Путешествие на Аляску, впечатления

Владимир Кожин 3
       Мне посчастливилось много путешествовать по России, Беларуси, Украине, другим бывшим союзным республикам. Сначала с рюкзаком за плечами на своих двоих, потом с применением технических средств передвижения. Не так давно представилась возможность побывать в Северной Америке. Сначала потянуло на Юг: Багамы, Мексика, Ямайка,  Антильские острова.... Конечно, это было интересно, к тому же  приятно погреться на солнышке особенно в зимнее время, покупаться в теплом Карибском море и Атлантическом океане.
       Но я всегда мечтал побывать на Аляске. Напомню, что это самый северный и самый большой штат США. Его территория превышает по площади Беларусь более, чем в 8 раз, хотя население по численности раз в 15 меньше. Там проживает где-то 720 тыс человек. Зато гор - тысячи, каждая из них здорово бы украсила Беларусь, да и многие другие  страны, где не хватает гор. Протяженных равнинных мест я там вообще не видел. Самая большая гора - Мак-Кинли, высотой 6194 м.  Много гор по 2-3 тыс м. России эта территория стала принадлежать в 1741 году, когда русская экспедиция открыла ее для Европы и описала этот край. Но при Александре II в 1867 г. она была продана Америке за 7,2 миллиона долларов.  Осваивать ее Америка не спешила, начала только в 1911 г. при президенте Теодоре Рузвельте.
       Народностей на Аляске проживает много, я слышал, что национальностей и языков там более 15. Из известных мне народностей:  алеуты, якуты, выходцы с Енисея и др. Их языки постепенно вымирают вместе со стариками. В США ведется работа по сохранения языков национальных меньшинств, существуют специальные программы, но, похоже, молодежь не очень этим увлекается.
       Городов не много, они находятся в основном на побережье морских проливов. Мы побывали в трех городах, в т.ч в столице штата городе Джуно.   Это не самый большой город Аляски, в нем проживает немногим более 30 тыс. жителей. Но он в числе самых крупных, остальные города, где мы побывали, заметно меньше.
      
       Наше круизное судно компании Селебрити (Selebrity) отправлялось из г. Сиэттла - американский штат Вашингтон. Время путешествия - третья декада августа 2012 г.  Путешествие было комфортным, каюта с балконом, чистота, порядок, персонал 2 раза в день устраивал уборку  и  т.д. Как и на всех круизных судах, живешь, как при коммунизме, который нам когда-то обещали при советской власти, т.е. все включено. На корабле 3 бассейна и несколько горячих джакузи. В открытых бассейнах вода имела температуру океана за бортом, от 7 - 8С в начале пути, до 4 - 5С в самой северной точке. Каждую ночь вода обновлялась. Но дети все равно туда ныряли. Потом отогревались в джакузи. Наш внук Антон (13 лет) нашел компанию друзей, и мы его мало видели. У них была своя программа. На корабле имелся и закрытый бассейн, где океанская вода подогревалась, но плавать там было плохо, вода слишком теплая, как в ванне. Но главное, что меня интересовало, это то что было вне корабля.  Окружающие пейзажи были изумительные, ведь плыли в основном вдоль гористого побережья, впечатления от природных красот остались на всю жизнь. Море, горы, снежные вершины, ледники - что может быть красивее!
 
