  Светка.
СВЕТА. Ян, ты хоть представляешь, каково это?.. (плачет) А что с твоими родителями? Ты никогда не рассказывал о них.
ЯН. Они есть. (закуривает у окна ) Где-то. Как-то. С кем-то. Каким-то образом проживают свои жизни. А я свою. 
СВЕТА. (улыбается сквозь слезы) Какой ты красивый, Ян... Я верю, что они любят тебя не меньше, чем я. А это очень, очень много...
На улице светлеет, лицо его во тьме. Ян смотрит на Свету сквозь дымную завесу.
ЯН. Зачем мне любовь?
СВЕТА. Отчего ты такой? В тебе столько ненависти... и столько красоты. Тебя все любят, а ты...
ЯН. А мне на всех похуй.
Света смотрит на него сквозь слезы. Собирает вещи, идет к двери.
ЯН. (останавливает ее) Ну всё, поговорили и  хватит. Утро уже. (курит, улыбается) Спать будешь или домой поедешь? Тебя отвезти?
СВЕТА. На чем? На самокате? Машину вести я не смогу... На такси нет денег – мы всё пропили. Не хочется домой в такую рань: снова просить Елисея или Таню платить за меня... Они спят еще. 
ЯН. Я постелю на диване. (стряхивает окурки, мусор на пол) На матрасе вдвоем неудобно.
СВЕТА. Мне всё равно. Только не домой... Глаза на них не смотрят. (курит) Над камином их портрет... Тетка должна его забрать, и всё никак. Скорей бы. Я домой не вернусь, пока не заберет.
Ян готовит постель для Светы.
СВЕТА. Еля так расстроен...
ЯН. Еще бы! Всё тебе, а ему что? Сервиз и ножку от стола? 
СВЕТА. Не в этом дело. Он правда расстроен – на нем лица нет.
ЯН. Ложись спать, Света. У тебя был трудный день, завтра поговорим.

Сцена 3.
Елисей, Виктория, Таня
Утро. Гостиная в загородном доме.

Елисей в домашних тапочках, золотистом халате с бахромой поверх строгого костюма сидит в кресле, пьет кофе, листает газету, смотрит новости. По лестнице спускается Виктория в роскошном манто из рыжей лисицы. Она аккуратно накрашена, подстрижена, словом, красива как богиня.

ВИКТОРИЯ. Еля! Еля, ты здесь? Я ничего не могу найти – в этом доме такой беспорядок... (ходит перед погашенным камином взад-вперед) Хоть бы зажег что ли... (смотрит на портрет погибших, завешенный серой тканью) Что за тряпка?
ЕЛЯ. Доброе утро, Вика.
ВИКТОРИЯ. Доброе... На работу не торопишься?
ЕЛЯ. Была бы охота – впереди всегда много работы.
ВИКТОРИЯ. Да ты остроумец!
Заглядывает в холодильник, затем в чашку Елисея: пробует кофе, морщится, сплевывает.
ЕЛЯ. (не отрываясь от газеты) Я попрошу Таню сварить тебе кофе, если хочешь.
ВИКТОРИЯ. Таню? Что еще за Таня?
ЕЛЯ. Наша горничная.
ВИКТОРИЯ. Ха! Она кофе варить-то умеет, горничная? Или только нижнее белье...
Еля смотрит на Вику, молча пьет кофе.
ВИКТОРИЯ. Еля...Елисей! Я тороплюсь – улетаю в Милан. Я говорила тебе, что улетаю в Милан?
ЕЛЯ. (неторопливо листает газету) Наверное, говорила. У тебя там какие-то дела?
ВИКТОРИЯ. Я не вернусь. (застегивает манто, расчесывает пышный воротник) Не вернусь, Еля! К тебе не вернусь. Ты уж прости, что всё так вышло. Тебе сложно сейчас, я знаю. Эта смерть – такая неожиданность... Но я так жить больше не могу. (хлопает дверью и тут же возвращается)
ЕЛЯ. Понимаю, Вика, понимаю. Что ж... Лети! Не смею тебя задерживать.
ВИКТОРИЯ. (поправляет прическу, рассматривает своё отражение на полированных стенных панелях) Еля! Ну хоть взгляни на меня на прощанье... Тебе совсем не интересно? Не жаль со мной расставаться?
ЕЛЯ. (снял очки, оторвался от газеты) Ты роскошна. Но нет, мне не жаль. Улетай в свой Мадрид.
ВИКТОРИЯ. В Милан, Еля. В Милан!
ЕЛЯ. Счастливого пути.
ТАНЯ. (заглядывает в гостиную) Елисей, вам звонит Василиса... По поводу портрета и ширмочек.
ВИКТОРИЯ. (замечает Таню) А это кто? Уборщица, которая варит кофе?
ЕЛЯ. Одну минутку, Таня.
ВИКТОРИЯ. Что еще за Василиса?
ЕЛЯ. Сестра отца. Ты никогда не интересовалась моей семьей. (встает, уходит) Только собой.
ВИКТОРИЯ. Да ты не представляешь, как будешь жалеть! Жалеть, что меня рядом нет, когда тебе плохо, когда тебе тошно и страшно одному...
Еля уходит, закрывает за собой дверь.
ТАНЯ. Виктория, сварить вам кофе?
Виктория молча идет к стеклянной двери в сад.
ТАНЯ. Там сад – осторожней, вы идете в сад. Вас проводить?
ВИКТОРИЯ. Не первый день здесь, разберусь.
Выходит в сад.
ВИКТОРИЯ. (увязла в мокрой земле) Чёрт бы вас побрал, какие свиньи... Кругом грязь!
ТАНЯ. (хихикает, поправляет занавески) ...свинья всегда грязь найдет.


АКТ III
Сцена 1.
Ян, Света
День. Квартира Яна.

Ян на кухне, режет мясо, бросает на раскаленную сковороду. Смотрит на Свету через стеклянную дверь, затем на своё отражение в никелированной посуде. Наливает апельсиновый сок в стакан. Пьет и смотрит на спящую Свету через стекло. Сырое мясо шипит на сковороде, Ян вытирает руки о фартук, сервирует стол на одного.

