Рукопись 5

Владимир Лямин 3
ТИРАНИЯ,  ФОРМА  ЕЁ  ПРОЯВЛЕНИЯ, 
И  СВОБОДА  БРАЧНЫХ  ОТНОШЕНИЙ.


Сельская община.

Кто откуда пришёл – неизвестно, поскольку племена были то кочующим народом, то осёдлым и как всегда: первоначально временно и осёдлый образ жизни и кочевой. Пройденный путь тот же, что и у всех народов, и одна и та же метаморфоза в самом начале как у определённого вида животного мира. Род, брак внутри рода по поколениям, брак между поколениями запрещён. Деление рода надвое и новый закон брачных отношений, определяющих и формирующих систему родства: брак внутри рода запрещён, брак между родами является правилом. Деление надвое каждого рода приводит к образованию двух фратрий, и закон брачных отношений продолжает жить во фратриях: брак внутри каждой фратрии запрещён, брак мужчин и женщин каждого рода одной фратрии с каждым родом другой фратрии становится правилом.  И приглядитесь хорошенько, во всех этих формах организации общества свобода брачных отношений осуществляется до тех пор, пока на её пути не образуются препятствия и проблемы, которые эта свобода, так или иначе, устраняет. Вот так дело обстоит и после того, как фратрии созрели до известного предела, и территориальный простор и замкнутость брака двумя близкими родами стала ограничением для свободы развития брачных отношений. Совет племени был вынужден  разрешить брачный отношения каждого рода с каждым другим родом, не зависимо от фратрий. Фратрии традиционно остаются и продолжают играть функцию для определения близкого и более отдалённого родства для членов племени. Деление племени и его сегментация происходит после того, как значительное увеличение населения в племени начинает составлять проблему для сохранения прежних условий жизни. Подобно тому, как невозможно отменить биологический закон деления клетки, так невозможно отменить закон деление рода и сегментации родов, так и деление племён, и их сегментации. Закон может изменить только форму или вид, но не его суть. Итак, повторим в краткой форме общий закон деления и сегментации общественного организма. Род, деление рода надвое – фратрия – единство двух братских родов. Деление и сегментация каждого рода, результат – единство двух фратрий и образование племени. Деление племени. Результат – единство двух братских племён и образование союза племён. Переход счёта происхождения от женской линии к счёту по мужской, или переход власти в родах из рук матерей в руки отцов. Поскольку в каждом материнском роде образуется несколько брачных пар, то переход власти из рук матерей и их потомства в руки отцов и их потомства на месте архаического рода образуется отцовская фратрия, или род сестёр-матерей превращается в род братьев-отцов.
Образование в роду братьев-отцов нескольких колен их потомства превращает отцовскую фратрию (братство отцовских родов) или род братьев-отцов со всеми их потомками в несколько колен каждого отца в племя. Закон деления и сегментации, как и любой закон, действует далее и образует союз родственных племён.

Если обратить внимание на семейство лишь отдельного отца как на родоначальника и на его потомство, то закон деления и сегментации проявляется и здесь. Несколько потомков отца-родоначальника из числа мужского пола вместе со своими жёнами и детьми первоначально живут одним двором. Такую семейную общину обнаружил Максим Ковалевский у сербов и болгар. Вот что об этом пишет Энгельс: «С появлением патриархальной семьи мы вступаем в область писаной истории и вместе с тем в ту область, где сравнительное правоведение может оказать нам значительную помощь. И действительно, благодаря ему мы сделали здесь существенный шаг вперёд. Мы обязаны Максиму Ковалевскому («Очерк происхождения и развития семьи и собственности», Стокгольм, 1890, стр. 60 – 100) доказательством того, что патриархальная домашняя община, встречающаяся теперь ещё у сербов и болгар под названием Zadruga (примерно означает содружество) или Bratstvo (братство) и в видоизменённой форме у восточных народов, образовала переходную ступень от семьи, возникшей из группового брака и основанной на материнском праве, к индивидуальной семье современного мира. Это, по-видимому, действительно доказано, во всяком случае для культурных народов Старого света, для арийцев и семитов». Происхождение семьи, частной собственности и государства. Стор.61 – 62.
Здесь, конечно, отсутствуют промежуточные формы и так далее, но факт семейной общины потомков отца, живших одним двором, дан и этого вполне достаточно, чтобы разобраться во всём остальном.  Закон деления и сегментации идёт далее в семье. Община делится на самостоятельные семьи и каждая семья – отец и мать со своими детьми – обособляется от других семей и живёт отдельно в своём доме со своим хозяйством. Далее, со временем, делится и сама семья: дети, достигнув зрелого возраста, отделяются от родителей и заводят свои семьи и своё хозяйство. И, судя по современному состоянию дел, например, в России, в сельской местности наступает распад семей и исчезновение деревень. Этот процесс возникает потому, что у городского общества отсутствует потребность в этих деревнях вместе с людьми.
 Останется ли в недалёком будущем власть мужчин в семье или власть в семье окажется полностью в руках женщин покажет будущее, но то, что власть постепенно переходит от отцов в руки матерей – это более, чем очевидно. Но вернёмся в прошлое.

