Уважаемый человек. Люди Ольхона

Зинаида Каплина
Мария Петровна Глызина (Безимова) живет в Хужире более 50-ти лет. Уважаемый всеми жителями Ольхона человек, бывший секретарь Хужирского поселкового Совета, бывший начальник Хужирской метеостанции (ГМС), она несколько десятков лет ответственно трудилась, воспитывала детей, несла людям добро, стойко переносила трудности.

Родилась Мария Петровна в д. Болото Качугского района в 1937 г. В семье Петра Карповича и Ольги Харлантьевны Безимовых было трое дочерей и сын. Родители работали в колхозе. Как вспоминает Мария Петровна, колхоз был богатый: необъятные поля, засеянные пшеницей, рожью, овсом, фермы, где содержались коровы, овцы, свиньи. Дома тоже держали скот, был огород. Старшие сестры и брат помогали по хозяйству родителям.

С началом войны многое в жизни людей изменилось. Мужчин забрали на фронт, женщины и подростки, как могли, тянули хозяйство. Отец, Петр Карпович, также был призван в армию в 1941г. Письма писал редко, он был грамотным, образованным человеком, поэтому ему поручили учебную группу бойцов, где он обучал их военному искусству. Последнее письмо мать получила из-под Нальчика. А потом писем не стало. Через несколько месяцев пришло извещение, что Петр Карпович Безимов числится без вести пропавшим. Так и числился он несколько десятков лет в списках без вести пропавших и только в конце 90-х годов в районной Качугской газете появилась статья о том, что следопыты-поисковики нашли могилу Безимова П.К. и что документы его отправлены в Качугский райвоенкомат. Газету родственники не сохранили, и Мария Петровна узнала об этом только со слов сестры и брата, когда поехала летом в родную деревню.

Мать одна поднимала ребятню. Как и везде в то время, в деревне недоедали, спасала семью корова-кормилица, да картошка, которую к весне берегли на семена. Хлеб давали на трудодни зерном. Его мололи сами на ручной мельнице. Старшие дети, едва закончив начальную школу, пошли работать в колхоз, помогали матери возится с младшей дочерью – Галиной.

Ольга Харлантьевна была высокой, красивой женщиной с длинными белокурыми волосами. Не один раз мужчины к ней сватались, но она так и не вышла больше замуж. Все ждала известия от мужа, на что-то еще надеясь. Но так и умерла, не узнав, что муж погиб.

Мария окончила начальную школу в родной деревне, затем 7-й класс в соседнем Залоге, куда приходилось ходить пешком, а потом и 10-й класс в Бирюльке. В 1954 г. в деревню приехал брат матери, Горбунов Данил Иннокентьевич, который уже несколько лет жил с семьей в Хужире, и Маша уехала с ним. Было ей в ту пору 17 лет, надо было определяться в жизни.

Устроилась рабочей рыбообработки на Маломорский рыбозавод. А через несколько месяцев, учитывая её грамотность, аккуратность, ее направили на курсы мастеров в г. Тобольск. После них она стала работать мастером рыбообработки. В 1953 г. Мария вышла замуж за Василия Глызина, молодого моториста катера Маломорского флота. Родители Василия тоже приехали с семьей из Качугского района, с. Манзурка, в 1937г. и построили домик. В 1941 г. отца, Петра Васильевича Глызина, забрали на фронт. Мать, Лидия, осталась с четырьмя детьми. Поэтому старшие – Вера и Михаил совсем подростками пошли на работу – помогать матери. Молодые Глызины жили на улице Первомайской. Михаил вскоре женился. Мать забрала к себе Вера.

Василий с Машей завели корову, выращивали картошку, овощи. В 1959 г. у молодых родилась дочь Люба, а в 1962г. сын Сережа. В 1965г. Марию пригласили на работу в Хужирский поссовет на должность счетовода-кассира. Мария Петровна рассказывает, как много приходилось обрабатывать документов, печатать. А за зарплатой в Еланцы приходилось добираться разным путем: на попутной машине, на лодке, «подъездке», а, если повезет, то и на попутном самолете – «аннушке» или «кукурузнике», охраны никакой не было.

