А подумать?

Гордеева Елена Валерьевна
Прежде чем начать учить чему-либо собаку, для начала сформулируйте свое желание. И оно должно быть четко вами продумано и нанесено на бумагу.
Например, сейчас я формирую поведенческий навык у пятимесячного Бернского Зенненхунда . Нам нужно, чтобы щенок не несся сломя голову к калитке и там зацеловывал гостей и просто посетителей дома. Так вот, нам нужно, чтобы он так не делал!!!!!!!!!! Но эта первая ступень формирования желания. Теперь давайте подумаем, как мы хотим видеть поведение собаки в такой ситуации. Моделей поведения великое множество. Но мы, по крайней мере, должны выбрать несколько.
1. Собака при стуке в калитку должна бежать и облаивать того, кто стучит. Или, например, совать нос под калитку и смотреть, кто пришел.
2. Собака сидит вдалеке от калитки и ждет, что скажет хозяин. Она будет действовать так, как нужно владельцу.
3. При стуке в калитку собака заходит в вольер и ждет там дальнейших указаний.
Итак, от того, что вы выберите (а вы можете выбрать совсем другой поворот событий), будет зависеть обучение собаки.
Мы не говорим о курсах, где просто учат стоять, лежать, сидеть по команде. НЕТ. Мы учим собаку вести себя по-разному в разных ситуациях.
Итак, нам надо, чтобы собака мчалась со всех ног к калитке и облаивала стучащего. Это просто. Щенок в 5-6 месяцев и так побежит к калитке и, возможно, если человек за калиткой постучит подольше, даже облает его. Закрепляем такое поведение похвалой и лакомством. Но!!!! Очень большое «НО» появляется. А если за калиткой человек, которого обязательно надо впустить. Врач скорой помощи, не дай Бог. Что дальше должна сделать собака? Как себя повести? И вы опять начинаете прорабатывать желаемую модель поведения собаки.
1. Собака по команде заходит в вольер.
2. Собака по команде садится или ложится и не сходит с места, пока хозяин ей это не прикажет.
3. Собака берется за ошейник и, давясь на нем, продолжает лаять и рваться к пришедшему.
Выбирать вам. Но отработка разных навыков очень разная. И если вы сформировали в уме модель поведения собаки и начали воплощать ее на деле, то потом будет трудно перейти на другую модель поведения. И это надо знать!!!
Что я имею в виду. Если собака всегда лаяла и тащила вас к вошедшему, то во взрослом состоянии ей будет трудно втолковать, что при появлении посетителя она должна будет идти в вольер и там спокойно лежать. А для многих собаколюбов это будет не под силу вообще.

Теперь еще один момент. Собака, не приученная к встрече с чужим для нее человеком, может просто при открытии калитки выскочить на улицу и с радостными воплями помчаться по улице. Так бывает чаще, чем мы думаем. Зачем ей какой-то чужой, если он является тем, кто даст собаке доступ к свободе.
Видите, мы не учим собаку командам. Мы последовательно вырабатываем у щенка нужную нам модель поведения. И если модель выбрана правильно и показана щенку так, чтобы он понял, то дальше все - дело техники.
Если в мою дверь стучит человек, то я оставляю собак в комнате и иду смотреть в глазок. Кто пришел. Если это друг, то я зову собак к себе и говорю им: "Поздоровайтесь". Если это незнакомый человек, то я подтверждаю им свою команду оставаться на своих местах. И уже пришедший может делать в квартире, что ему нужно. Так как это для моих собак нормальное дело. Я же пустила этого человека в нашу квартиру. Значит, за последствия я и отвечаю. Взяла ответственность - неси ее до конца.
Другая модель поведения: Стук в дверь, собака вылетает в прихожую и от того, какой она породы, она начинает громко вопить или с прыжками на дверь ждать, когда откроется дверь, и кто-то там войдет. И в дальнейшем все идет по двум типичным сценариям. Хозяин за ошейник оттаскивает собаку от двери, а она рвется в бой. Потому что это она приняла ответственность на себя. И выполняет свой долг. Или она бросается с ликованием на шею вошедшему и облизывает его с ног до головы. В этой ситуации никто никакой ответственности на себя за происходящее не взял, и собака без внутренней агрессии так ведет себя, потому что ей это очень нравится. Ведь и в том и в другом случае хозяин не удосужился заранее продумать нужную модель поведения и показать, как надо вести себя собаке в этой модели. Он не показал, какая же роль собаке отводится в ситуации.
В стае всегда и все знают как надо вести себя в разных ситуациях. Этому их учат родительская пара и участники стаи с самого рождения. И у собак обычно в голову не закатится обсуждать или оспаривать то поведение, которое требуется от них для блага сообщества.
Нашим же милым питомцам чаще всего никто не втолковывает, как правильно действовать в той или иной ситуации. Дожили в непроработанных ситуациях до семимесячного возраста. Ну записались на курсы послушания. Ну научились сидеть, лежать, стоять, ходить рядом. Но этого же недостаточно в нашей непредсказуемой, динамичной жизни, особенно в городе. Как и куда можно применить, например, команду "рядом" или "сидеть" в группе не учат. В группе, дай Бог, научить собаку просто садиться по команде.
И поэтому собака учится садиться по команде. А вот в какой ситуации она должна сесть, она не знает.
И так, к чему я все это веду? А вот к чему. Прошли времена автоматического обучения собак. Теперь новый виток эволюционного развития собак требует совершенно другого отношения нас, людей, к ним, собакам. Мы все же должны спуститься с пьедестала царей природы и доступными способами общаться с собаками. И общаться так, чтобы не травмировать их психику, и, чтобы после такого общения, мы: и собаки, и люди -  чувствовали счастье, а не злость или безнадежность.