Органы управления формируются уже известным способом: совет рода, совет фратрии, если фратрия существует, совет племени и Общий совет родов союза племён, если союз племён существует. Проблемы внутри племени решает совет племени, общие проблемы союза племён, как правило, связанные с территориями, решает Общий совет союза племён во главе с предводителем союзного совета, главнокомандующим.

Германцы.

«Германцы: когда римляне впервые познакомились с ними, они находились на высшей ступени варварства; едва ли идея управления была у них более развита, чем у римлян и греков, когда они впервые стали известны.
Тацит.  «Германия», гл. 2188: «В своих древних песнях (единственный у них вид преданий и летописей) они воспевают бога Туискона, рождённого землёй, и сына его Манна как прародителей и основателей их племени; Манну приписывают трёх сыновей, по имени которых живущие ближе других к океану племена называются ингевонами, живущие внутри страны – герминонами, а остальные – истевонами. Некоторые, как это бывает, когда дело касается очень древних времён, утверждают, что у бога Туискона было больше сыновей, от которых произошло больше названий племён – марсы, гамбривии, свевы, вандалы. Напротив, имя «Германия» новое и недавно вошедшее в употребление, ибо такое имя носило прежде лишь племя, которое первым перешло Рейн, прогнало галлов и теперь называется тунграми, а тогда называлось германцами {Germani} (Wehrmann, guerriers – воин). Мало-помалу это имя стало преобладать как название не одного племени, а всего народа {ita «nationis» nomen, non gentis evaluisse paulatim}; сначала побеждённые из страха называли так все племена Германии, по имени победителей, а затем и сами эти племена стали называть себя новым именем германцев». Слово «nation» в данном тексте должно означать конфедерацию племён; каждое племя – это род (gens), разделившийся на несколько родов.  «Свевы» занимают большую часть Германии, разделяясь при этом на особые народы и различаясь особыми именами» (Тацит. «Германия», гл. 38); «народы» (nations), о которых здесь говорится, -- это разные близкородственные племена или просто племена (как, например, сенека-ирокезы и т. д.), но никоим образом не народы.

Липсиус интерпретирует это так:

«Те, которые первыми перешли Рейн, это именно тот народ, который теперь называется тунграми, а тогда назывался германцами. Это имя (то есть «Germani»), бывшее особым названием только одного nation, мало-помалу было перенесено на всех».

Полагает, что было как раз наоборот.