ЯН. (громко) Света! Что ты хочешь на завтрак?
СВЕТА. (мычит из-под одеяла) ...не хочу. Вставать не хочу.
ЯН. Мяса хочешь? Стейк с кровью.
СВЕТА. С ума сошел? Мясо на завтрак...
Ян кладет свежеприготовленное мясо на блюдо, идет к постели Светы, стоит над ней и с аппетитом ест.
ЯН. Как думаешь, (жует) чем занимается твой брат, пока ты здесь нежишься на моем диване?
СВЕТА. Еля? (взлохмаченная выбирается из-под одеяла) Понятия не имею. Какое мне до него дело? 
ЯН. (поедает мясо) Это верно.
СВЕТА. Ян, ты какой-то странный...
ЯН. (жует, смеется) Ты только сейчас это заметила?
СВЕТА. Нет. Мне всегда нравилась твоя ненормальность, но сейчас... Сейчас ты совсем другой. 
ЯН. (кладет в рот очередной кусок полусырого стейка, громко жует) Так уж и другой? Может это ты изменилась, пока спала здесь на моем диване.
СВЕТА. Сделай мне кофе, пожалуйста.
Ян доедает стейк, уходит на кухню, неторопливо моет посуду, вытирает руки о фартук. Снимает с себя всю одежду, остаются только шорты. Возвращается в гостиную со стаканом апельсинового сока.
СВЕТА. Я кофе просила. (тянется за соком) Ну ладно.
ЯН. Света. (не отдает ей стакан, стоит над Светой, медленно пьет) Знаешь, о чем я сейчас думаю?
СВЕТА. (смотрит на него снизу вверх) О чем?
ЯН. Как ты отсасываешь. 
СВЕТА. Но Ян...
ЯН. Что за «но»? Я конь тебе что ли? Ночью уверяла, что любишь меня. Я почти поверил. Докажи теперь.
СВЕТА. Ян, я только что проснулась. Я не могу так сразу, не позавтракав...
ЯН. Соси.
СВЕТА. Ян... Я еще в постели.
ЯН. Так даже удобней.
СВЕТА. Можно я зубы почищу?
ЯН. Зачем? (пьет сок) Я нечистых люблю. Потом почистишь, когда повод будет. 
СВЕТА. Ян... Я голодна. Я не завтракала, вчера ничего не ела. Даже мясом меня не угостил.
ЯН. Сосать лучше на голодный желудок. Чтобы не давиться.
СВЕТА. Ты прав... Могу я хотя бы умыться?
ЯН. Дома умоешься. (пьет сок) Исполняй свой долг. Пока я не передумал и не стал искать удовольствий на стороне. (смотрит в окно: солнце уже высоко, в комнате светло и ярко) Сегодня мне хочется любви.
СВЕТА. Я думала, у тебя сегодня пробы.
ЯН. Не сегодня. (расстегивает шорты) Соси давай! Светочка, милая-любимая... (закуривает сигарету) А потом мы пойдем развлекаться. Где-нибудь на лоне природы. Поваляемся в травке, на солнышке. (смотрит в окно, лицо его освещают солнечные лучи) Или на какой-нибудь крыше... 
Света не отвечает, смотрит на Яна снизу вверх.
ЯН. Что смотришь? (курит, гладит ее растрепанные волосы) Приступай.
Света послушно принимается за дело.
Ян потягивает апельсиновый сок, равнодушно смотрит в окно, затем на стену, увешанную фотографиями звезд разных эпох, в основном, женщин: Мэрлин Монро, Джейн Фонда, Мадонна, Леди Гага... В центре - фотография Яна в женском парике с ярким макияжем, накладными ресницами и сигаретой в зубах.
ЯН. (опустошил стакан сока) Как ты всё делаешь нехотя, без рвения... (улыбается, дотрагивается до косматых светиных волос) Без любви. Без страсти. Без огня. (отстраняет Свету) Как будто не дорог я тебе. Шлюхи уличные с большим задором сосут.
Уходит на кухню.
СВЕТА. Ян... Ян! (ползет следом на коленях, простирает к нему руки) Вернись, я буду стараться! Я еще не проснулась, я очень плохо сплю в последние дни... Ян, я вообще не сплю. У тебя диван слишком жесткий.
ЯН. (голос с кухни) Что же ты дома не спишь? В постели своей царской наимягчайшей.
СВЕТА. Ян, я люблю тебя...
Ян моет посуду.
СВЕТА. Ян, не злись... Вернись! (пытается войти на кухню, но не может открыть дверь, прижимается всем телом к стеклу) Я буду стараться, очень стараться... Я еще такая сонная.
ЯН. (возвращается одетый) Как чума бубонная... Вставай, давай. (смеется) Давай вставай! Хочу в парк на карусели. (вытряхивает ее из постели) На чёртово колесо. Раз-два, собралась! Иди быстро в душ мыться. Грязная не возвращайся.
Набирает СМС, напевает себе под нос.
ЯН. Потому что вдвоем с тобой мне скучно...Потому что мне скучно вдвоем...может, втроем? (курит) На карусели мы пойдем...
Света не уходит, смотрит на Яна.
ЯН. Что, уже помылась? Одевайся, чего уставилась? Хорошо хоть не приставилась. (танцует, напевает) У меня сегодня вдохновение. Песню напишу.
СВЕТА. (плачет, одевается) Ян, что ты со мной делаешь?..
ЯН. Ну что ты... (обнимает ее) Я же люблю тебя. Я зол, когда мне скучно. Прости, прости меня, прости! Сейчас мы пойдем с тобой вдвоем, устроим веселье. Поднимемся высоко-высоко и сбросим вниз все твои печали. Идем же, идем! (прыгает на пружинном матрасе) Нам будет весело, очень-очень весело!
СВЕТА. Я даже позавтракать не успела...
ЯН. Светочка, радости моей таблеточка... Ты всё время думаешь о еде. Идём скорей в парк веселиться! (танцует, тянет Свету за собой) По дороге что-нибудь найдем. Идем-идем, скорей идем! (напевает) Три звезды, на небе три звезды, три звезды – я и ты.

Сцена 2.
Елисей, Света
Гостиная, вечер. Елисей сидит в домашнем халате поверх строгого костюма, пьет кофе, листает газету, смотрит новости. Перед ним ужин, к которому он не притронулся. Входит растрепанная Света.

