Фильм Сокурова по сценарию Арабова Солнце

Светлана Жукова 4
Посмотрела фильм «Солнце». Так получилось, что не смотрела этот фильм раньше. Сейчас не могу сказать, рада ли, что не посмотрела раньше, или нет. Но рада одному, что посмотрев сейчас, могу написать анализ на этот фильм. Фильм, который, на мой взгляд, является худшей хулой на Бога и худшим отречением от веры в то, что Бог благ в истории кинематографа вообще!

«Этот фильм - третья часть "тетралогии власти" Александра Сокурова, вслед за фильмами "Молох" (1999) и "Телец" (2001). Действие происходит в Японии в конце 1945 года. Главный герой картины - японский император Хирохито. Фильм охватывает события между двумя историческими решениями царственной особы, ломавшими многовековую традицию: объявлением о капитуляции в войне и отречением от своего божественного статуса (потомка богини Солнца). Другой главный герой фильма - американский генерал Дуглас Макартур, командующий союзными войсками. После оккупации Японии он должен был решить судьбу Хирохито и всей императорской династии.
Сценарий фильма "Солнце" написал драматург Юрий Арабов, основываясь на документальных свидетельствах. Создатели картины консультировались с японскими учеными, стремясь быть предельно достоверными как в изложении исторических фактов, так и в воссоздании интерьеров, деталей быта и манеры поведения всех персонажей фильмов.» (Ижевский киноклуб)
По версии авторов фильма, японский монарх сумел в последние месяцы Второй мировой войны принять два исторических решения - объявить о капитуляции Японии и отречься от своего божественного статуса. Александр Сокуров уверен, что тем самым император в трагический для его страны момент продемонстрировал: жизнь народа превыше политических амбиций. По мнению авторов киноленты, этот поступок императора значительно повлиял на развитие дальнейших исторических событий в Японии. 
  Все так, если бы не отношение самого императора Хирохито к своему статусу. А он действительно считал себя Богом. Настоящим Богом – Творцом, Заступником Источником Жизни для своего народа. Он просто не мог отречься от того, что его род ведется от богини Солнце – Аматэрасу. Отречение от престола – совсем не то! Дело в том, что император верит! А отречься от своей веры нельзя без того, чтобы не умереть духовно. Хирохито знал, был уверен в том, что он - Бог, и отрекаясь от своего Божественного статуса, отрекался и от своего народа – человечества, которое оказалось творением неудачным и которое, поэтому, необходимо заменить другим, более жизнеспособным. Это человечество олицетворяет в фильме народ Америки…

Фильм чудовищен тем, что показывает благого Бога, как придурка, который не способен создать ничего путного. У Него нет другого пути,  кроме пути следования глупым заповедям, которые почему-то, надо соблюдать! У Бога-Хирохито нет иного пути, кроме того, чтобы отречься от всего, созданного Им, прекратив творить вообще, так как все, что им создано, обречено на самоуничтожение. Сцена всеобщего ядерного апокалипсиса – не сцена ядерной бомбардировки японских городов в 1945-м году, а сцена, которая приобретает в фильме какое-то особое, мистическое значение, и больше похожа на сцену всеобщей гибели планеты в огне ядерной войны, чем на сцену гибели конкретно Японии. 
Почему эта сцена отражает всеобщую гибель? Потому, что так снята. Нет там никакого ориентира, никакого указания на то, что это – бомбардировка японских городов, Хиросимы и Нагасаки. И ещё потому, что там – рыбы в небе летают, похожие на драконов, И видно, что именно эти существа и губят Землю! Ядерный Армагеддон и – единственные живые существа в небе, то ли рыбы, то ли  драконы, то ли вот это:
«Пятый ангел вострубил, и я увидел звезду, падшую с неба на землю, и дан был ей ключ от кладязя бездны;
Она отворила кладязь бездны, и вышел дым из кладязя, как дым из большой печи; помрачилось солнце и воздух от дыма из кладязя.
И из дыма вышла саранча на землю, и дана была ей власть, которую имеют земные скорпионы…
…На ней были брони, как бы брони железные, а шум от крыльев её – как стук от колесниц , когда множество коней бежит на войну;
У ней были хвосты, как у скорпионов, и в хвостах её были жала…»

Это – цитата из «Откровения святого Иоанна Богослова».
Очень странно, но сцена показывает именно это! Что увидел Сокуров в действительности? Что он показал в своем фильме «Солнце»? Неужели он показал реальное будущее планеты Земля и - человечества? Ведь, очень странно было бы предположить, что этот образ – случайность! Тем более, что весь фильм говорит нам о том, что Бог от нас отречется, так как Он только и способен на то, чтобы создать мертвую религию, оторванную от жизни, что Он только и достоин того, чтобы Его образ существовал в мире, а не Он сам! Ведь Сам Он так похож на Чарли Чаплина. Что Он – шут, а не Бог в действительности!