Это имя мало-помалу стало преобладать как название не для одного gens (этим словом обозначается здесь расширившийся род = племя), а всего «natio», причём под «natio» подразумевается весь германский народ, все племена, взятые вместе.
  Древние песни являются их единственными историческими преданиями («memoriae») и летописями. То же нашли испанцы у осёдлых индейцев.
Эгингард. «Жизнь Карла Великого»: «Древнейшие варварские песни, в которых воспевались дела и войны древних царей, он записал и передал памяти потомства».
Иорнанд. «История готов»: «В их древних песнях рассказ ведётся почти в исторической манере» и т. д.
Тацит. «Анналы», кн. II, {говорит} об Арминии: «И до сих пор он воспевается у варварских народов».
Юлиан в «Антиохийской речи» называет эти песни «деревенскими песнями, подобными выкрикам резко кричащих птиц»189.
Тацит. «Германия», гл. 3, говорит об их боевых песнях190: «Есть у них также песни, способом исполнения которых они воспламеняют свои сердца»; barditus употреблено здесь вместо baritus от древненемецкого bar, baren – повышать голос; Тацит смешивает боевой клич с боевой песней.
Тацит. «Германия», гл. 5, описывает: «Страна наводит страх своими лесами или внушает отвращение болотами; для хлебов плодоносна, для древесных плодов неблагоприятна; скотом изобилует, но он по большей части малорослый; даже рабочий скот (волы) не имеет своей красы и не может похвастаться рогами; они любят, чтобы скота было много, и это единственное их богатство, которое они больше всего ценят… У них нет такого, как у нас, желания владеть или пользоваться (драгоценными металлами). У них можно видеть серебряные сосуды, полученные в подарок их послами или старейшинами, в таком же пренебрежении, как и те, которые изготовляются из глины. Правда, ближайшие к нам (живущие у римских границ) благодаря торговым отношениям ценят золото и серебро, знают и различают некоторые из наших монет и отдают им предпочтение, но у живущих внутри страны господствует более простой и старинный способ торговли – обмен товарами. Монету они предпочитают старинную и давно известную, с зазубринами по краю или с изображением колесницы, запряжённой парою лошадей. При этом серебра они домогаются больше, чнм золота, не по расположению к нему, а потому что запас серебра (argentei numi, серебряных монет) удобнее для употребления людям, покупающим предметы обыкновенные и дешёвые».
Тацит. «Германия», гл. 7: «Reges (вождей племени) они выбирают по знатности происхождения (то есть из рода, то есть из наиболее знаменитой семьи в роде и из наиболее выдающегося рода), «duces» (военачальников) – по храбрости (как у ирокезов). И «reges» не имеет неограниченной или произвольной власти, и «duces» у них начальники больше по примеру, чем по власти … по уважению, которым они пользуются».
Там же гл. 11: «О делах меньшей важности имеют совещание старшины, о более важных – весь народ и т. д.» (см. дальше).
Там же гл. 12. «Перед этим собранием можно также выступать с обвинениями и предлагать на рассмотрение дела, влекущие за собой смертную казнь… В тех же собраниях выбираются и старшины, которые чинят суд по округам и деревням. При каждом из них находится по 100 заседателей из народа для совета и для придания его решениям авторитета».
Там же гл. 20: «Сыновья сестёр находятся у дяди с материнской стороны в такой же чести, как и у отца. Некоторые считают эту кровную связь ещё более священной и тесной и, получая заложников, предпочитают требовать (предпочитают племянников сыновьям), так как последние крепче связывают и шире захватывают домашние интересы. Впрочем, наследниками и приемниками у всякого бывают собственные дети, а завещания нет. Если детей нет, то ближайщими наследниками являются братья, дяди с отцовской стороны, дяди с материнской стороны».
Цезарь. «О галльской войне», кн. VI, гл. 22191. «Они не особенно усердно занимаются обработкой полей и питаются главным образом молоком, сыром и мясом, и никто не имеет точно отмеренного земельного участка или собственных границ; но должностные лица и старейшины отводят родам и группам живущих вместе родственников где и сколько они найдут нужным земли и по истечении года заставляют их перейти на другое место. Этому приводятся многие причины: чтобы они, захваченные постоянной привычкой, не променяли войны на обработку земли;  чтобы не старались приобретать обширные земли и более сильные не изгоняли слабых из их владений; чтобы они не строили слишком тщательно дома для защиты от холода и жары; чтобы не произошла жажда денег, из-за которых возникают партии и раздоры; чтобы поддерживалось спокойствие духа у простонародья, так как каждый видит, что его имущество равно имуществу самых сильных».
Там же, гл. 23: «Величайшей славой пользуется у них то племя, которое, разорив ряд соседних областей, окружает себя как можно более обширными пустырями. Германцы считают отличительным признаком доблести племени, если соседи, изгнанные из своих земель, отступают и никто не осмелится близко поселиться; вместе с тем они полагают, что будут благодаря этому в большей безопасности, так как устранена опасность внезапного набега. Когда племя ведёт оборонительную или наступательную войну, избираются должностные лица, которые несут обязанности военачальников, имея власть над жизнью и смертью. Во время мира нет никакого общего правительства, но старшины областей и округов (pagi) творят там суд и улаживают споры». «Старейшины областей и округов» -- сахемы – являются не военными, а гражданскими вождями, как и у индейцев; для ведения войны выбираются начальники, как и у индейцев. [Так было во время Цезаря.]
Цезарь выше говорит о «родах и группах живущих вместе родственников». Пахотная земля ежегодно распределяется старейшинами.
Тацит. «Германия», гл. 7, говорит об организации войска: «Не случайное скопление людей составляет отряд конницы (turmam) или клин пехоты (cuneum), а семья и родственники; здесь уже выступает на первое место «familia» (семья), но у Цезаря эта самая «семья» определена как род.
Тацит. «Германия», гл. 26192: «Отдавать деньги в рост и брать проценты – вещь у них неизвестная, и это неведение лучше для них, чем запрещение. Земли они занимают поочерёдно, соответственно числу работников, и затем делят их (земли) между собою по достоинству

