самое начало сценария для документального фильма

Наталия Розен
документальный фильм «Странник»
Розен Наталия.

Мне кажется, что наши современники должны знать своего соотечественника князя Дмитрия Шаховского. Услышать его свидетельство о времени.

Начало
Разговор на Ноходштрассе 10, где был храм в котором служил о. Дмитрий Шаховской  с 1932 по 1945 годы. Разговор переходит к теме о том, почему в нацистской Германии действовал православный приход.
Разговор с россиянами, которые впервые слышат о том, что в нацистском Берлине служили в православной церкви.
Разговор, что есть избранные труды Шаховского, где он сам описывает свое служение в Германии.


Историк: (из работы А. НИКИТИНА )  До середины 1935 года нацисты не проявляли особого интереса к русской православной общине в Германии. В этот период
на переднем плане были вопросы демонтажа Веймарской
республики и создания нацистского государства.
Кампания, которую развернули нацисты, начиная с осени
1935 года, вокруг, по их собственному признанию, «сравнительно
небольшой русской церкви» в стране, была рассчитана,
прежде всего, на мощный международный пропагандистский
эффект. Режим должен был предстать защитником Русской
Православной Церкви, часть духовенства которой оказалась в
изгнании, а другая подвергалась масштабным преследованиям
в СССР. Это призвано было укрепить представление о нацистском
режиме как якобы антиподе большевизма, послужить
созданию выгодного образа нацистского государства в глазах
международной общественности и усыплению внимания потенциальных противников экспансионистских планов режима.
Кампания вокруг русской православной общины преследовала
и некоторые вполне конкретные цели: расположить к
рейху страны Балканского региона с преобладанием православного
населения или значительным процентом православных:
Болгарию, Грецию, Югославию (сербы), а также Румынию.



Шаховской: (о служении в Германии) Время моего пастырского служения в Европе шло среди бурь, охвативших землю. Приблизительно за год до прихода к власти Гитлера, в феврале 1932 года, я был назначен в Свято-Владимирский приход в Берлине и прибыл туда из Парижа. И с берлинскою моею паствою и собратьями-пастырями мне пришлось пережить все, что пережила Германия, от восхождения нацизма до его крушения.

Акт1
Музыка
Шаховской: «Будущего у этих строк  может не быть. Но будущее будет у человечества. И верная память о прошлом есть участие в этом будущем. Мы все его несем в своих руках»

История для нас — пророк и апостол. Но мы часто от нее хотим скрыться в свои житейские и политические дела. А нам надо всматриваться в явления, которых мы стали свидетелями в отрезках своего времени, собирая все, что является сущностью исторического процесса. В знаках и символах каждого времени открывается Слово, к нам обращенное. Только ради его торжества дается человеку жизнь и человечеству история

У меня нет чувства прикрепленности к какому-то географическому месту: ни к Москве, где я родился и жил в раннем детстве, ни к Петербургу, где учился, ни к этим удивительным, родным до сих пор для моей памяти полям, лескам и прудам Веневского и Епифанского уездов Тульской губернии. Еще менее связан я с югом России — Ростовом-на-Дону, Новороссийском и Севастополем, последними моими российскими берегами.
За двадцать пять лет жизни в Европе я посетил все ее страны (кроме Албании, хотя был на ее границе в Охриде и в монастыре Святого Наума на озере). Франция оставалась четверть века центром моей жизни в Европе. Бельгия, Югославия и Германия задерживали в своих границах мою жизнь, но нигде я не чувствовал землю более, чем странническим чувством. Это чувство — одно из крепких чувств и связей мира. Во всяком человеке есть мимолетность. Она составляет его легкость и мудрость, которая ему нужна среди всех феноменов его преходящего существования. Странничество соответствует человеку.