Вскоре Мария Петровна была выдвинута кандидатом в депутаты поселкового Совета, а в декабре 1967 г. избрана секретарем исполкома, где работала до 1980г. Несмотря на большую загруженность: множество документов, работа с депутатскими комиссиями (их было пять), с общественными организациями – товарищеский суд, женсовет, подготовка ко всем выборам, а это в свою очередь работа с агитаторами, с кандидатами в депутаты, списки избирателей, учет военнообязанных, подготовка к заседаниям выездного нарсуда, партийные поручения, выдачи справок, заполнение книг подворного обхода и т.д. и т.п. – со всем этим Мария Петровна справлялась своевременно, аккуратно.

А сколько было молодежных свадеб! – вспоминает она. Многим молодоженам под звуки свадебного марша Мендельсона она вручила свидетельства о браке. В строгом синем костюме, с красной летной с гербом СССР, она невольно вызывала уважение, как символ  надежности.

Многое она успевала. Была хорошей женой и матерью. Дети подросли, учились. Младший Сережа учился во втором классе. Светленький, круглолицый, с сияющими глазами, он был любимцем семьи. Отец смастерил ему рыбацкое снаряжение: удочки, сачок, пешенку и брал его с собой бормашить. Сын был «фартовый», ловил хорошо рыбу на удочку и, возвратившись домой, радостно показывал матери и сестре свой улов. Но вскоре случилась беда: весной, играя со старшими ребятишками над обрывом, Сережа сорвался вниз. Падая, ударился головой о большой камень и упал в воду. Плывшие в лодке мимо люди подобрали его и привезли на мол. Оттуда его и Марию на мотоцикле привезли в больницу. Он еще дышал, но был без сознания. Через несколько часов его не стало. Не прошло и года после этого, как трагически погиб Василий. Мария Петровна, рассказывая все это, просит не писать подробно, не бередить старые раны. И вообще много о ней не писать. А я думаю, что она заслужила своей работой, жизнью, чтобы статья о ней вышла в нашей газете.

Замуж Мария Петровна больше не выходила. В 1979 г. она родила сына Сашу, как говорит, «для себя». Выйдя из декретного отпуска, приступила к своей работе. Приближались выборы. Готовились снова списки избирателей, протоколы выдвижения кандидатов в депутаты. Кандидаты в депутаты поссовета согласовывались в Ольхонском райкоме партии. Кандидатуры Марии Петровна в списках не было. Следовательно, она должна была оставить пост секретаря поссовета. Видимо, кому-то не угодила…

Переживала, конечно, но что поделаешь? Надо было жить дальше, растить детей. Её взяли работать на освободившееся место на метеостанции (ГМС). А вскоре, уезжающая с острова начальник метеостанции, рекомендовала на свое место Марию Петровну Глызину. Управление метеослужбы в Иркутске утвердило ее кандидатуру. Пройдя курсы начальников метеостанции, она возглавила коллектив Хужирской ГМС.

Требовательная, строгая к себе, она и с подчиненных спрашивала строго, требовала аккуратности в кропотливой работе. Домик свой Мария Петровна продала и заняла квартиру на территории ГМС, где и живет до сих пор с сыном Сашей и его женой Машей. Летом она принимает у себя туристов, которых ей предоставляет бизнесмен Н. Бенчаров. Они с удовольствием селятся у Марии Петровны. Вид открывается несказанной красоты, только выйдя из дома: Байкальские гольцы, даже летом покрытые снегом, скала-богатырь, мыс Бурхан со знаменитой Шаманкой, гладь Малого моря. На деньги от отдыхающих и от Сашиной рыбалки построили несколько домиков, баню, купили Саше машину для рыбалки, сети. Основали свой малый бизнес.

Мария Петровна, уйдя на пенсию, трудится в огороде, садит картошку, овощи, собирает ягоды с кустов и, конечно, выращивает цветы – красивые, душистые. Хоть и подкачивает иногда здоровье, она старается больше двигаться, работать. Часто навещает младшую сестру Галину Петровну Нелюбину, инвалида. Сын Галины Петровны, Юрий, взял Сашу в свою бригаду на бот, научил премудростям рыбной ловли.
За свой труд Мария Петровна не раз получала благодарности, денежные премии, награждена Почетными грамотами, имеет звание «Ветеран труда». Она часто бывает в здешней церкви. Ставит свечки за здравие детей, внуков. И за упокой дорогих ей людей – отца, матери, мужа, сына.

На фото поселковая администрация. Хужир

З. Каплина.
п. Хужир.