Об одной утрате

Мария Березина
     Удивительно, как самые простые вещи, понятные прежде ученым и простым, добрым и злым, крестьянам и дворянам, вдруг  больше не могут проникнуть в очерствевшие умы современных людей. Эта черствость мне кажется опаснее любой злобы, а они ведь даже не злы. Они, скорее всего, не толкнут старушку, не прогонят собаку, не обидят ребенка. Но  это только видимость...

     Вот, например, отрывок всем очень хорошо известный и часто цитируемый из беседы св.преп.Серафима Саровского с Мотовиловым.

 "Так в стяжении зтого-то Духа Божия и состоит истинная цель нашей жизни христианской, а молитва, бдение, пост, милостыня и другие ради Христа делаемые добродетели суть только средства к стяжанию Духа Божиего.

– Как же стяжание? – спросил я батюшку Серафима. – Я что-то этого не понимаю.

– Стяжание все равно что приобретение, – отвечал мне он, – ведь вы разумеете, что значит стяжание денег. Так все равно и стяжание Духа Божия. Ведь вы, ваше Боголюбие, понимаете, что такое в мирском смысле стяжание? Цель жизни мирской обыкновенных людей есть стяжание, или наживание, денег, а у дворян сверх того – получение почестей, отличий и других наград за государственные заслуги. Стяжание Духа Божия есть тоже капитал, но только благодатный и вечный... Бог Слово, Господь наш Богочеловек Иисус Христос, уподобляет жизнь нашу торжищу и дело жизни нашей на земле именует куплею, и говорит всем нам: купуйте, донеже прииду, искупующее время, яко дние лукави суть, то есть выгадывайте время для получения небесных благ через земные товары. Земные товары – это добродетели, делаемые Христа ради, доставляющие нам благодать Всесвятого Духа. В притче о мудрых и юродивых девах, когда у юродивых недоставало елея, сказано: шедше купите на торжищи. Но когда они купили, двери в чертог брачный уже были затворены, и они не могли войти в него. Некоторые говорят, что недостаток елея у юродивых дев знаменует недостаток у них прижизненных добрых дел. Такое разумение не вполне правильно. Какой же это у них был недостаток в добрых делах, когда они хоть юродивыми, да все же девами называются? Ведь девство есть наивысочайшая добродетель, как состояние равноангельское, и могло бы служить заменой само по себе всех прочих добродетелей. Я, убогий, думаю, что у них именно благодати Всесвятого Духа божиего недоставало. Творя добродетели, девы эти, по духовному неразумию, пологали, что в том-то и дело лишь христианское, чтобы одни добротетели делать. Сделали мы-де добродетель и тем-де и дело Божие сотворили, а до того, получена ли была ими благодать Духа Божия, достигли ли они ее, им и дела не было. "

     Их больше всего смущают слова стяжание и накопление. Здесь знания, данные  безбожным, безблагодатным  образованием, подкрадываются и бьют их сзади. Ой! - вскрикивают они. - благодать - понятие невещественное и непостижимое, какое же накопление! Она нетварна и не может накапливаться в тварном, а мощи и иконы - это ее рестранслятор, знаете ли". 

     Вот такая история. Но ведь никто не утверждает, что в живом человеке благодать накапливается, как материя или энергия. Ведь у него есть душа. Нет, говорят, дары благодати накапливаться могут. а благодать - нет.

     Откроем сайт "Азбука веры".

     "Слово «благодать» весьма часто встречается в Священном Писании, как Ветхого, так и Нового Завета, и употребляется в различных смыслах:

а) иногда означает благоволение, благорасположение, благосклонность, милость (Быт. 6:8; Еккл. 9:11; Есф. 2, 15; 8:5);

б) иногда дар, благо, всякое благо, всякий дар, какие Бог дарует тварям Своим, без всякой с их стороны заслуги (1Петр.5:10; Рим.11:6; Зах.12:10), и естественные дары, которыми преисполнена вся земля (Пс.83:12;146:8-9; Деян.14:15-17;17:25; Иак.1:17) и сверхъестественные, чрезвычайные дарования Божии, которые даются Богом различным членам церкви (1Кор.12:4-11; Рим.12:6; Ефес.4:7-8);

в) иногда означает все великое дело нашего искупления и спасения, совершенное благодатью Господа нашего Иисуса Христа. «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков». «Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом» (Тит.2:11; 3:4-5);

г) но собственно благодатью называется спасительная сила Божия, которая, сообщаясь нам по заслугам Иисуса Христа для нашего освящения и спасения, возрождает нас в жизнь духовную и, утверждая, и совершенствуя, совершает наше освящение и спасение."

      Особенное раздражение вызывает в них высказывание, что благой род - это  благочестивый, где люди, поколение за поколением, жили в одной мысли - как угодить Богу? - не отвлекаясь ни на какие другие дела, которые все признавались второстепенными. Могут возразить, что это как раз и есть дары благодати, что дела эти совершались как бы сами собой; как сказано в книге Екатерины Домбровской "Весна души" Русь строилась сама собой, пока люди молились". Но важно и то, что когда эти семьи стали разрушать, развращать и уводить с честных путей, это было трудно, дети уже не знали даже имен своих родителей и дедов, но что-то удерживало их.  Требовалось много усилий, чтобы через одно поколение, через два они, наконец, потратили все и стали дурны. Теперь предстоит долгая дорога обратно.

     Нет, их это не интересует, их интересует чисто инженерный вопрос ретрансляции.
Могу лишь напомнить, слова Честертона

"Это так же страшно, как слова
"просто цветок".
- И тем не менее, - отвечал Уилкс, - цветок и есть
"просто цветок". Глядя на все это беспристрастно, извне...


.....- Я не хочу сказать, - великодушно допустил поэт, - что
человек, исследующий ромашку, на пути к виселице. Но я хочу
сказать и скажу, что тот, кто так думает, вступил на ведущий
к виселице путь. Этот ученый хотел глядеть на все извне,
видеть все в пустоте, знать лишь мертвые тела.  Не пугайтесь, это не богословие, а
психология."


       И как это печально, сразу после Праздника Рождества Божией Матери, Происходившей из поистине благого рода!