ЕЛЯ. (изучает Свету поверх очков) Как жизнь?
СВЕТА. (лезет в огромный холодильный шкаф, находит пакет апельсинового сока, жадно пьет) Живу лучше всех!
ЕЛЯ. (не отрываясь от газеты) Я так и понял.
СВЕТА. (направляется к выходу, останавливается на пороге) Как ты?
ЕЛЯ. Я?.. У меня все хорошо.
СВЕТА. (смотрит теленовости) Как твоя работа?
ЕЛЯ. Работаю. Много проектов сейчас, очень много. 
СВЕТА. (подходит сзади, обнимает брата за шею, заглядывает в газету) Знаешь... Я очень люблю тебя, Еля. Иногда я невыносима, прости.
Подходит к камину, где серой материей завешен портрет родителей. Тянется, чтобы снять её, но не достает – холст слишком высоко.
СВЕТА. (отворачивается) Мне их так не хватает.
ЕЛЯ. Мне тоже, Света, мне тоже.
Встает из кресла, снимает свой золотистый домашний халат. Прохаживается перед камином.
ЕЛЯ. Я люблю тебя, Света, но, знаешь... (хватает газету, сжимает обеими руками, изображает будто душит ее) Иногда мне хочется тебя удушить.
Вместе смеются.
ЕЛЯ. У тебя именины на следующей неделе, как ты хочешь отпраздновать? Друзей позовём, в саду что-нибудь устроим...
СВЕТА. Не знаю, еще не думала. Ладно, я в душ и спать.
ЕЛЯ. А что в подарок хочешь? Лучше заранее скажи: вдруг это какой-нибудь аленький цветочек, сразу не достать.
СВЕТА. (смеется, убегает вверх по лестнице в свою спальню) Хватит с меня роз. Вон их сколько в саду.
Еля возвращается в кресло, читает измятую газету.
Света у себя в комнате наверху принимает душ, поёт. Еля прислушивается, выключает телевизор, поднимается в спальню сестры.
Света выходит из душа в халате, на голове её пушистое полотенце. Напевает себе под нос, не сразу замечает брата.
СВЕТА. (сушит волосы полотенцем у зеркала) Еля? Я уже спать собралась...
ЕЛЯ. (садится на краешек кровати) Я хотел поговорить с тобой кое о чем.
СВЕТА. (расчесывает волосы) О чем?
ЕЛЯ. Знаешь, после смерти родителей, я сам не свой... Работаю как вол. Уже нет сил – я так устал.
СВЕТА. А как же Вика? Она тебя не утешает?
ЕЛЯ. Вика? (смеется) Викочка, Виктория... Иногда я сомневаюсь в существовании Виктории... Она есть и ее как будто нет.
Света садится рядом и слушает.
ЕЛЯ. Утром она сказала, что улетает в Милан. Или в Мадрид. Настаивала на своей важности... На важности своего отлета.
СВЕТА. Ты пробовал с ней поговорить? Она ведь умная женщина, всё поймет... Ей нужно немного внимания, только и всего.
ЕЛЯ. Умная... Говорить с Викторией всё равно, что со стеной. Или с картиной. Ею можно любоваться, восхищаться, преклоняться... Только и всего.
СВЕТА. (смеется) Может и к лучшему, что улетела она, эта картина маслом?
ЕЛЯ. (не отвечает, улыбается)
Света с полотенцем в руках направляется в ванную.
Еля идет следом, останавливает ее, начинает целовать.
СВЕТА. Еля?..
Еля бросает сестру на кровать, срывает с нее халат, полотенце. Света стоит совсем голая, с полотенцем в руках.
СВЕТА. Еля... Ты что творишь? Зачем?..
ЕЛЯ. (снимает с себя рубашку, подтяжки, галстук) Я люблю тебя, Света…
Света больше не сопротивляется.

Сцена 3.
Елисей, Таня
Утро в гостиной. Еля в элегантном костюме сидит в кресле перед камином, пьет кофе, без очков читает измятую газету.

ТАНЯ. Вчера вечером звонила Виктория. Я весь дом обыскала – вас не нашла. Задержались на работе, наверное... (подливает ему кофе) Ваша супруга просила, чтобы ее вещи отправили в Милан.
ЕЛЯ. Уже улетела? 
ТАНЯ. Не уточнила. Сказала, что у нее нет желания возвращаться, она остаётся там...
ЕЛЯ. (смотрит на холст над камином) Василиса так и не забрала?
ТАНЯ. Ах, нет... Она все плакала и плакала, говорила, как горько ей видеть милое сердцу лицо в своей миниатюрной гостиной с потолками, такими низкими, что туда и слон не пролезет. 
ЕЛЯ. (пьет кофе, смеется) И ширмочки не забрала.
ТАНЯ. (подливает ему кофе) Зажечь камин?   
ЕЛЯ. Утром? Слишком торжественно... Подождем до вечера, тогда и зажжем. (ходит перед камином) Какие еще пожелания высказала Виктория? Я буду только рад избавиться от её вещей.
Тянется к холсту, чтоб снять покров, но плотная материя не поддается.
ТАНЯ. (подходит к холсту с другого края) Давайте, помогу.
ЕЛЯ. Не надо, я сам.
ТАНЯ. Вы бы перезвонили своей жене, Елисей... Как-то неловко всё передавать. Она все причитала, кричала, что встретила любовь и остается в Милане навсегда.   
ЕЛЯ. Навсегда? Быстро же она любовь встретила... В аэропорту что ли?
Дергает покров. Портрет срывается с петель, падает. Холст изрезан вдоль и поперек.
ТАНЯ. Елисей Василич... (роняет кувшин с кофе на ковер) Кто ж их так покромсал-то, родителей наших?
ЕЛЯ. (осматривает холст) Света, Света... Как тебя земля еще носит...
ТАНЯ. Но, Елисей Василич, с чего вы взяли, что это Света? 
ЕЛЯ. С чего? А с чего бы не взять. Может, ты их порезала, Таня? Или Василиса? Или наш садовник престарелый их секатором покромсал?!
ТАНЯ. (отступает, прячется за кресло) Ну, а супруга ваша, она тоже могла... Покромсала и улетела вам на зло.
ЕЛЯ. Татьяна, много ты понимаешь! Иди во двор, подмети что ли... Ты меня раздражаешь.
ТАНЯ. Конечно, уже мечу ваш двор, Елисей Василич.
Быстро уходит, прикрыв за собой дверь.
ЕЛЯ. (кричит ей вслед) Мети, Таня, мети! Я приду, чистоту проверю. И чтоб ни одной пылинки, тростинки, веточки и листочка не было! 
ТАНЯ. (за дверью) Откуда же мне знать, где пылинка, тростинка, веточка, листочек лишние, а какие – на своём месте?..
ЕЛЯ. (в сторону) Одни дуры кругом, честное слово! Ну, Света, ну мерзавка ленивая, я тебя найду! На дубе сухом повешу, во дворе закопаю...
ТАНЯ. (в коридоре, шепотом разговаривает по телефону) Светочка... Домой сегодня лучше не приходите. От Елисея жена ушла, он рвёт и мечет. Ночуйте у друзей, если можете, так надежней. Ему остыть надо.


АКТ IV

Сцена 1.
Ян, Света
Квартира Яна. Влюбленные лежат в пенной ванне. Ян потягивает через трубочку апельсиновый сок.