(у Цезаря ещё поровну);

делёж облегчается обширностью земельной площади. Пашни они меняют каждый год, и у них всё-таки ещё остаётся земля; ведь они не борются с качеством почвы и размерами своей земли при помощи труда – они не сажают плодовых деревьев, не отделяют лугов, не орошают садов, огородов: они требуют от земли только урожая посеянного хлеба».
Марки и округа (pagus) были, вероятно, группами селений, объединённых для целей военных наборов; они являются переходными ступенями от родовой системы к политической; группировка населения покоится ещё на принципе кровного родства.
Судя по изложению Цезаря, семья, по-видимому, была у германцев синдиасмической». 45 Том, стр. 369 – 372.

Для понимания стадии, на которой находилась система родства у германцев, а так же способа постепенного её изменения, необходимо обратить внимание на информацию Тацита, который говорит, что «Сыновья сестёр находятся у дяди с материнской стороны в такой же чести, как и у отца. Некоторые считают эту кровную связь ещё более священной и тесной и, получая заложников, предпочитают требовать племянников», а не сыновей отцов. Это свидетельство того, что, во-первых, парный брак находился лишь на пути к образованию моногамии и, во-вторых, система родства, образованная при материнской организации родов,  ещё лишь постепенно выходит из старой формы. Тацит, вторая половина первого столетия нашей эры.

Образование государства у германцев.
                «Когда появляется тиран, он вырастает как ставленник народа». Платон.

Первоначально необходимо отметить  общее, тот общий способ образования государства во времена «мрачного средневековья», который характерен всем средневековым государствам.
Войны между чужими племенами с целью истребления друг друга в борьбе за территории, особенно за территории с лучшими условиями жизни. Эти войны совершенствуют тактику и технологию оборонительных и наступательных операций и в то же время заставляют родственные племена объединяться в союзы для увеличения сил – таков первоначальный закон выживания племён. Правда, при этом оказывается возможными поступки усыновления отдельных членов чужих племён. С развитием производств и накоплением имущества изменялась и цель войны: на смену истребления пришёл захват имущества – грабёж и взятие заложников на свою территорию для своеобразной страховки от повторного нападения и для превращения заложников в рабочую силу. После образования союза племён у военного предводителя оказывается в руках огромная военная сила. Главнокомандующий первоначально избирается на Общем совете племён, посредством  военачальников каждого племени и с участием всего народа. Претендент на роль главнокомандующего должен, прежде всего, обладать храбростью и выдающимися военными способностями, а также военным опытом. Свою храбрость и военную способность необходимо оправдать. Накопление имущества путём военного нападения на чужие племёна и грабежа этих племён становится основной целью союзных вождей. После того как племена становятся осёдлыми, «Великий Воин» набирает себе дружину из соплеменников и продолжает свои походы с целью грабежа и обогащения. Следующий шаг в этой «Великой Войне» оказывается более эффективным по сравнению с грабежом более отдалённых территорий, а именно, присоединение близко лежащих территорий к своей территории и обложение народов, живущих на этих территориях, данью. Исполнителями и собирателями дани становятся дружинники «Великого Воина», которых он щедро награждает за услуги в деле грабежа. Великие князья не крадут у народа землю и другое его имущество, как думал великий Энгельс: «Первым делом франкского короля, превратившегося из простого верховного военачальника в настоящего монарха, было превратить это народное достояние в королевское имущество, украсть его у народа и раздать его в виде подарков или пожалований своей дружине». Происхождение семьи, частной собственности и государства, стр. 170.  Они землю и другое имущество – леса, реки и т. д. присваивают силой. Присвоение чужого с применением военной силы – это не кража, не воровство – это вооружённое ограбление. И если народ против такого грабежа, то военачальники племён покорённого народа, поразмыслив, как правило, соглашаются служить новому завоевателю.  И это уже не просто покорность, это – предательство знатью своего народа. Интересы вождей и интересы народа уже на ранней стадии развития общества обнаруживают первоначально различие, а затем обнаруживается и их противоположность.  Таким образом, первоначально вооружённое ограбление чужого народа, а затем насилие над собственным простым народом. Методы присвоения чужой собственности у различных народов могут быть различны, но общий способ образования государства показан выше.