Теперь доказательства по сценам:

С первых сцен, в которых перед нами предстает император Хирохито, видно, что этот человек действительно считает себя Богом! Об этом говорит все: его манера поведения, его реплики:
ХИРОХИТО: «По моему мнению, государство можно уподобить человеческому телу, а его императора можно и нужно уподобить мозгу. На утверждение, что император является божеством, я сказал, что мое тело ничем не отличается от человеческого (заметить не трудно, что он не сказал, что он – человек!), и этим замечанием расстроил и обидел всех членов кабинета министров…»

Эти слова императора полностью убеждают зрителя, что главный герой считает себя Богом. Это значит, что создатели относились к своему герою также. Ведь они были убеждены, что их герой верит в то, что он – Бог.
Люди всегда остаются людьми, и они видят Бога по-разному. Каждый – по-своему. Этот фильм – взгляд на Бога создателей фильма «Солнце». Их и только их взгляд.
Ведь они хотели показать именно Бога! Если бы это было не так, они бы показали совсем другую историю, даже если бы главным героем остался бы Хирохито!

С самого начала император предполагает, что, возможно, скоро останется последним японцем. Это значит, что Бог уже готов к тому, что творения его, люди, уничтожат друг друга в горниле войны…
Он рассуждает о том, что послал их в пекло войны потому, что слишком любит их.
Это – первая хула на Бога. Так как фраза означает, что любовь Бога к людям – причина того, что люди воюют – любовь к ним Бога!

Не любой ценой завещал мир с Англией и Америкой император Мейдзи. Цена – капитуляция. Но капитуляция – не в традициях японского народа.
ХИРОХИТО: «Не в традициях моего народа капитулировать. Мой народ достоин выгодного для себя положения, поэтому капитуляции не будет».

Вот ещё одна страшная хула на Бога. Бог бросает в пекло войны человечество потому, что отражение Его любви – гордыня! Его создания должны жить достойно, так как это – Его создания!
Очень одинок император. Ему приходится одному решать судьбу своего народа. Как и Богу одному приходится решать судьбу человечества. Аналогия просто напрашивается. Одиночество императора отдает его Тьме, и он продолжает войну.
Одиночество – страшное чудовище, рождающее химер. Химера императора Хирохито – благо, которое должен получить народ Японии от войны.

Потом императору Хирохито, а соответственно и Богу, приходит в голову мысль разобраться в причинах, вызвавших Азиатскую войну и, следовательно, воины вообще.

ХИРОХИТО: «Идея расового равенства, отстаиваемая Японией после Первой мировой войны, не нашла отклика у других стран. Инцидент расовой дискриминации, случившийся в Американском штате Калифорния в 1924 году, когда власти штата запретили въезд японских эмигрантов, стал причиной искреннего негодования и возмущения всего нашего народа. На фоне этого протеста поднялись военные, и подавить это всеобщее желание – воевать, было задачей неисполнимой!»

Создатели сказали устами Хирохито в этой сцене: воинственность – в природе народа Японии. А мы помним, что Хирохито – Бог, значит, воинственность – в природе человечества вообще. С этим ничего нельзя сделать. Невозможно изменить человека, нельзя в нем подавить стремление к воинам, насилию, кровопролитию, и в итоге, к самоуничтожению. Ну, таким уж он получился, человек…

Следующая хула на Бога:

ХИРОХИТО: «Божество в этом падшем мире может говорить только на японском языке».

Эта фраза означает, что Бог с очень небольшим количеством людей может говорить, так как очень небольшое количество людей может понимать Его язык. А понимать Его язык может только тот, кто ещё не пал. С остальными Он не будет говорить, так как они – падшие и говорить с ними – унижение для Него.
С чего Арабову и Сокурову пришла в голову мысль, что таково отношение Бога к человеку и человечеству, непонятно абсолютно! Это – личное отношение авторов, которое больше характеризует их, а не Бога. Это так, на мой взгляд. Подчеркиваю это.

