Кое-что о Blue Man Group

Джеймс Александр Даркфорс
  Я не уверен в том, что мне уже не прилеплен ярлычок «любителя радикальных перформансов» после частых ответов противникам PUSSY RIOT в духе, который пацифистским не назовёшь. А что до истории с Тальковым, то я помню, как эта история вызвала возмущение, хотя самого Талькова там не «разоблачал» никто, по большому-то счёту.
  На самом деле вряд ли это стопроцентно так. Хотя насчёт перформеров поговорить можно. Так что об этом и поговорим, но не о политическом перформансе, конечно. О музыкальном – и весьма интересном. И в масках, но не о RESIDENTS. О них без меня много написано. Поговорим о других «масках», в России не так обсуждаемых, но известных тоже очень хорошо – THE BLUE MAN GROUP.
  Итак, три человека с синими лицами и руками, в чёрных комбинезонах и старомодных высоких ботинках. Они проделывают свои невероятные трюки с 1987 года, и первых троих «синих Фантомасов» звали Matt Goldman, Phil Stanton и Chris Wink. Сейчас этот проект разросся до полусотни человек, а основатели превратились из «двинутых комедиантов» в администраторов предприятия, известного своими хорошо продуманными представлениями с использованием необычных инструментов, среди которых только самый известный вариант – это пластиковые трубы, подобранные, как хроматическая перкуссия, и цилиндрические барабаны, «брызжущие» краской. «Трубоперкуссия» в руках «синих инопланетян» становится едва ли не полноценным набором инструментов, как и длинные «хлысты» с датчиками, позволяющие изображать нечто, похожее на «скрэтчи» виниловых пластинок. Это позволяет считать данный проект классическим примером музыкальной эксцентрики, но это лишь одна его сторона.
  Первые серьёзные шоу этого проекта состоялись в 1991 году. Они шли под названием «Tubes», и это были спектакли из тех, что ставятся на Бродвее. Собственно, именно в Нью-Йорке это всё и ставилось. И какое-то время воспринималось не очень серьёзно. Может быть, по причине того, что представления заканчивались тем, что «Фантомасы» в гриме общались со зрителями, отвечали на вопросы, ставили автографы. Сейчас вместо автографа вам поставят пятно синей краски, а былое общение ушло. За пределами сцены, впрочем, участники проекта (включая продолжающих и по сей день выступать Уинка, Стэнтона и Голдмена) вполне общительны, их имена известны публике, они не ходят на публике только в своих синих масках и перчатках.
  Главная идея представлений BLUE MAN GROUP – это подчёркнутая «оторванность от реальности». Участники группы могут с удивлением смотреть на, казалось бы, давно ставший привычным предмет, как сотовый телефон или бинокль. Они могут во время представления не доиграть до конца какой-то номер, оборвав его на звуке нестихающей трещотки, или один из участников может достать свадебную фату, после чего на него пялятся остальные. Как вариант, двое играют музыку, третий достаёт зажигалку, а один из играющих тушит её углекислым газом из огнетушителя. Нелепое для обычной публики поведение, концерты по странной схеме, когда перформеры могут трясти головами перед залом по команде «закадрового голоса» или показывать гортань зрителя с помощью телекамеры.
  Помимо «хлыстов» и «трубоперкуссии», а также барабанов, на которые разливается брызжущая при ударах краска, группа использует электрифицированную цитру, поставленный набок рояль, по струнам которого бьют огромной колотушкой, синтезаторы с оптическим управлением. Но на сцене также оказывается и «обыкновенная» рок-группа, в которой играет несколько барабанщиков с прозрачными барабанами, а на сцену выпускаются и «приглашённые певцы», да и просто музыканты. Вся эта толпа весьма профессионально играет, и среди прочего они делают весьма неплохие кавер-версии, как ставшая «коньком» BMG версия «I Feel Love» Джорджио Мородера и Донны Саммер (перед которой обрывается ещё несколько номеров – из концерта в концерт). Носимые перкуссионные наборы, стреляющие серпантином. «Телевизионные головы». Трубы и фракталы, как одна из важных эстетических тем.