СВЕТА. Тринадцать миллионов швейцарских крон... Это сколько же в валюте национальной... Считать умеешь? (Ян качает головой) Скоро, очень скоро мне исполнится двадцать один и денег у нас будет целый воз. Спасибо папочке. Он меня любит, крепко любит, даже с того света я чувствую его любовь. (строит башни из душистой пены) Мы поедем на самые далекие острова, будем плескаться в кристально чистой водичке как дельфины, (целует темные волосы Яна) валяться на белом песке, пить кокосовое молочко и любить друг друга целыми днями...
ЯН. Мне не интересно валяться в песке как мертвый дельфин.
СВЕТА. А что тебе интересно?
ЯН. Мне жить интересно. Играть интересно. Я мог бы стать великим актёром...
СВЕТА. Да их пруд пруди этих актеров, на всех ролей не хватить. Ну зачем тебе это, Ян?  Живи – играй. У нас будет всё! Я исполню любую твою прихоть, любую фантазию... (обнимает его, сооружает венец из белой пены на голове Яна) Ты разве не видишь, как всё устроено в этом жалком мире? В рот возьмешь и роль твоя. Хочешь ты так унижаться? Ты же такой красивенький, такой талантливый, медовенький мой...
Ян задумчиво пьет сок.
СВЕТА. Придумала! Твоя главная роль не за горами: нарядим тебя Светой, будешь Елю пугать по ночам. (смеется, покрывает его пеной) Вернулась, значит, Света с того света отомстить с ломом в зубах... Против лома нет приема.
ЯН. Вот это уже поинтересней. 
СВЕТА. Настоящая игра! Мы тебя зверско начешем... (расчесывает ему волосы) Как Вика, женушка его, любила кудри столбом завивать.
Ян выбирается из ванны, заворачивается в огромное полотенце, убегает в комнату.
ЯН. (из комнаты) Мы будем веселиться, играть и веселиться. (скачет на пружинном матрасе) Веселье – наша жизнь!
СВЕТА. (бежит следом, смеется) Ты что делаешь, сумасшедший?
ЯН. Елисею пора убиться, он не хочет веселиться. (останавливается, пристально смотрит на Свету) Глупый дурак. 

Сцена 2.
Елисей, Света
Ночь. В гостиной темно, в камине тлеют угольки. Еля в одном халате сидит в кресле перед телевизором: изображение пропало, только белый шум. У его ног исполосованный портрет родителей и пустая бутылка бренди.
Входит Света.

СВЕТА. Еля, ты в порядке?
ЕЛЯ. (не поднимает головы) А как по-твоему?.. В полном порядке.
СВЕТА. (подходит ближе) У тебя такой вид...
ЕЛЯ. Какой?
Света включает лампу, в ужасе смотрит на искромсанный холст.
ЕЛЯ. Светочка, милая-любимая... А у тебя какой вид? (тихо смеется) Можно подумать, тебя выебало стадо свиней.
СВЕТА. (хочет уйти, Елисей удерживает ее) Да как ты можешь! (вырывается, отступает к камину) У меня есть Ян, мы любим друг друга. А эта твоя жена... Твоя мерзкая Вика, вот уж кто со свиньями спит, из навоза не вылазит.
ЕЛЯ. Тебе откуда знать?
СВЕТА. Вот ты, к примеру... Чем не свинья? Такое рыло еще поискать. Знаешь, как говорят: «Такое рыло полюбит только мать!»
Еля бросает в Свету пустой стакан – попадает в голову.
СВЕТА. (трогает лоб – ушиб кровоточит) Что на тебя нашло? Придурок.
Уходит.
ЕЛЯ. (стоит перед портретом родителей, кричит Свете вслед) Это ты сделала? Это ты их так, отцов наших... Сука, ответь?
СВЕТА. Ну я. И что? Они же нас оставили. В этом нежном возрасте, когда больше всего в них нуждаешься...
Еля догоняет ее, хватает за длинные лохматые волосы, бьет головой о стену и пол. Света сопротивляется, но не кричит, пытается освободиться.
ЕЛЯ. (валит ее на пол, топчет ногами) Дьявольское отродье! Как тебя земля еще носит? Ни на что не способна – только на ****ство... Чтоб ноги твоей здесь больше не было! Не смей осквернять этот дом своим богомерзким присутствием, лживая ленивая тварь...
СВЕТА. (уползает) Иди ты!.. (поднимается с колен, бежит в сад)
Елисей скачет следом: потерял обувь, халат его распахнулся – он совсем голый. Обрюзгшее тело сотрясается и мешает ему бежать так же быстро, как бежит Света.
В саду темно, только подсвечены дорожки. Света исчезает среди деревьев. Елисей догоняет её, бьет в лицо с размаху. Он задыхается от бега и своей жирности, тащит тело по траве к небольшому садовому пруду.
Света с плеском падает в воду. Елисей смотрит, как она идет ко дну. Умывает лицо водой, вытирает золотистым халатом, неторопливо уходит обратно в дом. Закрывает дверь и выключает свет.

Сцена 3.
Света, Ян, его друзья
Раннее утро. Квартира Яна. Кругом беспорядок: опилки, бутылки, окурки, остатки еды в бумажных коробочках. Ян спит на высоком пружинном матрасе укрывшись с головой одеялом. На диване, на полу, под пледами уснули его друзья. Раздается звонок в дверь. Затем еще один продолжительный звонок.
 