      После отплытия из Сиэттла и суточного плавания по Тихому океану вдоль западного побережья Канады корабль вошел в проливы юго-восточной части Аляски, и мы пришвартовались в самом южном городе Кечикане. Там была стоянка с 7 утра до 6 вечера, поэтому у нас была возможность погулять по городу.
      Кечикан оказался довольно зеленым, удивило обилие цветов. И конечно, горы вокруг. Город считается самой юго-восточной населенной точкой Аляски, хотя в США тихоокеанское побережье считается Западом. Просто Аляска тянется еще западнее ближе к Чукотке, поэтому относительно Аляски здесь Восток. Население города 14 тыс. человек. Благодаря своей реке, Кечикан называют мировой столицей лосося. Рыба сюда массово идет на нерест, после чего гибнет. Я думаю, что Сахалин, Камчатка, Дальний восток насчет лидерства по красотам могли бы поспорить.  Думаю, что и круизные путешествия туда были бы не менее привлекательные. Просто Россия переживает не лучшие времена, и никому это пока не нужно.
      Город находится на островах, до Канады 140 км.  Известно, что люди здесь жили и 10 тыс. лет назад. Между островами можно переплыть на пароме, аэропорт Кечикана находится на другой стороне пролива, ширина которого около километра. Мы взяли обзорную экскурсию на машине-амфибии, она называлась Кечиканская утка. На таких же машинах проводят экскурсии во многих американских городах, это устаревшие военные плавающие вездеходы.
      Проехали по городу, потом поплыли по морю, точнее здесь не море, а пролив. Садятся и взлетают гидросамолеты на поплавках, можно купить экскурсию и посмотреть на эти места сверху. Зимой здесь море не замерзает, хотя снега много. Средняя температура летом в августе около 12С, зимой в январе -18. Основной доход город получает от туристов и рыболовства. Обычно летом (в туристический сезон) сюда приходят ежедневно 3-4 корабля, на каждом 2-3 тыс. туристов, поэтому днем здесь многолюдно. В магазинах  выставлены меха, ювелирные изделия, поделки из камня.  Интересно прогуляться по исторической части города, расположенной вдоль реки. Мосты, старинные дома. Есть публичный дом-музей с ярко одетыми девушками, которые за 5 долларов приглашали зайти. Здесь же много сувенирных магазинов, ресторанчиков и др. Больше всего меня поразила рыбалка,  минут за 10 при мне вытащили 2-х крупных лососей. Наблюдал, как они ходят под водой, вода кристально чистая,  видно дно на глубине в несколько метров. Как рыбы проходят ближайший водопад, не представляю. Там поток с высоты в несколько метров бьет по камням и ревет. Но выше водопада я видел множество лососей, некоторые уже отнерестились. Они посветлели и еле двигались или уже лежали на дне мертвыми. Все это было в черте города, выше я не поднимался, там уже рыбу ловят черные и бурые медведи. Есть специальные экскурсии, где можно на них посмотреть. Кстати, в городе все мусорные контейнеры закрыты на цепи и замки, чтоб медведи не открывали.

      Частью нашего круиза  был заезд в Трэйси Арм Фиорд. Это самое замечательное место, на котором мы побывали. Фиорд получил свое название после гражданской войны в Америке (вспомните "Унесенные ветром") по имени выдающегося деятеля, генерала и ученого - Бенжамина Франклина. Фиорд (это тупиковый залив, окруженный горами)   упирается в ледник Сойер. Общая протяженность 30 морских миль. Мы там пробыли с 6  до 10.40 утра. Все организовано точно по графику, ведь два больших корабля там не разойдутся. Шли мы сюда всю ночь из Кечикана. С погодой повезло, было не холодно и даже временами солнечно. Почти неделя без дождей необычно для этих мест в такое время.
      Я не был в Норвегии, но утверждают, что Трэйси Арм Фиорд не уступает Норвежским фиордам. Судя по фотографиям там летом нет ледников. Ледник Сойер, точнее его часть, которую мы видели, огромен, голубой и очень красивый. Когда светит солнце он переливается разными цветами.  От него мы встали недалеко, примерно в километре. Корабль большой, я был удивлен, как он подошел так близко к сползающему леднику, местами проходы были очень узкие. Кругом плавали куски отколовшегося от ледника льда - айсберги. Некоторые довольно крупные, размерами с небольшой корабль. Но наш корабль был огромным и, казалось, их не замечал. Я перед этим сходил на лекцию по навигации и понял, что плыть по фиорду не просто. Зимой эти маршруты на Аляску закрываются, и этот корабль возит туристов на Юг: в Аргентину, на Фолклендские острова, в Антарктику. Похоже, он разработан специально под такие сложные маршруты.
      Здесь обитают моржи и тюлени, белоголовый орел, киты-касатки, медведи, горные козлы и др. В бинокль у ледника можно было разглядеть тюленей на льдинах, без увеличения были видны только черные точки.
      Словами трудно передать наши ощущения (тем более, у меня не поэтический склад ума), но понравилось очень. Заснеженные вершины гор, отвесные скалы, бурные реки, впадающие в море, многочисленные большие и малые водопады... Айсберги рядом с бортом корабля, скалы, поросшие елями, в нескольких десятках метров от борта. Красота, величие, суровость, неизведанность, чистота, ощущение, что люди здесь нечастые гости.