Хлодвиг.

Нет необходимости детально (дотошно) описывать события при образовании государства, достаточно показать направление в развитии
В конце V века, и как свидетельствуют некоторые источники, в 481 г. среди франкских вождей выдвинулся храбрый и жестокий вождь – Хлодвиг из знатного рода Меровингов. Знатных франков, которые давно прочувствовали вкус обогащения путём грабежа, манила своими богатствами соседняя Галлия. В 486 году под руководством Хлодвига – предводителя четырёх племён – франки разбили войско римского наместника и вскоре подчинили себе значительную часть Галлии. Земли и добычу разделили по старшинству: Хлодвику  как союзному вождю достались огромные владения, принадлежавшие раньше римскому императору, племенным вождям и старейшинам достались земли и другое имущество в меньших долях. Чтобы укрепить свою власть, Хлодвиг щедро раздавал земли своим приближённым дружинникам. Широко известен пример жестокости Хлодвига, который так и остался в истории как пример его жадности. По древнему обычаю у германцев, да и не только у них, военная добыча делилась по жребию между воинами. Однажды, во время завоевания Галлии, среди различной большой добычи оказалась драгоценная чаша. Хлодвиг попросил отдать ему эту чашу сверх его доли. Приближённые к нему дружинники согласились с просьбой: «Делай всё, что тебе угодно. Никто не может противиться твоей власти». Но один из воинов выступил вперёд и, разрубив чашу боевым топором, заявил: «Ничего ты не получишь, кроме того, что тебе достанется по жребию!». Через год на военном смотре он обвинил непокорного воина в том, что его оружие содержится в беспорядке, и разрубил ему голову боевым топором, сказав при этом: «Так и ты поступил с чашей!». Воины разошлись в страхе, потому что поняли, что такое может случиться с каждым. Отношения между племенными вождями, дружинниками и главнокомандующим резко изменились; изменилось также отношение Хлодвига к народу. Первое, что сделал Хлодвиг, он перестал созывать собрание своего народа. Этим самым он уравнял в правах свой народ с чужим, завоёванным народом.  А это означает, что и отношение к своим стало таким же, как и к чужим: свободным общинникам, рабам и колонам, работавшим на землях присвоенной знатью. 

Общество стало делиться по количеству присвоенной военной силой земли. Всех больше земли присвоил себе главнокомандующий Хлодвиг, затем шла его свита – дружинники и франкская знать, далее свободные общинники. Колоны – предшественники крепостных еле-еле сводили концы с концами для прокормления себя и своих детей, бесправные рабы трудились на полях знати, и им было безразлично кто их хозяин, потому что хозяина они не выбирают.
Поскольку количество присвоенной военной силой земли стало мерой богатства и показателем власти, то между знатью образовалась конкуренция: каждый знатный владелец земли, глядя на своего предводителя, стремился жить так же, как живёт он. По примеру своего предводителя, которого окрестили королём, знатные франки стали набирать себе воинов и за службу давали им участки земли. Но где взять землю для раздачи? Только ограбить свободных общинников! Дело в том, что моногамия в то время у германских франков дозрела до такой стадии развития, что отдельная семья могла прокормить себя сама, без помощи общины, поэтому отдельная семья стала возвышаться над родом. Благодаря постепенному обособлению отдельных семей друг от друга, большая часть общинной земли перешла в собственность семей. Поскольку частная собственность на землю или частное присвоение земли, что одно и то же, стало условием жизни франков и организации управления обществом, то началась внутренняя война за обладание землёй. В старинных архивах историки нашли много документов, рассказывающих о том, как франкских крестьян лишали земли. Вот те приёмы грабежа собственного народа, которыми пользовалась знать:
1) Знатные франки со своими дружинами совершали налёты на деревни и захватывали земли крестьян.  В одном королевском указе упоминается, что  они силой отнимают имущество у бедных.
2) В одном из документов того времени говорится, что они «ищут случая, чтобы осудить бедняка, а также заставить его идти на войну, и это делается до тех пор, пока бедняк, разорившись, волей-неволей не продаст или не передаст им свою собственность».
3) От притеснений сильных соседей – графов  и дружинников, крестьянин был вынужден обращаться к одному из них с просьбой о «защите». Но эта «защита» дорого обходилась крестьянину – он лишался своего надела, его земля переходила к «покровителю».
4) Обедневший крестьянин брал взаймы у богача скот, семена для посева, продукты, а затем отрабатывал свой долг на его поле. Если бедняк не мог в срок выплатить долга, богач отбирал у него надел. Таким способом немногие богатые общинники становились крупными землевладельцами.