ЯН. (встает с постели, идет к двери, в темноте наступает на руки, ноги, головы и части спящих тел) Кого это нелегкая принесла... Местов нет! Вписка завершилась вечером вчера: спать негде, проходите мимо.
ГОЛОС. (за дверью невнятный шепот, кашель и хрип) Ян... Ян открой, это я.
ЯН. (прислушивается, не торопится открывать) Кто – «я»? Моё «Я» всегда со мной, а вы идите в лес.
Делает вид, что уходит.
ГОЛОС. Ян...
ЯН. (смотрит в глазок) Ты что ль, Светка? (приоткрывает дверь, цепочку не снимает)
За дверью Света вся в грязи и крови, одежда порвана. Она мокрая, дрожит. Ян озирается по сторонам, открывает дверь, затаскивает Свету в квартиру.
ЯН. Под дождь попала? (несет её в ванную) Куда так вырядилась?
СВЕТА. (с трудом дышит) В пруду...
ЯН. Что в пруду? (поливает Свету водой из душа) Поныряла?
СВЕТА. Поныряла...
ЯН. (вытаскивает водоросли у нее из ушей) Оно и видно.
Разрезает на ней окровавленную одежду острой бритвой. Уходит.
ЯН. (возвращается с початой бутылкой водки – пьет залпом) Кто тебя так?
СВЕТА. Еля.
ЯН. Опять? Я думал, Еля импотент, а он воплощение огня... (наливает Свете водки) Нравится тебе такая жизнь, Светка?
СВЕТА. Что это?
ЯН. Водка. (поливает её тело остатками из бутылки) Спирт нечистый, но чище нет. 
Света кричит, что есть сил, то есть тихо.
ЯН. (смеется) Очищение болью. Терпи – сама виновата.
СВЕТА. (хрипло) Дай отпить... Я дико замерзла. (пьет, дрожит)
ЯН. Не понять мне тебя, Светка... Хоть бы гордость девичья в тебе проснулась, ты же дочь своих родителей. (забирает у нее бутылку, поливает её израненное избитое тело) Это твой дом, даже пруд твой.
СВЕТА. (пытается кричать, но не может, хрипит сквозь слезы) Ян... Скажи, что любишь меня, Ян... Я жива только ради тебя. Там под водой, меня так тянуло на дно... а я всё думала...думала... И мне было нечего вспомнить. Ты не представляешь, как пуста моя жизнь, Ян. Ты всё, что у меня есть. 
Ян сидит на краю ванной, курит и смеется, отпивает из бутылки. Поливает Свету из душа.
СВЕТА. (плачет) Если бы не ты, Ян... (захлебывается слезами) Я не пыталась бы выплыть, не стала бы сопротивляться мерзкой гнилой воде... Это не пруд, а болото какое-то, оно меня тянет, не отпускает... Если бы не ты, Ян, я бы точно утонула.
ЯН. (достает с полки аккуратно сложенное полотенце, протягивает Свете) Спирта нет, водку разлили. Как-то грустно.
СВЕТА. (лежит в ванной и повторяет) ...пошла ко дну... без тебя я пошла бы ко дну...Ян...Ян...Ян... (кричит изо всех сил) Ян! Я люблю тебя, Ян!
ЯН. (возвращается, прикрывает дверь) Тише, не кричи, деток моих разбудишь. (смеется, гладит ее по голове) Всё хорошо будет, Светка. (помогает ей подняться, поливает водой из душа)
Света хрипит от боли, изо рта у нее льет кровь.
ЯН. Холодно тебе, Светка? (улыбается) Спасаю от столбняка живительной водой...  Освежает, не правда ли? Не кричи, окроплю еще немного и перестану. Ты же не хочешь утонуть в ванной после всего, что пережила, глупая Светка... 
СВЕТА. (смеется сквозь слезы) Ян...
ЯН. Помнишь еще, кто тебя купаться заставил?
СВЕТА. (снова хрипит и плачет от боли) Я люблю тебя, Ян...
ЯН. Что говоришь? Брат твой сводный, Елисей?.. Я в нем не сомневался. (забирает бутылку, допивает остатки) Ну мы ему покажем, ему свет будет не мил, правда, Светка?
Уходит в комнату, будит своих приятелей.
ЯН. Так друзья... Милые ленивые ублюдки. Пошли вон! Скоро рассвет, он вас освежит.
Ян возвращается в ванную, выключает воду в душе.
Света остается лежать в теплой грязной воде.
ЯН. Вставай, Светка, вставай.
СВЕТА. Не могу...
ЯН. Через немогу.
СВЕТА. Не могу... У меня нет сил. 
ЯН. Давай помогу.
СВЕТА. Не тронь меня... Дай, я еще полежу...подумаю.
ЯН. О чем? Ты еще и думать умеешь... Вот это новость!
СВЕТА. Здесь приятно и тепло в воде душевой...
ЯН. Полежи. (уходит) Но я вернусь.
СВЕТА. Не торопись.
ЯН. Смотри не захлебнись в этой теплоте.
Уходит.
СВЕТА. Я лежу – мне хорошо.
ЯН. (из другой комнаты) Хочешь тонуть – так и скажи, я помогу. Воды подолью, мне не жалко.
СВЕТА. Иди ты, Ян... Оставь меня – иди, куда шел. Мне и здесь хорошо, после всего, что было...
Ян напевает себе под нос.
СВЕТА. (зовет хриплым голосом) Ян...
ЯН. (возвращается) Ну что, Светка? (улыбается, целует ее) Жить будешь?
Света лежит в ванной голая, побитая, в изорванной одежде, грязном месиве из крови и водорослей. Она смеется от счастья.
СВЕТА. Буду.

АКТ V

Сцена 1.
Ян, Света
Квартира Яна. Входит Ян в платье Светы, на каблуках.
На голове у него взлохмаченный парик, увитый водорослями.

СВЕТА. (визжит от восторга) С ума сойти!
ЯН. Света же утонула. Я решил увить эти кудри речными травами. Красиво, правда?
СВЕТА. Раскрасавица! (ходит вокруг него, поднимает подол платья) До чего ноги длинные, стройные... А кудри-то, кудри какие! (поправляет выпадающие из ушей водоросли)
ЯН. Смочить их немножечко водицей из пруда...(поливает парик водкой из бутылки) Для достоверности.
СВЕТА. (хохочет, обнимает Яна) Вернулся злой дух Светы вершить суд над проклятым поместьем!
ЯН. (достает бельевую веревку из ящика) Пришла Света с того света и повисла где-то... (накидывает веревку на шею, смотрится в зеркало) Как думаешь, он оценит, если твоё тело будет медленно раскачиваться в дверном проёме?
СВЕТА. (смеется, затягивает веревку на его шее потуже) Ян, ты слишком вжился в роль. Он умрет от страха! Я бы точно умерла: не от страха – так от смеха.
 ЯН. К чему такие жертвы? (растягивает рот в неестественной улыбке) Смотри, какой я красивый... (красит губы темно-вишневой помадой) Ну как в такого не влюбиться?
СВЕТА. (целует его черные напомаженные губы) Ты так красив – я слов не нахожу!
ЯН. А если лифчик поверх платья надеть? Это его завлечет? (трогает себя) Или он предпочитает натуральные изгибы? 
СВЕТА. Ян, ты актер расчудесный, но это уж слишком... Ты слишком красив – совсем на меня не похож. (поправляет ему парик) Разве что водорослями.
ЯН. Света, сама посуди... (строит причудливые гримасы у зеркала) Ты же изменилась после смерти. Утонула, исхудала, твоим телом питались жирные черви и мерзкие рыбы. Остались кожа да кости, как у меня... Он с ума сойдет, когда увидит, до чего хороша.
СВЕТА. Он же брат мне...
ЯН. Свет, ты совсем дура? После всего, что он с тобой сделал, я б его голыми руками разорвал. А ты такая: «Нууу...он же брааат мне...». Простила уже, забыла все унижения?
Света молчит.
ЯН. Тебе приятно так жить, Свет? 
СВЕТА. Не знаю...
ЯН. Что значит – «не знаю»? (бьет её по лицу, трясет) Очнись, дура! Он бил тебя, насиловал, пытался утопить... Брат или не брат – не обязательно ему скотиной быть. Тебе разве не хочется другой жизни? А как же твои ленивые мечты о кокосах и дельфинах на теплом пляже? Или тебе лень добраться до берега, когда всё в твоих руках? «Не знаю, не знаю»... (бьет ее по лицу) Дура ты, Светка.   
Света молчит, отвернулась, смотрит в окно.
ЯН. Ну и ладно. Я свою роль исполню: мужик сказал – мужик сделал. А ты как знаешь. (смеется, уходит в ванную, стуча каблуками) Баба!
ЯН. (из ванной) Света, а Света...Ты с того или с этого света? Хочешь душ со мной принять или ещё свежи твои раны?
Света не отвечает, смотрит в окно: в саду темно.
ЯН. (из ванной) Как хочешь, Света.
Включает воду, поёт в душе про Свету с того света.