      В этот же день мы побывали на экскурсии в столице штата Аляска городе Джуно. Он и выглядывает из-за корабля на моем фото в начале.
      На корабле нас в тот день задержали, вывозили медленно катерами, не было места для швартовки на берегу. Очень уж это место популярное, все причалы были заняты круизными кораблями. Поэтому наши планы слетать на ледник на вертолете или самолете не осуществились, пока мы выгрузились на берег все билеты уже были проданы. Мы, конечно, могли бы купить заранее эти экскурсии на корабле, но нам подсказали, что в городе они намного дешевле. На берегу мы оказались поздно, только в 18.00. Смогли купить только автомобильную экскурсию.
      Экскурсовод нам понравился, приятная женщина раннего пенсионного возраста, бывшая учительница, подрабатывает как учитель английского языка на замену в школе и гидом. Провезла она нас по городу, он хоть и столица Аляски, но небольшой - 32 тыс. населения, тем не менее это второй по числу жителей город штата. В нем есть небольшая православная церковь Николая Чудотворца. Проехали мимо дома главы Аляски - губернатора. Вспомните Сару Паулин, бывшего кандидата в вице-президенты Америки. Она и здесь уже бывший губернатор. Я запомнил, что в губернаторском доме 35 комнат.
      После города поехали обозревать окрестности. Дороги отличные, ехали быстро. Остановились на берегу реки, вытекающей из  ледника. Оттуда издали можно было увидеть ледник Менденхолла. Встретили синюю птицу, она прыгала по дорожке совсем близко от меня, я понял, что теперь надо ждать счастья. На пути к леднику, заехали в красивейшее место с небольшой церковью. Там свежий прозрачный воздух, тишина, все дышит покоем. Людей почти нет. Встретился лишь священник. На полуострове расположен храм Святой Терезы, вокруг много памятников, например, жертвам абортов. Возвышается огромный цементный крест. Много зелени, цветов. Напротив в заливе плавают лодки и кораблики с экскурсантами, наблюдающими за китами. Мы тоже посмотрели издалека. Киты (в основном касатки, их называют killer whale или Ocra - кит-убийца или Окра)  редко всплывают и только на пару секунд, поэтому трудно сфотографировать. Но мне все же удалось их снять на свою фотокамеру. Жаль, что формат Прозы.ру не позволяет вставлять фото по тексту.
      Следующей нашей остановкой был Национальный парк - Ледник Менделхолла. Ледник гигантский, его протяженность 19 км.  Именно сюда летают вертолеты с посадкой на лед. Нас здесь оставили на пару часов, и мы пошли исследовать территорию. Времени было мало, успели посмотреть немного. Есть музей, где можно многое узнать об этих местах и о леднике, с обзорной площадкой. На ледник мы не пошли. Наш Антон захотел посмотреть диких зверей, и мы отправились в лес по специальной деревянной дорожке на высоких сваях. Пройдя немного, мы услышали рычание и долго стояли в ожидании медведей. Кто-то черный возился и чавкал в чаще за буреломом, но видно было плохо.  К нашему счастью, медведица поев и скормив детей очередной рыбой, отправилась опять на рыбалку, двое медвежат за ней. Речка мелкая и быстрая. Лосось совсем другой, не такой, как я видел  в Кечикане. Этот оказался яркий, темно-красный. Проскочило мимо нас вверх по течению несколько штук. Как они поднялись по водопаду из озера, которое образовал ледник, непонятно. А тут еще медведи, не дают отдохнуть и отнереститься.
      В общем, основное время у нас ушло на наблюдение за медведями. Это были черные медведи, они немного уступают в размерах бурым. Здесь водятся и те и другие.
      Перед окончанием экскурсии уже в сумерках остановились на другой стороне пролива напротив нашего корабля, здесь мы пробыли 5 минут. Там же сделано фото. Ну, а потом отправились в наш временный дом на корабль, тем более, время ужинать.