Вот документ того времени:  грамота о закрепощении:
Всем известно, что крайняя бедность и тяжкие заботы меня постигли; я
не имею чем жить и одеваться. По просьбе моей ты не отказал вручить
мне из своих денег столько-то (указана сумма), а у меня совсем нечем
выплатить эти деньги. Поэтому я просил утвердить закабаление моей
свободной личности, чтобы отныне вы имели полную свободу меня
продавать, выменивать, наказывать.

Не все зависимые крестьяне оказались в одинаковом положении. Одни из них утратили собственную землю, но сохранили личную свободу. Другие же лишились не только земли, но и свободы.  Лишённым свободы запрещалось уходить из своих деревень. Они были прикреплены к земле и стали считаться крепостными. Дети и внуки этих крестьян также оставались в крепостной зависимости от владельца земли. Один из королевских указов предписывал, чтобы «каждый свободный человек выбрал себе господина». Вот и получается, что на известной ступени развития родового общества власть народа оборачивается против народа,  а ставленник народа превращается в тирана над народом.

Карл Великий.

С 768 по 814 год Франкским королевством правил Карл Великий – сын Пипина Короткого и его жены Бертрады (Берты). Карл Великий был представителем древнего знатного рода Каролингов. Во времена мрачного средневековья крестьяне все поголовно верили в бога. Религиозные деятели воспользовались этой верой и превратили её в государственную идеологию. При помазании Пипина на царство, которое совершил папа Стефан II в аббатстве Сен-Дени близ Парижа в 754 году, помазаны были также его сыновья Карл и Карломан. Таким образом, церковь благословила военные грабежи и разорение, и закрепощение народа.  В годы его правления франки совершили более 50 грабительских походов в соседние страны. К концу VIII века большинство крестьян было закрепощено в основных областях Франкского королевства. Всё меньше оставалось земель, не захваченных крупными землевладельцами. Но знать хотела увеличить свои владения и приобрести новых крепостных. В завоёванных странах Карл раздавал знатным франкам много земель и жестоко расправлялся с крестьянами, которые отстаивали свою свободу. К трудовому франкскому народу и покорённым ограбленным народом Карл Великий был беспощаден.
К концу правления Карла Великого под его властью было много племён и народов. По своим размерам Франкское королевство приближалось к прежней Западной Римской империи. Во время грабительских военных походов Карла Великого его дружинники и знать захватили богатую добычу и новые земли. На всей завоёванной территории  государство помогала крупным землевладельцам закрепощать свободных крестьян.

Войны Карла Великого.

                Документы.

Придворный историк эйнгард о войне карла великого с саксами.

«…И вот начали эту войну, которая велась непрерывно в течение 30 лет
с великим ожесточением с обеих сторон. Трудно передать, сколько раз
саксы бывали побеждаемы и с мольбами сдавались на милость короля,
но столь же поспешно готовы были от того отступиться. И, однако, величие
души короля и постоянство его ума не могли быть побеждены и отклонены
от того, что он начал. Ибо никогда не оставлял он безнаказанными такого
рода их действия, но всякий раз карал их за вероломство. В конце концов,
подчинив их своей власти, он выселил 10 тысяч из тех, кто обитал по обоим
берегам Эльбы, вместе с жёнами их и детьми, и распределил их частями
по разным областям. На этом тянувшаяся столько лет война окончилась.

Франкская хроника о войнах карла великого с саксами.

