Паломническая поездка в Нилову Пустынь

Лидия Вакина
 ( из серии рассказов «Записки паломника» )               

  Урок наивысшей математики.

Великим  Постом в дни весенних каникул в общеобразовательной школе от нашего православного центра была организована паломническая поездка в Нилову Пустынь, что на озере Селигер.
Место для нас особенное, ведь левый придел нашего, теперь уже кафедрального собора ,освящен в честь преподобного Нила Столобенского.
Едем  к месту его трудов и подвига, приложиться к мощам преподобного, укрепиться верой.
Для меня это воспоминание о первых моих паломнических трудах, которые были школой воцерковления. Теперь вот еду с внуком.

После ужина в первый день нашего приезда была предложена экскурсия по монастырю.
- Я-монах Иоанн- представился нам подошедший по благословению благочинного монастыря наш экскурсовод.
Основная масса наших паломников – это дети. Как умело была составлена беседа. Просто, идущими от сердца словами, которые находили место в сердцах слушателей, инок говорил о православии:
- Как вы думаете, когда начинается жизнь человека?
 Да, тогда, когда Бог дает бессмертную душу человеку еще утробе его матери. Вторую жизнь человек обретает,  родившись от матери к земной жизни. Третью жизнь человек получает в святом крещении, получив в таинстве Миропомазания дары Духа Святаго. И всю оставшуюся земную жизнь он обязан развивать в себе эти  Дары и умножать их, живя с Христом, участвуя в Таинствах Церкви- Исповеди  и Причастия, исполняя заповеди - десять Ветхозаветных и девять Новозаветных- заповеди блаженства. Четвертую жизнь с Христом человек обретает после окончания своей земной жизни, если он стремился жить с Ним на земле. И пятая жизнь ждет человека в вечности после всеобщего воскресения.
Сколько жизней имеет человек не крещенный? Только три. Вот так через призму современных увлечений геймерскими героями, через ставшие привычными категориями мышления современных деток, растолкованы ценности православия. Я ее назвала «Наивысшей математикой».
В свой жизни я часто приставала к коллегам, друзьям с вопросом:
 -Скажите, кому в делах пригодился sin < 90° или другая тригонометрическая функция? Может логарифмы или дифференциалы пригодились в жизни и работе? И только одна знакомая сказала:
- Мне в моей проектной работе приходилось использовать эти знания.
 А вот знания «наивысшей» православной математики необходимы каждому человеку, они формируют у человека  устремления к правильной и праведной жизни, то , чего так не достает в современном мире. Эти уроки детки услышали в монастыре.

О чтении Евангелия.

          На молебне преп.Нилу иеромонах читает Евангелие непривычным для нас образом. Просит приблизиться паломников к нему, накрывает наши склоненные головы епитрахилью и касается головы каждого, произнося заключительные строки из читаемой евангельской главы. Очень важно услышать эти слова и положить их в своем сердце. В Евангелии все наши воздыхания. Для начинающих  здесь кажущаяся простота, особенно для наших извращенных самостью умов. Но в этой простоте наше спасение, наши пять жизней. Господи, помоги их нам наследовать!
         Так, одна моя знакомая ,будучи в Санкт Петербурге, в часовне блаж. Ксении Петербуржской на молебне, слушая Евангелие ощутила на своей голове прикосновение на словах:-«…ибо иго Мое благо, и бремя  Мое легко» Мт.11,30. Приняв эти слова в сердце, несет многие труды в своем приходе , укрепляясь этим обетованием Божиим.

Монахи молятся.

       В соборе установлены микрофоны на клиросе и динамики, усиливающие звук. Техника хорошего качества и хорошо отрегулирована. Можно находиться в любой точке помещения и прекрасно слышать внятное чтение.
       После окончания экскурсии  нас пригласили для совместного просмотра видеодиска и чтения Евангелия. В оборудованном просторном помещении стояли скамьи в достаточном количестве, стол с компьютерной техникой, развернули съемный экран на стене, сняв при этом объемное художественное полотно с морской пучиной. Старшие ребята были приглашены для участия налаживания видеоизображения, что у них ловко получалось. Нам был предложен просмотр видеодиска с чтением Евангелия от Марка, где иллюстрацией к тесту были художественные произведения  на сюжеты Евангельских событий мастеров мирового уровня.
Деточки народ глазастый. Все заметив, обсудив и сравнив, делают свои выводы.
-Бабушка, а почему в этом монастыре столько хорошей техники?
-А почему ее не должно быть? Мы должны увидеть и понять, как ее можно использовать во благо. Господь нам на этом примере показал, что все достижения технического прогресса служат на пользу, если отнестись к этому с рассуждением.
Мы же не считаем автомобиль, по примеру людей тех времен, когда  он был изобретен, колесницей, на которой грешники едут в ад. Это вызывает теперь лишь улыбку.      
А далее нам было предложено всем вместе прочесть вечернее молитвенное правило.
Был выключен электрический свет, мы обернулись в сторону , где на стене висели два простых образа Спасителя и Богородицы  ,и монах при свете свечи, которого хватало для освещения текста в молитвослове, размеренно и внятно начал читать  правило. Внимание не рассеивалось, и было направлено на молитву. Для меня это было еще одной крупицей опыта духовного делания.

Посидим с Ангелами…

         Монахи – это Ангелы на земле. Служба ранняя и долгая, утомились наши паломники. Пока читают кафизмы ,можно  посидеть. Вот и пожилой монах с добродушным выражением лица присел на скамейку, неподалеку от него немолодой послушник с армейской выправкой, а между ними устроился Кирилл-первоклашка. Мама  в очереди на исповедь стоит, а я пока с ангелами посижу, чего тут такого-то? Хорошо, когда душа детская, чистая и ты везде свой.         