     Следующая остановка корабля была в самой северной точке нашего круиза - городе Скагвэй. Это название небольшого города Аляски, у которого давняя и интересная история. В переводе с тлинжитского языка это название означает "место, где дует северный ветер". Место связано с известными именами и названиями: Джек Лондон, Билли Мур, Клондайк. Сейчас в этом городе проживает всего 920 человек, а когда-то во времена "Золотой лихорадки" здесь был центр золотодобытчиков. Десятки и сотни тысяч золотоискателей побывали здесь, а проживало тут постоянно более 10 тыс.человек. Сейчас основное занятие местных жителей - туристический бизнес. За год, точнее летний сезон, здесь бывает около миллиона туристов. Зимой сюда трудно попасть, да и очень холодно.
      Ранее сюда можно было добраться только по воде. Бывший капитан парохода Вильям (Билли) Мур провел полное исследование этого региона и нашел проход отсюда к цивилизации (прошел пешком 45 миль). Он так и называется White Pass - Белый проход в горах. По нему можно выйти в уже освоенные районы Юкона на территорию нынешней Канады. По этому пути впоследствие проложили железную дорогу. Мы также проделали путешествия на старинном поезде по нему. Параллельную дорогу-шоссе, по другую сторону ущелья, по которой мы ехали на автобусе, построили только в 1970.
      Джек Лондон приехал, а точнее приплыл на каное, в Скагвэй в 1897 г. Отсюда и пошли его известные рассказы про искателей золота и приключений.
      Наша экскурсия началась в 7 утра, и сначала автобус завез нас в глухое место в лесу за городом, где расположен поселок-музей золотоискателей. Нам показали театрализованное представление, играли и пели люди, одетые в стиле тех времен. Можно было увидеть множество старинных предметов быта. Похоже, что все вещи реальные, так как выглядели очень старыми. Во всяком случае, таких бутылок от алкоголя я раньше не встречал. Есть небольшой публичный дом: палатка с двумя кроватями. Нам показали, как надо мыть золото. Что-то мы даже намыли, во всяком случае с десяток микроскопических золотых песчинок нашли.  Вероятно, это было уже заготовлено для нас заранее. Один из местных жителей мне очень напомнил внешностью русского. В шляпе, невысокий, плотный, с большой темной окладистой бородой, на вид лет 45-50. Я сказал ему об этом. Он с гордостью ответил, что у него есть русские корни по линии матери. Жаль, что по-русски разговаривать не может.
      После встречи с золотоискателями мы отправились на том же автобусе по новой дороге на Юкон в сторону Канады. Дорога называется South Klondike Highway (Южноклондайкское шоссе). По пути я сделал немало прекрасных снимков, чтоб показать друзьям. Проехали самую высокую точку (перевал) на высоте более 1000 м, откуда потом начали спускаться.  Граница с Канадой оказалась не запертой, так что мы не останавливались. Места живописные, хотя на некоторых участках ехали в облаках-тумане. По дороге на другой стороне ущелья увидели поезд, который  также вез туристов. Мы возвращались потом этим поездом, а они обратно уже ехали автобусами. Обратили внимание на 3-4 метровые вешки-столбики вдоль дороги, это такой высоты здесь бывает снег.
      Первый город, который нас встретил в Канаде, назывался Фрэйзер (Fraser, B.C.-Британская Колумбия). Городом его назвать трудно, там проживает всего 42 человека. Но там есть контрольно-пропускной пункт, где у нас проверили документы. Мы вышли из автобуса и сели в свой вагон поезда, чтоб ехать обратно.  Наш паровоз полетел, а точнее пополз вперед. До перевала он полз, а потом вниз летел над пропастью и только визжали тормоза. Сидеть было удобно, и я только успевал щелкать  камерой. Мосты, тоннели, скалы, реки, горы, елки.... Даже цветы.  В некоторых местах было страшновато.  Мосты не казались надежными. А внизу пропасть. Обратил внимание на чахлые ели наверху, чувствуется, что им там трудно живется, ветра и холода делают свое дело.  Спустились ниже, ели стали погуще, побольше, покрасивее.

      После долгого плавания вдоль берегов Канады прибыли в  столицу округа Британская Колумбия канадский город-порт Виктория. По пути также скучно не было, горы на побережье и сам океан не переставали нас восхищать.  Прибыли мы в порт по расписанию, но поздно, в 18.00, поэтому никаких длительных экскурсий не стали приобретать.  Сели в местный автобус и поехали в центр города. Интересно, что при входе на территорию страны никто документов не спрашивал, а когда возвращались обратно, проверяли только карточку-ключ корабля.
      Город довольно большой, более 80 тыс. населения, а с пригородами более 340 тыс. Расположен на острове Ванкувер. Кажется, это самый южный город Канады, и находится по прямой в 100 км от Сиэттла (штат Вашингтон, США) и в 100 км от канадского города Ванкувера. Назван в честь британской королевы Виктории, когда-то это был британский доминион, британцы здесь поселились в 1841 г. Капитан Джеймс  Кук побывал здесь еще в 1778.  Из наиболее известных исторических мест, которые мы рассмотрели, было здание Парламента Британской Колумбии и отель Импресс открытый в 1908 г.
       Город Виктория похож на европейский, нам с женой он понравился. Очень зеленый, много цветов. Его называют город-сад. Есть знаменитый ботанический сад, но  был вечер, и уже было поздно туда идти. На улицах много музыкантов, звучит музыка, но качество исполнения в большинстве случаев оставляло желать лучшего. Например, молодой парень, который играл на аккордеоне, вероятно, никогда этому не учился, к тому же играл плохо. Зато виолончелист был профессионал высокого уровня.  Чернокожий мужчина играл на трубе громко и плохо. Не понравилось, что на центральных улицах много попрошаек.
      Пробыли мы в городе всего часа 4, из них половину гуляли в темноте, выпили кофе, зашли в несколько магазинов, но они уже закрывались. Корабль отплывал в полночь, поэтому в одиннадцать мы на него вернулись.
      А утром 24 августа наше путешествие закончилось. В 6 утра мы уже были в Сиэттле. Сошли с корабля около 11, сели в такси, с которым мы договорились заранее, и отправились в аэропорт.

      Данный репортаж составлен из писем, написанных автором своим друзьям.  Учитывая их реакцию и проявленный интерес, я подумал, что это еще кого-то может заинтересовать, чем и вызвана эта первая на Прозе.ру публикация.
    

      
На моем фото наш круизный корабль "Селебрити" у столицы Аляски г. Джуно