Сцена 2.
Еля, Веня, Таня, полицейские
Утро. В саду полицейские допрашивают прислугу, а следователь беседует с Елисеем.

СЛЕДОВАТЕЛЬ. Елисей Васильевич, верно?
Еля кивает, допивает бренди из бутылки.
СЛЕДОВАТЕЛЬ. Сколько, говорите, лет вашей пропавшей сестре?
ЕЛЯ. (смотрит на пруд из-под опухших век) А хрен ее знает. (икает) Взрослая уже! Куда ветер дунет, туда и летит. Знаете, она такая самостоятельная – мы за ней и не следили никогда. Вот ее и сдуло (икает) ветром.
СЛЕДОВАТЕЛЬ. (записывает на диктофон) «Сдуло ветром...» Так. А этот инцидент с картиной маслом. Вы порезали портрет родителей, отвечайте?
ЕЛЯ. Что? Да как я мог! Мои единственные родители... Я их так любил!
СЛЕДОВАТЕЛЬ. Как они погибли? (настраивает диктофон, суёт в лицо Елисею) Вы их убили? Порезали кухонным ножом, бросили в пруд?
ЕЛЯ. (заглядывает в бутылку – там пусто) Они разбились в предгорьях какой-то испанской сьерры. Так сказал Нотариус.
СЛЕДОВАТЕЛЬ. Вы были когда-нибудь в предгорьях испанской сьерры?
ЕЛЯ. К чему этот вопрос? Конечно был. 
СЛЕДОВАТЕЛЬ. А я вот не был.
Мучительно долго настраивает диктофон, затем достает из кармана телефон и фотографирует Елисея.
ЕЛЯ. (закрывает лицо бутылкой) Право, неловко вас просить об этом... Товарищ полисмен, вы не могли бы убрать свой аппарат? У меня глаза слезятся, давно не спал... Одна семейная драма за другой.   
СЛЕДОВАТЕЛЬ. (смотрит на снимок, делает контрольный) Это для архива. В нашу коллекцию серийных убийц. 
Уходит.
ЕЛЯ. (проливает остатки бренди на свой золотистый халат) Но я еще никого не убил, чтоб меня коллекционировать...
СЛЕДОВАТЕЛЬ. (затянул ремень потуже, подходит к Татьяне) Вы, значит, домоправительница здесь? 
ТАНЯ. (кокетливо) Ну. Что вам угодно, офицер?
СЛЕДОВАТЕЛЬ. Где вы были вчера вечером?
ТАНЯ. О... Я в кино ходила на душещипательную драму с подругой моей лучшей. Она весь фильм проплакала, а я проспала: с ней так скучно было...
СЛЕДОВАТЕЛЬ. Ясненько. То есть криков, стонов предсмертных вы слышать не могли? 
ТАНЯ. Ну что вы, любезный. У нас здесь всегда тихо, по ночам особенно. Так одиноко...
СЛЕДОВАТЕЛЬ. Проживаете вы где, в каком полисе, гражданочка? 
ТАНЯ. Да здесь и проживаю, в пристройке для рабов. (махнула рукой через сад) Вон там сарай за яблонями. Так ароматно у меня в комнатке, когда яблони цветут по весне...
СЛЕДОВАТЕЛЬ. А что с Елисеем, братом пропавшей? Вином от него попахивает...
ТАНЯ. Ха! Не вином, а коньячиной. Три бутылки на днях опорожнил и в камине запрятал. Я убиралась и нашла.
СЛЕДОВАТЕЛЬ. Понятненько. (достает из кармана телефон, фотографирует девушку) Для архива.
ТАНЯ. (позирует для фото) Вы вернетесь к нам, офицер? Будете ещё допрашивать? Я никогда раньше не была на допросе... Мне так понравилось.
Следователь уходит, расплылся в улыбке.
ЕЛЯ. (Тане) Ты бы поосторожней с полицией любезничала... Или хочешь работу потерять?
ТАНЯ. Вот еще. С чего бы мне ее терять? Светочка пропала, мне грустно без нее... Самой уйти от вас хочется. Так и сделаю, если она не вернется.
Уходит в дом.
ЕЛЯ. Чертовка! Таких слуг дубиной надо гнать... Только грязь разводят да слухи гнусные. (бросает халат Тане вслед) Эй, вернись, кому говорю... Халат постирай! Я кофе пролил.
ТАНЯ. (в сторону) Вот пристал. Кофе ему вари, халат стирай, а он знай, коньяк проливать. Откуда руки растут ясно и ослу.
СЛЕДОВАТЕЛЬ. (Вене) А вы значит, Вениамин... Какое редкое имя. Давно таких не слыхал. Красивое.
ВЕНЯ. Может и красивое, вот только Бенедикт я. Бенедикт Петрович, садовник, к вашим услугам.
СЛЕДОВАТЕЛЬ. Хм, даже забыл, что хотел спросить... (смотрит на розовые кусты) Это вы их так остригли, оросили? До чего искусно, мне нравится! Вы видно мастер в этом деле.
ВЕНЯ. Спасибо. Люблю за цветами ухаживать и сад содержать в чистоте, хоть он и чужой... А мои прежние хозяева, то бишь работодатели, как их там называют нынче... Хорошие были люди: добрые, внимательные, ничем меня не обидели в жизни – ни словом, ни делом.
СЛЕДОВАТЕЛЬ. А теперь ваш новый работодатель, стало быть, Елисей Васильевич, наследник усадьбы?
ВЕНЯ. (задумался) Я свою работу по саду выполняю. И если выполняю, то выполняю хорошо. Вот только яблоньки в этом году все погнили, сырость какая или зараза пристала к ним... (показывает следователю яблоневые деревья) Молодой хозяин - человек глубоко страдающий. Жена от него ушла, сестра пропала, родители погибли. Так и с ума сойти недолго. (ведет следователя по саду в сторону пруда, показывает саженцы) Я новые деревца посадил по весне, надеюсь, приживутся.
Еля бродит около розовых кустов, прислушивается к разговору полицейского и садовника.
ЕЛЯ. (подзывает Таню) Таня...Танюша, я пошутил. Не уволю тебя никогда. Иди кофием лейтенанта угости и спроси, не хочет ли он отобедать у нас.
Татя кивает, убегает с поручением.
СЛЕДОВАТЕЛЬ. (смотрит на яблоневые деревья, улыбается) А это что? (указывает на пруд) Болотце?
ВЕНЯ. Давненько не чистили... Уже завоняло.
Смеется, идет к садовому домику, находит грабли и принимается за работу.
Детектив с отвращением заглядывает в пруд. Он наклоняется, вылавливает носок из мутной воды и прячет его в карман. Возвращается к крыльцу. Еля обрывает цветки с кустов роз и бросает на дорожку.