  «Синие люди» всегда выступают группой из трёх человек, поведение которых даже внутри группы в обычных общественных условиях не назвали бы и чудачеством. Одна из важнейших тем представлений – это перегруженность информацией и отчуждённость. Темы высоких технологий и ДНК, включение в концерт «засценических репортажей», идущих в реальном времени. Тема движения вверх. Также в видео фигурируют люди, делающие музыкальные инструменты чуть ли не из мусора (и неплохо на них играющие, к слову).
  Пожалуй, самое известное (и необычное) появление BMG в телевизорах РФ и мозгах граждан – это реклама «Mirinda», ради которой BMG даже «перекрасились» в оранжевый цвет. Вообще этих персонажей довольно активно зовут поучаствовать в рекламе. Что они и делают, чаще всего в традиционном для своих представлений виде. То есть в тех самых синих масках и перчатках. Чем нажили себе огромную кучу поклонников и заметный контингент подражателей, от реконструкторов инструментов в их стиле до тех, кто делает очень похожие шоу. И что стало причиной создания на основе шоу успешной корпорации, продвигающей перформансы и аудиопродукцию BLUE MAN GROUP (есть и такое у них) по всему свету.
  BMG не особо интересуются политическими вопросами, а вот не просто «известная доля философичности» им ещё как свойственна, и те темы, которые мелькают в их перформансах, несмотря на частую комичность, вполне серьёзны. В частности – это тема отчуждённости и диполя «Индивид – Толпа». Именно поэтому для них так близка тема «отщепенчества», когда даже в группе из трёх человек один обязательно нарушает слаженный процесс каким-нибудь странным поступком, скажем, «случайно» вылив молочный коктейль на другого участника шоу. Именно поэтому участники группы выбрали тактику «отчуждённости» от зрителей в момент, пока они «Blue Men», и по той же причине они демонстрируют удивление каким-нибудь, на первый взгляд, уже привычным предметом. И это гораздо более действенный способ задуматься над происходящим вокруг, чем любой радикальный перформанс.
  Кстати, вот и принципиальное отличие этой команды от RESIDENTS – смысл любой концепции «резидентов» заключается в самой концепции, и никакой философской подкладки в шоу и медиа RESIDENTS, если разобраться, нет, есть только доведённый уже не до совершенства, а немного дальше эпатаж публики.
  А вот BLUE MAN GROUP как раз философичны, что никак не мешает им использовать внешнюю сторону своего творческого наследия для того, чтобы получать с этого доходы – а затраты на проведение шоу BMG нельзя назвать маленькими, группа поддержки в лице десятка музыкантов и приглашённые участники (певцы, например – сами «синие фантомасы» во время шоу не говорят и не поют), сцена, высокотехнологичные, несмотря на внешнюю несерьёзность, инструменты. Это стоит вытащить на сцену не только в смысле того, что надо, но и стоит немалых денег. Плюс к этому использование огромных видеоэкранов, изображение на которые может подаваться не с источников, воспроизводящих записанный сигнал, а в реальном времени, из гримубрной или «глазами участника шоу» (камера закрепляется над инструментом, в момент работы показываются руки с лопатками, которыми играют на «ранцевых трубоорганах»).
  Ещё одна очень интересная сторона BMG – это некоторый интерес к проектам, которые создают инструменты из подручных материалов и играют на этом. В принципе, самих «синих Фантомасов» часто воспринимают из-за каверов, как музыкальных эксцентриков – благо, людей, использующих аналогичные инструменты, на самом деле не так мало, как может показаться. Иногда даже были чуть ли не конкурсы на лучший самодельный инструмент (естественно, «самоделка» должна быть полноценным музыкальным инструментом, на котором можно сыграть хотя бы средней сложности мелодию). Авторы понравившихся работ даже могут попасть в шоу BMG, что и делалось уже не раз. А на официальном канале на YouTube «синие Фантомасы» даже показывают сюжеты о коллегах.
  Вот такой небольшой рассказ о недавно (в очередной раз) попавшем на глаза перформанс-проекте. Пока вот такой по объёму.