14. Холокост. Германия. Концлагерь Дахау

Михаил Самуилович Качан
На снимке крематорий в концлагере Дахау

“Труд освобождает", – написано на входных воротах в концлагерь Дахау.
Концлагерь Дахау (близ Мюнхена) был открыт нацистами практически сразу после прихода к власти в марте 1933 г. Сначала заключенными здесь были сами же немцы – в основном политические оппоненты Гитлера. Потом появились другие, - те, кого нацисты считали расово неполноценными людьми. Потом военнопленные и люди, опасные для режима. Концлагерь стал первым «опытным полигоном», где отрабатывалась система наказаний и других форм физических и психологических издевательств над узниками.
До начала Второй мировой войны в Дахау содержались люди, которые, согласно «расовой теории» нацистов «загрязняли» арийскую расу. Это были политические противники нацистского режима, прежде всего коммунисты, социалисты, а также оппозиционные режиму священнослужители. Расово неполноценными считались душевнобольные, проститутки и наркоманы.
Первые иностранные заключенные в лагере появились в 1938 г. после аннексии Австрии, ну а потом чехи, поляки, евреи, цыгане и 25 000 граждан СССР. В музее лагеря (он расположен в бывшем административном здании) каждому народу, представители которого были в Дахау, посвящен отдельный стенд.
Лагерь действовал более 12 лет. Рассчитанный на 6 тысяч человек, был переполнен. Через него прошло более 200.000 заключённых. Погибло в нем более 43.000.
Земля, где размещались бараки для заключенных (от бараков остались лишь фундаменты) и крематорий, сейчас является музеем под открытым небом. Уусловия жизни в лагере в начале были лучше, чем впоследствии, когда с началом Второй мировой войны в лагере появились евреи, военнопленные и граждане СССР. Условия жизни евреев и советских людей были самыми тяжелыми.
Во время войны Дахау приобрел зловещую известность как один из самых ужасных концлагерей, в которых проводились медицинские эксперименты над заключёнными – только над евреями и русскими. Генрих Гиммлер и другие высокопоставленные нацисты регулярно посещали с инспекционными поездками Дахау, где наблюдали за этими опытами.
Целью медицинских экспериментов было в том числе и изучение возможности управления поведением человека. Это делалось по заказам национал-социалистических военных ведомств. Также Зигмунд Рашер по указу Гиммлера изучал воздействие холода на человека. Многие из подопытных заключенных погибли, так как верный подход к гипотермии Рашеру найти так и не удалось.

На советских военнопленных не распространялись гарантии Красного креста. Бывшие советские солдаты рассказывали, как им помогали военнопленные французы, которые получали продовольственные посылки. В лагере погибло больше всего именно евреев и русских, причем точное количество уничтоженных неизвестно, т.к. многих убивали без регистрации, и от них остались только безымянные общие могилы. Сохранились места. где производились расстрелы и массовые захоронения.
Сначала крематорий был маленький (построен в 1940 г.) и использовался исключительно в целях кремирования только погибших людей. Однако уже в 1942 г. был построен большой крематорий с газовой камерой (в гереметичеки закрыиое помещение пускался газ «Циклон-Б»..Крематорий использовался и  для проведения опытов, и для массовых казней.


http://www.wise-travel.ru/europe/germania/otzyv-1229.html

В лагере было 35 бараков, в каждом из которых размещалось 200-206 человек. Четыре барака были нежилыми: в двух размещалась больница, еще в двух, поначалу, комната отдыха и библиотека.   
Сохранилось несколько сторожевых вышек.
В лагере содержались многие известные люди. До конца войны в Дахау содержался немецкий антифашист, пастор протестантской церкви Мартин Нимёллер, автор антифашистского стихотворения «Когда они пришли…»:

Когда нацисты пришли за коммунистами, я молчал, я же не коммунист.
Потом они пришли за социал-демократами, я молчал, я же не социал-демократ.
Потом они пришли за профсоюзными деятелями, я молчал, я же не член профсоюза.
Потом они пришли за евреями, я молчал, я же не еврей.
А потом они пришли за мной, и уже не было никого, кто бы мог протестовать.

Als die Nazis die Kommunisten holten, habe ich geschwiegen, ich war ja kein Kommunist.
Als sie die Sozialdemokraten einsperrten, habe ich geschwiegen, ich war ja kein Sozialdemokrat.
Als sie die Gewerkschafter holten, habe ich geschwiegen, ich war ja kein Gewerkschafter.
Als sie die Juden holten, habe ich nicht protestiert; ich war ja kein Jude.
Als sie mich holten, gab es keinen mehr, der protestieren konnte.

Действовавшая в Дахау подпольная организация заключённых во главе с интернациональным комитетом 28 апреля 1945 года, за день до прихода американских войск, подняла восстание, сорвав существовавший план уничтожения оставшихся в живых заключённых
В конце лагеря практически все религиозные конфессии установили свои мемориалы. Мемориал католической церкви. Мемориал евреям. Русская часовня.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2012/09/29/138