775. Был король Карл в Саксонии, опустошил её, принеся  ей большие
разрушения.
 783. Господин король с великим войском отправился в Саксонию, и
Началась война с восставшими саксами, и со стороны саксов были убиты
многие тысячи, ещё больше, чем прежде.
796. В тот же год Карл побывал в Саксонии с двумя своими сыновьями,
Он обошёл саксонские земли, где были мятежи, сжигая всё и опустошая,
и привёл оттуда пленных мужчин, женщин и детей, а также добычу
в неисчислимом множестве.
799. Король Карл захватил множество саксов с их жёнами и детьми,
Расселил их в различных областях своего государства, а землю их
Разделил между своими епископами, священниками, графами.

Описание  крестьянских  повинностей. 

Вульфард – зависимый человек, и жена его свободная, по имени Эрмоара,
а у них трое детей. Держит этот человек один участок земли, в который
входят пашни, виноградник и луг. Должен он платить военного сбора 10 мер
вина, да за то, что он пасёт свой скот на монастырском лугу, ещё три меры
вина и поросёнка одного. Должен он за свою землю пахать на господском
поле (назван размер пашни). Должен убирать хлеб в поле, рубить на господина
лес, возить хлеб и лес на барский двор и на дворе работать, сколько прикажут.
Кроме того, он должен давать господину ежегодно 3 курицы, 15 яиц.
Если ему прикажут отвести вино, он должен сделать это. Да из лесу взять
и привезти 100 драней. Да на лугу скосить (такое-то количество) сена.

Господа жили за счёт труда своего народа, эксплуатировали его нещадно и пели про него «патриотические» песни:

Любо видеть мне народ
Голодающим, раздетым,
Страждущим, необогретым!...
Чтоб крестьяне не жирели,
Чтоб лишения терпели, --
Надобно из года в год,
Век держать их в чёрном теле…
 
После всего этого естественного безобразия  возникает простой и наивный вопрос: для чего знать стала противостоять своему народу и эксплуатировать его? Какова была цель? Ответ на этот вопрос даёт нам указ Карла Великого:

Отрывки из указа Карла Великого.

Каждый управляющий пусть заботится о том, чтобы продукты в течение
всего года в изобилии к господскому столу притекали. Ежегодно посылать
для нашего стола: овощи, рыбу, сыр, масло, мёд, горчицу, уксус, пшено,
просо, зелень сушёную и свежую, воск, мыло и прочую мелочь.
В главных поместьях наших содержать не менее 100 кур и 30 гусей.
В покоях каждого поместья иметь постели, скатерти, ковры на лавки,
посуду, крючья, топоры, свёрла, ножи и всякие вещи, чтобы не надо
было где-нибудь их просить или занимать.
Женским помещениям нашим давать материал для работы: лён, шерсть,
краски, гребни для чесания шерсти, мыло и прочую мелочь. Чтобы каждый
управляющий имел в своём ведении добрых мастеров: кузнецов, серебряных
и золотых дел мастеров, сапожников, токарей, плотников, оружейников,
мыловаров, пивоваров, хлебопёков и других, перечислять которых было бы
долго. Остатки от всякого рода продуктов хранить до нашего распоряжения,
чтобы согласно приказу нашему или продавалось, или же оставалось
в запасе.

Вот и ответ, весьма неожиданный для меня: всё это «безобразие» делалось для того, чтобы осуществить коммунистическое потребление меньшинства за счёт труда большинства. Говоря о коммунистическом потреблении, я имею в виду потребление по потребности от достигнутого уровня развития производства, производительных  сил общества. Сам этот уровень показан в «меню» указа Карла Великого. То же самое можно сказать о ранних государствах, которые покоились на рабстве. А при материнской организации родов потребление было коммунистическим, от достигнутого уровня производства, но у различных народов были различные особенности в деле потребления. Теперь можно смело сказать, когда секрет раскрыт, что и капиталисты вели себя как «коммунисты», когда капитализм встал на собственные ноги. Пост капиталистическое общество занимается тем же. Что касается России, то я здесь просто  молчу, пока молчу.

Для написания рукописи №5 были использованы следующие источники информации:
45-й том произведений К.Маркса и Ф.Энгельса; отдельная книга Ф.Энгельса «происхождение семьи,  частной собственности и государства; история средних веков для 6 класса – авторы: Е. В. Агибалова и
Г. М. Донской;  а также интернет-информация.
Сентябрь  2012 год.