Монахи шутят.

        Тринадцать лет тому назад Нилова Пустынь была местом моих первых паломнических трудов, об этом я уже упоминала вначале. Тогда на неделю приехали мы с  напарницей помолиться и потрудиться во Славу Божию. Монастырь только начал восстанавливаться. О сегодняшнем состоянии монастыря даже и мечтать невозможно было. 
Мы приготовились к суровой жизни, а нас приветливо встретили, отправили в трапезную и там предложили с дороги чаю. Очень трогательно выглядело варенье в розетке, которым нас настойчиво угощал трапезник:
- Матушки отведайте, мы сами варили.
Собираясь в эту нашу поездку, я рассказывала внуку о том, моем первом  паломничестве.
-Давай захватим с собой варенья клубничного, скоро праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, пусть братия угостятся  к празднику -говорю внуку.
Варенье чуть не осталось в гостинице, но обстоятельства сложились так, что пришлось туда вернуться и вспомнить о намеченном. Трапезную уже закрывали после обеда паломников , и я встретила троих  трудников  уже на выходе. Отдаю банку с кратким пояснением кому и по какому поводу варенье предназначено.
-Там поверх варенья лежит бумажный кружочек, он пропитан водкой, чтоб плесень не образовывалась на поверхности. Пусть он вас не смущает- говорю я.
-А много там водки-то?- спрашивает монах.
-Да нет, граммов десять, только чтоб смочить бумагу.
-Ну ,вооот !-с разочарованной интонацией  шутит монах, - что ж тут делить-то на троих?!

О прощении.

        Юность-это и обостренные чувства, и желание быть со всеми вместе. Вот эти-то желания иногда и служат плохую службу. Оказавшись без родительского строгого глаза, детки вовсю проявляют самостоятельность. А мальчишки, разойдясь, чего-то набезобразничали, за что учителям утром было сделано строгое замечание.
Взрослыми было принято решение- за проступок надо детям понести наказание. Группа не будет допущена на колокольню Собора.
        Само посещение колокольни, парящей над Селигером ,открывает удивительные красоты от которых просто захватывает дух. Видна вся панорама острова Столбный и территории монастыря.
         Обидно, что этого не увидели детки ,которые приехали сюда впервые. Ведь благодать этого святого места – это совокупный, собирательный образ. Без посещения колокольни нет полноты образа монастыря.
          Ребята как-то самоорганизовались и подошли к старшим , по очереди каждый из них просил прощения. Потом подходили к раке с мощами преподобного  Нила и делали земные поклоны, прося прощение и у него.
         Как надо было поступить взрослым? Я говорю о своем вИдении этого. Так же, как и поступает Господь, когда мы просим  прощения у Него.
         Таковы ли мы сами по отношению к детям и окружающим? Мне увиделось, что нет. Я бы, может, потребовала мужества у нарушителей. Прощения просят делами, а не только словами. Ты обидел бесчинством Господа и преподобного Нила, подал худой пример тем, кто рядом с тобой и младше тебя. Откажись от посещения колокольни. Это будет поступок, адекватный проступку:
-Господи, прими мое неучастие, как покаяние. Путь за него не страдают малыши, и те, кто впервые в Ниловой пустыни.
        Какая ответственность на учителе за любое сказанное слово и поступок! Надо помнить всегда о том пьедестале, на котором ты стоишь перед детьми. Он всегда должен быть выше, чем те обстоятельства, что окружают тебя. Тут как говорится: -назвался груздем…

Мы вернулись в родной город.

        Наш молодежный  клирос поет:- нашему Владыке многая лета… отцу Константину многая лета…нашим учителям многая лета…нашему водителю многая лета…  Вот братии монастыря не пропели многая лета. Но это для того, чтоб было о чем посокрушаться и к чему устремить свои помыслы – быть всем для всех. Замечать каждого, кто рядом с тобой и быть ему благодарным и полезным.
**Об истории строительства Богоявленского собора.
Слава Ниловой пустыни привлекала такое множество паломников, что старый Богоявленский собор уже не мог вместить всех молящихся. Проект нового собора был заказан выдающемуся петербургскому мастеру Карлу Росси. Но Росси по неясным пока причинам не довёл работу до конца, и новый собор был построен по проекту уже другого петербургского архитектора - И. Шарлеманя. Строительство собора началось в 1821 году и закончилось в 1833 году. Интересно, что этот проект был подготовлен Шарлеманем на конкурс по строительству Исаакиевского собора в Петербурге. Победил, как известно, проект Монферрана, а проект Шарлеманя воплотился в Ниловой пустыни...
Над просторами Селигера поднялся огромный "столичный" храм в стиле классицизма. Сходство с Петербургом дополняли берега острова, одетые в гранит, подобно набережным Невы.
Ему надлежало быть первым имперским собором. Императором Александром I был объявлен конкурс на  лучший проект…..Было представлено девять проектов. Первое место занял проект Исакиевского собора. А этот решено было возвести в Ниловой пустыни. При поддержке императора, и прежде всего, финансовой, строительство Собора продолжалось 12 лет.
По словам митрополита Тверского Виктора:- «Таких намоленных уголков теперь осталось немного, и они должны стать заповедными, а чтобы это свершилось, необходимо возродить великое свойство русского православного народа - его любовь ко Христу, включающую в себя любовь к Святым Божиим Церквам»


*Фото взято отсюда: http://foto.mail.ru/mail/tatyana-veyl/344/345.html#346
** историческая справка с официального сайта монастыря Нило-Столобенская пустынь.
               

                Лидия Вакина

                27-28 марта 2012г.