Через весь фильм проходит мотив стихов о сакуре, автор которых – Хирохито.
«Цветет сакура
Снежный вихрь в разгар весны
Смерть поглотит и то, и это»
Император ( Бог ) знает, что мир обречен…

Очень большую роль в доказывании авторами того, что Бог – идиот, играет большая часть фильма, в которой император Хорохито встречается с американцем, генералом Макартуром. Кусок построен на контрасте. Контраст оторванности от жизни, какой-то блаженности, но блаженности совершенно нежизнеспособной императора Хирохито, с деловой и страстной жизненной хваткой американца недвусмысленно говорит зрителю: Бог человечеству не нужен. Это Он только думает, что Он нужен, а на самом деле Он – мертвый Бог…
Американцы могут купить все! Макартур говорит об этом Хирохито. А смысл сцены в том, что это человек говорит Богу, что ему на самом деле плевать на то, что там Бог выдумал про Заповеди, про то, что надо трудиться… Человек уже нашел для себя более легкий путь: купи все, что можешь купить! Человеку давно плевать на то, чему его учит Бог! Человек отошел от Бога! И Бог это видит…

Император ужасно одинок. Он говорит о том, что его не понимает ни жена, ни сын. Не любят его. И есть у императора только одна рыба – намаза…
ХИРОХИТО: «С кем император разделит восхищение от её совершенства»?

И становится все понятно! Вот зачем нужен Богу человек – разделить с Ним восхищение от Его творений!
Ещё одна ужасная хула на Бога. Это означает, ведь, что не любовь соединяет Бога и человека, а только нужда бога творить все более и более совершенное! А человечество не получилось таким, каким его задумывал Бог. Вот откуда это – «Смерть поглотит и то, и это»…
Император знает, что теперь он – бессилен. Он уже ничего не может сделать для своего народа. Американцы (дьяволочеловечество) сильнее японцев (Богочеловечества). Макартур говорит, что Америка ни к чему никого не принуждает, но Хирохито знает, что он должен отречься от своего божественного статуса, именно в том, что Бог-император создал японцев такими, кроется причина того, что они должны погибнуть. А для него это отречение означает, что он обрекает свой народ на уничтожение, потому, что человечество в него верит, а он от него отрекается…

МАКАРТУР: «В связи с невменяемостью, главный военный преступник (император) будет находиться под домашним арестом»…
Если император невменяем, то невменяем и Бог. Ведь император считает себя Богом! И император принимает решение…

Казалось бы, ничего страшного нет в словах: «Отказываюсь от своего Божественного происхождения ради спокойствия, процветания и мира народа Японии».

На самом деле он отказывается от своего народа, его традиций, культуры, веры. А когда у народа не остается его веры, он просто умирает. Остаются люди, но они уже другие… Фактически, этим отказом император обрекает свой народ на уничтожение. За что же Бог делает это со своими детьми? За то, что не оправдали Его надежд – не выиграли войну!

Вот в чем страшная мысль создателей фильма:

«Снег зимой похож на сакуру в Марте
Равнодушное время стирает и то и другое»

Бог - очень плохой. Он отдал человека гибели, так как осознал, что человек – неудачное творение, отдал мир гибели, так как со временем все равно все разрушится, и Он это понял. Понял, поэтому равнодушно будет смотреть на гибель этого мира…

А оставшиеся верными Богу люди, будут вынуждены наложить на себя руки. Ведь Бог отрекся и от них:
- А, что с этим юношей, кинооператором, который записывал мое обращение к народу?
- Он совершил ритуальное самоубийство.

Этот фильм страшен тем, что он отнимает у человека надежду на то, что Бог – отражение реального его заступника и отвечает за свои создания.

    

     ...Прошло некоторое время после просмотра и меня посетила ещё одна мысль о символике фильма. Сцена ядерного апокалипсиса, где Сокуров показал рыб в воздухе над горящей землей, рыб, которые превращаются в бомбы...
По этому поводу привожу одну информацию. Это просто информация к размышлению:

"Действительно, рыба – один из самых распространенных рисунков в раннехристианской живопписи. И символизировала она не кого-нибудь, а самого Господа Иисуса Христа. А причина этого – древнегреческий язык. Дело в том, что по древнегречески рыба ; ;;;;; (ihthys). Христиане увидели в этом слове своего рода акростих (стихотворение, в котором первые буквы каждой строки составляют осмысленный текст), расказывающий о Христе. Каждая буква «древнегреческой рыбы» была для них соответственно первой буквой других, очень важных слов, выражающих исповедание христианской веры:;;;;;; ;;;;;;; J;;; U;;; S;;;;. С древнегреческого на русский это переводится так: Иисус Христос Сын Божий Спаситель. Т.е. древние читали древнегреческое слово ;;;;; (рыба) как аббревиатуру этой фразы."
http://www.foma.ru/article/index.php?news=7216