О вере и политике

Владимир Костылев
                О вере и политике.

Вера в бога несомненно является весьма сложным социальным феноменом, объяснение которому кроется как в общих социальных условиях бытия, касающихся всех без исключения членов общества, так и в индивидуальных  условиях жизни каждого отдельного взятого верующего.

Иными словами, каждый  верующий обретает веру по-своему, но окружающая действительность оказывает определяющее влияние. Юрий Тундыков абсолютно прав, когда пишет, что «вера или неверие зиждутся не только на знаниях (обыденных, научных и всех иных), но на всём совокупном и индивидуально неповторимом у каждого человека жизненном опыте, в котором особое место занимают воспитание и воздействие среды» (см. статью в Литературной газете №38 от 26.09.2012 "Право выбирать...", в которой Ю.Тундыков размышляет о проблемах веры и религии).

Но данное объяснение,  понятное и логичное для любого образованного человека, никак не подвигает человека верующего к изменению своих взглядов.  Он будет по-прежнему утверждать, как это делают особо рьяные верующие, что только религия способна объяснить мир. __

И  казалось бы, пусть утверждает, пусть верит, его право. Ведь множество людей спокойно и даже не бедно живут в разных странах вообще ничего не зная и не ведая о науке и её достижениях. Живут себе, не задумываясь о каких-то там эволюциях, материализме и т.п.__

Но всё гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. Имеется очень важная сторона этой проблемы, а именно – политическая. Все эти, отрицающие, не признающие научное знание люди, являются ещё и электоратом, голосующим за то или иное государственное устройство, за ту или иную государственную политику. Эти люди формируют определённое общественное мнение в отношении таких сложных научных и социальных проблем как производство генномодифицированных продуктов, клонирование, прерывание беременности, вакцинация, изменение климата, развитие атомной энергетики и т.д.

Не  разбираясь глубоко в этих проблемах, они навязывают обществу свои морально-нравственные критерии и идеалистические, иллюзорно-мистические представления  о мире, об обществе, о жизни. Чего стоят только идеи о потусторонней жизни, о рае и аде, об ангелах, чертях, дьяволе, о беспорочном зачатии и др. Вместо того, чтобы в процессе заболевания обратиться за медицинской помощью, вера толкает людей на упование на бога, на чудесное исцеление.__
 
Тем не менее, сегодня научное сообщество в целом освободилось от теологического влияния, полностью отрицает какие бы то ни было  идеи креационистов, не нуждается в них. «Мировое научное сообщество считает, что имеющиеся на сегодняшний день доказательства эволюции являются настолько неопровержимыми и всеобъемлющими, что эволюция – это уже давно не «гипотеза» и не «теория», а твёрдо установленный научный факт (цитата из великолепной книги доктора биологических наук, известного палеонтолога Александра Маркова «Рождение сложности. Эволюционная биология сегодня», в инете можно найти его сайт).__

Опасность религии для общества проявляется ещё и в самой социальной  организации, которая формирует религиозные представления, трактует догматы веры, оказывает громадное влияние на сознание и поведение верующих. Такой общественной организацией является церковь. Используя как раз низкий культурный и образовательный уровень большинства верующих, церковные иерархи способны влиять на предпочтения и вкусы паствы, на её поведение, на политические и др. взгляды.  Критерием для верующего становится не реальная действительность со всеми её хитросплетениями, а мнение его духовника (деятеля церкви, материально заинтересованного в её процветании), который все эти хитросплетения объяснит в нужном для себя русле. 

Таким образом церковь создаёт гигантскую систему манипулирования общественным сознанием,  которую можно сравнить разве что со всеми средствами массовой информации вместе взятыми.  Каждый храм, церковь, мечеть, молельный дом превращается в своего рода идеологический  форпост  идеалистического, мистического миропонимания. И если потребуется доказать, что при капитализме жить  хорошо, что это и есть подлинная демократия, а  частная собственность  священна, то это будет успешно сделано.__

Вот почему современная буржуазная власть так заинтересована в союзе с РПЦ (как наиболее многочисленной церкви). Ведь  даже простое слово патриарха в поддержку той или иной политической линии способно принести миллионы голосов избирателей. __

А поддержка эта как никогда нужна сегодня нашим властям, обслуживающим небольшую кучку (по сравнению со всем населением) олигархов (примерно 700 семей мультимиллионеров и миллиардеров) и являющихся составной частью так называемого олигархического капитализма. Народ надо отвлечь от осознания этого прискорбного факта (от того, что основная часть валового внутреннего продукта  распределяется в пользу этих олигархов), направить его  энергию возмущения в другое русло. Чем прекрасно и занимается церковь, периодически пробуждая в обществе энергию возмущения совсем по другим поводам (напр. оскорбление чувств верующих).

Сама же церковь времени даром не теряет,  продвигает свою предпринимательскую деятельность по всем направлениям. От безналоговой торговли в храмах и переходах московского метро, до ползучей аннексии различных земельных участков, помещений и другой недвижимости под предлогом возврата  церковной собственности.

Борьба двух мировоззрений разворачивается уже на новом витке исторического развития, когда социализм потерпел поражение, а буржуазия берёт реванш. И будет эта борьба, судя по всему, весьма нелёгкой.