СЛЕДОВАТЕЛЬ. Как вы думаете, Елисей Василич, что могло случиться с вашей сестрой? Вы ее единственный брат – кому еще знать, как не вам.
ЕЛЯ. (пристально смотрит на офицера из-под стекол заляпанных очков) Если честно, понятия не имею. Она изрезала поварским ножом фамильную ценность – портрет погибших родителей, и пропала. Ну вы-то всё видели, зрелище не для слабонервных... Кстати, у нее приятель был. Вот его и спрашивайте.
СЛЕДОВАТЕЛЬ. Любопытно, любопытно...
Карман детектива промок от носка, но этого никто не заметил, кроме Тани. Она захихикала и угостила детектива чашечкой крепкого кофе.

Сцена 3.
Елисей, Ян
Ночь. В гостиной темно, в камине тлеют угли. Елисей сидит в кресле с кувшином в руках. Портрет погибших завешен темной материей.
Ян в платье Светы проникает в гостиную, останавливается на пороге. Ждет минуту-другую, наблюдает за своей жертвой. Опьяневший Елисей задремал, ничего не замечает. Ян хлопнул дверью.

ЕЛЯ. Таня, чего тебе?.. Утро уже?
Ян приближается, мягко ступая по ворсистому ковру.
ЕЛЯ. Таня! Халат мой постирала? (ищет очки) Что молчишь, язык отсох?
ЯН. (истерически хохочет) Аха-ха... аха-ха.
ЕЛЯ. (всматривается в темноту) Ты что это так вырядилась, Таня? На танцы собралась? (протирает очки, присматривается) Ты Таня...или не Таня?
Ян хохочет, ходит вокруг Елисея, раздает ему легкие пощечины.
ЕЛЯ. (смеется, закрыв лицо руками, затем плачет) Таня, ох, Таня... Шла бы ты домой. Пока я тебя не удушил.
Елисей пытается встать с кресла, но не может – слишком пьян. Падает на пол, барахтается, шевелит конечностями, пробует подняться, снова падает в кресло от собственной тяжести.
Ян нависает над ним, хохочет, корчит гримасы, тянет руки к огню – хватает несколько угольков, отбегает и бросает их в Елисея.
ЕЛЯ. Ты вовсе и не Таня, теперь я вижу... (дрожит всем телом)  Вика, перестань. Ты в Милан должна лететь... Забыла что-то?
ЯН. (хохочет) Аха-ха...(бросает угольки в Елисея) Аха-ха...
ЕЛЯ. Господи... Зачем ты наслал на меня этих женщин? Вика, улетай, Вика... Виктория. (Ян трясёт его) Лети куда хочешь, ведьма злобная, только от меня подальше.
ЯН. (нараспев почти девичьим голоском) Не узнаешь меня?
ЕЛЯ. (кряхтит, краснеет) Мама?..
ЯН. Братик мой любимый, бесценный, умом неполноценный... (подходит ближе к Елисею, загораживая своим тощим телом свет от камина, нависает над ним, как длинная вытянутая тень) Совсем меня не узнаешь? (стряхивает на него водоросли из своих волос)
ЕЛЯ. (кряхтит, краснеет) Света...(теряет сознание)
ЯН. (целует его в губы) Узнаешь ещё, вернусь к тебе, мой милый. (хохочет, убегает через дверь в сад)
Светает. В камине тлеют угольки. Еля просыпается на полу: в руках у него ручка от разбитого кувшина, в волосах водоросли, а золотистый халат усыпан пеплом.
Пытается подняться, но не может, ползает на коленях перед камином среди углей и осколков. Медленно встает с колен. Над камином – изрезанный портрет родителей – покров исчез. Держась за сердце и желудок, цепляясь за стены, Елисей продвигается в ванную.

Сцена 4.
Таня, Елисей
Гостиная, за окнами темно. Елисей сидит у камина в халате на голое тело, пьет виски, смотрит на огонь. Громко работает телевизор, играет музыка. Всё сливается в хаотичный шум. Портрет родителей завешен мокрыми цветными полотенцами.

ТАНЯ. (переходит на крик, чтобы Елисей мог ее расслышать) Елисей Василич, вы уверены, что помощь по дому вам больше не нужна?
ЕЛЯ. Ммм... Уверен ли я?.. (бросает стакан в камин) Конечно (икает) уверен. (грозит ей пальцем) И чтоб по ночам ты сюда больше не приходила, ведьма гнусная!
Еля совершает метательное движение в ее сторону, как будто в его руке стакан.
ТАНЯ. (отходит подальше, прячется за диван) Ну-ну, Елисей Василич... Может, доктора позвать?
ЕЛЯ. Пошла вон отсюда! Я хочу побыть один.
Наливает себе бренди: справа от него поднос с несколькими пустыми стаканами, он наполняет их по очереди, опорожняет и бросает в камин.
ТАНЯ. Ну что же вы так, Елисей, ковер испачкали, камин испортили, работу бросили... (подбирает стаканы) Мне жалко вас. Здесь так шумно: музыка играет, новости орут... Выключу телевизор хотя бы. (выключает) Вам комфортно? Мне – нет. 
Еля молчит, икает. Допивает виски, бросает стакан в сторону Тани, но промахивается. Хочет встать из кресла и падает. Таня вскрикивает, выбегает вон, хлопнув дверью. Еля икает, устраивается в кресле поудобнее.

Сцена 5.
Ян, Света
Комната Светы на третьем этаже. Ян истерично смеется, издает непристойные звуки, надевает платье Светы и сопутствующие аксессуары.

