Сорок дней без интернета

Евгений Габелев
Недавно, воспользовавшись рядом обстоятельств текущей жизни, о характере которых почту за благо умолчать, я отключил интернет. Если честно, я приступил к этому эксперименту с трепетом. Поскольку, как и многие продвинутые сограждане, за последние несколько лет я редко оставлял онлайн больше чем на несколько дней, результат всей затеи представлялся мне загадочным и пугающим.


Я ожидал чувства, подобного ломке, появления фобий, подавленного состояния, переходящего в депрессию, и втайне надеялся на психоз с галлюцинациями. Однако, реальность превзошла все ожидания. Я погрузился в жизнь и наслаждался ей. Более того, я не испытывал никакой тяги к клавиатуре и сверкающему экрану. И не ощущал ни малейшего дискомфорта. А это уже по-настоящему пугает.


Шутки ради, а так же во имя глумления над религиозными чувствами последователей одной мрачной религии, я избрал для своего отшельничества срок сорок дней. Не то что бы я жил в пещере, среди зверей, и ни с кем не общался. Скорее, наоборот. Жизнь была полна, а впечатления невыразимо яркими. Самое интересное, мне совершенно не хотелось возвращаться и писать об этом.


Мистифицированную версию приключения я описал в тексте «Есть ли жизнь без интернета». Там я позволил фантазии воспарить, и излил накопившийся писательский яд. Здесь же я хочу рассказать о реальных впечатлениях, не вдаваясь в ассоциативные ряды и метафоры, анализ коих оставляю на произвол читателя. Некоторые наблюдаемые вещи были ожидаемы, другие же показались любопытными.


Я обнаружил, что это действительно два различных мира. И два разительно отличающихся мироощущения. Они не слишком пересекаются. Мир социальных сетей и зона традиционных коммуникаций предлагают два различных набора событий, новостей, и способов придавать им смысл. Более того, в них по-разному настроены наши собственные алгоритмы отбора и осмысления информации.


Таким образом, информация и идеи, воспринимаемые нами в различных мирах, и формирующие картину реальности, проходят двойную цензуру, причем цензоры устроены разными способами. Не вдаваясь в анализ политических реалий, стоящих за этим, отмечу результат. У нас есть два мира, две страны, и два народа. По досадной оказии они ходят по одним улицам и пересекаются к обоюдному недоумению.


Более того, конфликт цивилизаций происходит не только в семье, на работе и в повседневном общении. Он разворачивается в голове каждого, вынужденно оказавшегося гражданином двух миров. Состояние когнитивного диссонанса становится базовым состоянием бодрствующего сознания. Неизбежные следствия из этого определяют лицо мира. Чем объясняются многие странности.


И еще кое-что. Слово теряет свою важность. В виртуальном мире, качество текста становится абсолютной ценностью и вещью в себе. Авторские тексты существуют сами по себе, формируя реальность по своему образу и подобию. Нет ничего, кроме них. Здесь царство победившего логоса. В реальном мире дела обстоят иначе. Всем плевать на слова. Они витают в воздухе и исчезают, не оставляя следа.


Так же есть огромная разница меж чтением в интернете и в реальном мире. Здесь текст не прочитывается, а сканируется. Значимые, или кажущиеся такими, места и фрагменты мы выделяем и прочитываем внимательно, все прочее просматриваем по диагонали и игнорируем. В реальном мире книгу читают и обдумывают всю, от начала до конца. Во всяком случае, так делают те, кто не разучился читать.


Это новое наблюдение побуждает меня писать реже, и меньше искать красоты слога. За время, пока я исписал две страницы, я мог бы прочесть сотню страниц, написанных умнейшими людьми прошлого. Впрочем, может статься, что и я рискую стать одним из них, стоит немного подождать, продолжая играться словами. Тем более, за время эксперимента, многие идеи удалось увидеть совсем иначе.


Мы живем в мире, где отключение от интернета приравнивается к отшельничеству. Воздержание от виртуального общения скоро включат в великий пост, а возможно, даже приравняют к нему. Судя по тенденции, с гуманизацией пенитенциарной системы, лишение свободы в качестве наказания будет заменено лишением онлайн-доступа. Правозащитники станут протестовать, полагая это более тяжким наказанием.


Однако, жизнь без интернета совсем не страшна. Рекомендую всем, проводящим здесь слишком много времени. Это занятное приключение. Где-нибудь через год я планирую повторить его, и пожалуй на более длительный срок. А там поглядим.