СВЕТА. Ян, тебе не кажется, что мы перегибаем палку?
ЯН. (любуется своим отражением в зеркале, поправляет платье, делает начёс) Неа. По мне, так нет ничего слаще лести и мести.
СВЕТА. Тебе не надоело корчить рожи?
ЯН. (красит губы темно-вишневой помадой) Это моё призвание.
СВЕТА. (смеется, целует его, поправляет парик) Иди, любимый. Сделай всё как надо! 
ЯН. Смотри, как на мне сидит твое платье.( трогает себя, хохочет) Как вросло!
Ян кривляется перед зеркалом, принимает таблетки.
СВЕТА. (смотрит на Яна в зеркале) Ян, ты совсем забросил работу, не ходишь на пробы ни в театр, ни в кино... Хотя бы стажером. Хоть кем-то, не знаю... Надо же с чего-то начинать. Сам говорил играть – твоё призвание.
ЯН. (поправляет парик) Лучшая сцена – жизнь. Я в шаге от триумфа. Брат твой, считай, покойник. Завтра ты станешь законной наследницей фамильного состояния, оно принадлежит тебе по праву. Закон крови! (хихикает, вплетает водоросли в волосы) Ты полнокровная дочь своих родителей, а брат твой – только отчасти. От него надо избавляться, пусть не мешает нам жить и любить. Мы будем свободны! (трясет ее) Свободны, детка! Сво-бод-ны...
СВЕТА. Ян, о чем ты?.. Не станем же мы его убивать.
ЯН. Конечно, нет. (хохочет, любуется своим отражением) Он сам опрокинется. Посмотри на эту скотину: сидит у камина целыми днями и пьет бренди. Вот это жизнь! Столько бабок, работа классная... А он взял и захворал.
СВЕТА. Ян, с тобой, по-моему, тоже не всё в порядке.
ЯН. (по-детски улыбается) Я чувствую себя грандиозно, Светочка. Грандиозно-грациозно! (обнимает ее) Нас ждет столько приключений! (танцует вокруг нее, поёт) Света, ты с того или с этого света? (хохочет) В платье ты Света или раздета? (хохочет, прыгает на перинах) Скажи мне, с какого ты света? 
СВЕТА. Ян, что за игра у тебя такая?..
ЯН. Глупая ты, Светка. Это шарады, игра в слова. Ша-ра-ды! (протягивает ей таблетки) Скушай. (хихикает, надевает каблуки) Скучная ты какая-то... я пойду.
Света раздумывает: смотрит на Яна, на таблеточки.
ЯН. Ну же, Светка. Давай веселиться – к чему грустить. Сегодня такая ночь! (подходит к окну: там темно, грозовые тучи  и огромная  красная луна) Такие запахи сладкие из сада, свежо-то как! (шумно втягивает носом воздух) К чему грустить? Грустить нам не к лицу.
СВЕТА. Я так люблю тебя, Ян...
ЯН. И я тебя, и я тебя! (смотрит на Свету, затем на луну) Ешь скорее, пора устраивать веселье.
Света съедает.
ЯН. Жди меня здесь, Светочка. Пойду соблазнять твоего милого братика. Скоро вернусь и мы займемся сладкой любовью... Ты пока в койке полежи на своих перинах королевских.
Уходит.
СВЕТА. (прыгает на кровати) Ян, скорее возвращайся... Мне уже всё равно: лазурный берег или эти перины... (тянется к нему за поцелуем) Я только хочу тебя любить.
ЯН. Ну-ну, Светочка, всё будет... (вертится у зеркала)  Но сначала мне надо исполнить свою роль, я уже начинаю злиться и сердиться от того, что всё так долго... Пока я не доиграю в шарады, я не смогу к тебе вернуться и любить тебя не смогу. Труба зовет и сцена ждет.
СВЕТА. Какой ты чудесный! (хлопает в ладоши) Я буду тебя ждать, буду ждать... Скорее возвращайся со сцены, медовый мой. 
ЯН. Ну всё, моя пчёлка, я полетел. (сбегает вниз по лестнице, громко стуча каблуками) Пожелай мне удачи, чтоб ногу не свернуть.

Сцена 6.
Ян, Елисей
Гостиная. Елисей уснул в кресле, изо рта течет слюна.
Ян ходит вокруг, завывает как привидение, бросает в него угольки из камина. Елисей не реагирует.

ЯН. Фу! (ощупывает его пульс, принюхивается) Уже завонял, скотина.
Замечает холст над камином, срывает с него покров, хохочет.
ЯН. Что за уродцы! Монстры, ни дать ни взять. (залезает в холодильный шкаф, достает оттуда вишни, ест их) Ну и семейка. (бросает косточки в Елисея, в картину) Одни ничтожества.
Ян снова лезет в холодильный шкаф: находит баночку сардинок, закусывает, запивает вином из бутылки. Затем всё оттуда вываливает, откусывает от всего подряд. Досыта наевшись, возвращается к своей жертве. Елисей недвижим.
Ян прыгает вокруг него, подвывает, хихикает, хнычет, тычет в него стеблем сельдерея, что прихватил с собой. Елисей не реагирует.
ЯН. Как-то скучно здесь... (убегает вверх по лестнице в комнату Светы)
Ян останавливается в дверях, смотрит на пьяную взлохмаченную Свету: она крепко спит на перинах.
ЯН. Жирная, ленивая уродица... (бросает в нее вишневую косточку) Тебя совсем я не люблю.
Уходит в ванную, возвращается оттуда с бельевой веревкой. Привязывает ее за ножку светиной кровати, идет к окну. Зачарованно любуется своим отражением в зеркале, надевает петлю себе на шею, улыбается, поправляет парик на голове, платье, разбегается и бесшумно вылетает из окна. Ветви и сучья мягко гнутся, ломаются об его тело. 

Сцена 7.
Света, Веня, Таня, полицейские
Утро следующего дня.
Елисея увозит «Скорая помощь», он мычит на носилках под капельницей.
Полицейские собирают части Яна, разбросанные под окнами: парик, туфли, платье. Его посиневший труп в светлом бумажном пакете лежит неподалеку.
Света спотыкаясь, прижимает изрезанный холст к груди, тащится к пруду. Следователь безуспешно пытается ее остановить и допросить.

СВЕТА. (повторяет в исступлении) Ян... Ян... Где ты, Ян? Вернись ко мне, мой медовый...
СЛЕДОВАТЕЛЬ. (протягивает Свете носок, который выловил в пруду) Это не ваш?
Света не отвечает, ходит под окнами своей спальни в поисках Яна.
СВЕТА. (заходит по пояс в пруд) Зачем оставил меня одну...
СЛЕДОВАТЕЛЬ. (свистит санитарам, которые забрали Елисея) И её тоже!
ТАНЯ. (Вене) Как страшно на них смотреть... А были порядочной семьей!
Веня подстригает кусты роз секатором.
ТАНЯ. С ума сойти, что творится!.. Я здесь уже два года и ничего, совсем ничего не замечала. Их как прорвало, одного за другим... Извращенец Елисей. Ну Света, понятно, наркоманочка юная, что с ней сделаешь – избаловал папочка. Но Еля-то, Еля... Я прямо не ожидала. Неужто размолвка с женой его так обозлила? А этот Ян, актеришко несчастный... А какой красивый был! (плачет) Жалко так.   
СЛЕДОВАТЕЛЬ. (проходит мимо Тани) Вот и доигрался актёр ваш. 
Холст не тонет, дрейфует в мутной воде пруда. Света ушла под воду и не хочет выходить. Доктора кричат: «Лови её, лови!» Сами в пруд не лезут, тянутся к ней длинными палками, пытаются вытолкать тело на берег.
СЛЕДОВАТЕЛЬ. Как ваши саженцы, Бенедикт?
ВЕНЯ. Вот, подрезаю. Все равно погниют – зима скоро.
ТАНЯ. (следователю, кокетливо) Офицер, вам кофе сварить?
СЛЕДОВАТЕЛЬ. (затягивая ремень потуже) А можно было б... Утро сегодня прямо таки морозное.
ТАНЯ. И не говорите. 
Уходят.

КОНЕЦ