Пенсии без права на ошибку аналитика - часть I

Владимир Шакиев
В правительстве РФ бурно обсуждается будущее пенсионной системы
       Дискуссия российских ведомств социально-экономического блока, экспертов в области пенсионного обеспечения и ученых-экономистов о механизме формирования пенсий продолжается более полугода.
       Несколько дней назад Президент РФ Владимир Путин сделал выговор министру труда и социальной защиты РФ Топилину М.А., ведомство которого своевременно не согласовало с Минфином РФ предложения по пенсионной реформе и проект федерального бюджета на 2013-2015 гг. был разработан без учета этих новаций.
       Реформ 2002 и 2010 года оказалось недостаточно для формирования эффективного института пенсионного обеспечения в стране.
       В центре внимания несколько направлений для преобразований: пенсионный возраст, досрочные пенсии, накопительная компонента, минимальный стаж для выхода на пенсию, обязательные пенсионные взносы с работников.
       Тревога за социальное обеспечение пожилых граждан имеет веские основания: объем дотаций Пенсионного фонда РФ из федерального бюджета вырос с 248,1 миллиарда рублей в 2005 году до 924 миллиарда рублей в 2011 году, а доля россиян пенсионного возраста, по прогнозам Росстата, к 2030 году повысится с 33 до 52 процента. Это еще больше увеличит нагрузку на бюджет. В такой ситуации нужно либо урезать размер пенсий, либо повышать социальные налоги на бизнес и ввести пенсионный сбор с работников.
       Ухудшение демографической ситуации в развитых странах было вызвано ускоренным развитием промышленности, активным вовлечением женщин в трудовую деятельность и открывшимися перед ними возможностями получения образования. Инновации в здравоохранении снизили показатель младенческой смертности и увеличили продолжительность жизни. Это лишило необходимости женщин рожать больше детей, опасаясь, что большинство из них не доживет до зрелого возраста. Количество детей в семьях значительно уменьшилось: молодые люди позже стали вступать в брак, уделяя больше времени самообразованию и личной жизни.
       Удлинение продолжительности жизни за счет улучшения медицинского обслуживания и внедрения инноваций в здравоохранении способствовало росту числа пожилых людей и повлекло дополнительные расходы на их социальное обеспечение. Так, в Германии средняя продолжительность жизни увеличилась с 53,6 лет в 1920 году до 76,8 – в 1994 году, во Франции – с 54 до 77,5, отмечает в книге «Пенсионная система России: вызовы XXI века и пути модернизации» ученый-экономист Валентин Роик. Повышенная забота государства о пожилых людях привела к сокращению в составе рабочей силы мужчин и женщин старше 60 лет. К 1990 году число  работающих мужчин  старше 60 лет сократилось до 26%. С 1950 по 1990 г. возраст выхода на пенсию в развитых странах сократился с 66 до 62 лет.
       В настоящее время в возрасте от 65 до 69 лет работают 25% американцев и британцев, более 37% японцев и лишь 3–6% немцев, итальянцев, французов. По данным Росстата, в нашей стране в 2010 году трудились в возрасте старше 60 лет лишь 3,8% россиян (в 2000 г. – 4,7%).
       В результате происходящих перемен стало корректироваться соотношение числа пенсионеров и трудоспособного населения. По данным, приведенным в книге бывшего замминистра торговли США Роберта Шапиро, к 2020 году на одного пенсионера будет приходиться в США – 2,4 трудоспособных, в Германии – 1,8 -1,9, в Японии – 1,5.
       Изменившаяся ситуация заставила по-иному взглянуть руководство развитых и развивающихся стран на финансирование системы социального страхования. Были предприняты попытки их реформировать.
       За последние 50 лет по мере снижения соотношения количества американцев работоспособного возраста к числу пожилых людей с 16 к 1 до 3,3 к 1, налог, взимаемый с зарплаты, за счет которого обеспечивается выплата пенсии, увеличился более чем в 4 раза. Настолько же поднялись  в других странах НДС, подоходный налог и налоги, взимаемые с зарплаты. Многие американцы недовольны взиманием 12,4 процента с зарплаты для финансирования социального обеспечения других людей, пишет Роберт Шапиро, тогда как в Италии с зарплаты вычитается почти 33 процента, во Франции – 24, в Швеции, Великобритании и Германии – от 19 до 22 процентов. Дальнейшее повышение налогов для полноценного финансирования социального обеспечения не возможно. Налоги в Германии, Франции и Италии уже забирают от 38 до 45 процентов ВВП.
       В России величина страховых взносов во внебюджетные фонды, уплачиваемая работодателями, с 35,6 процента в 2001 году снизилась до 26 – в 2005 году. В 2011 году ставка выросла до 34 процентов (в ПФР – 26), однако привело к росту выплат «зарплаты в конвертах» и к недополучению в бюджет внебюджетных фондов более 300 млрд. руб. — примерно 0,5% ВВП. О росте масштаба ухода в тень в 2011 году свидетельствует  и сокращение поступлений НДФЛ – с 3,4% ВВП до 3,1%, сообщает ФНС РФ. В результате размер взносов снизился до 30 процентов (в ПФР – до 22).
       Работники в нашей стране со своей зарплаты не уплачивают взносов во внебюджетные фонды. В зарубежных государствах наряду с работодателями отчисляют «пенсионные взносы» и работники: в Нидерландах – 19 процентов, в Германии – 10, США – 6,2. В Германии, Канаде, США и Японии работники и работодатели уплачивают пенсионный взнос по одинаковой процентной ставке. С новацией о введении обязательных пенсионных взносов с российских работников в размере 10 – 15 процентов от зарплаты выступал весной этого года научный руководитель НИУ ВШЭ Е.Г. Ясин.
       «Инфляция возраста» или повышение продолжительности жизни позволяет по-иному взглянуть на возможность повышения пенсионного возраста, несмотря на возмущение населения.
       В Казахстане законодательные инициативы о повышении пенсионного возраста на 5 лет были проведены под угрозой роспуска парламента. В Швеции и Польше подготовка к изменению законодательства длилась около 3 лет. В Польше пенсионный порог у мужчин с 62 до 65 лет был повышен под влиянием католической церкви с одновременным повышением зарплаты на 5 %. В 2012 году одобрен законопроект об увеличении пенсионного возраста в Польше с 65 лет у мужчин и 60 лет у женщин до 67, что, по мнению правительственных чиновников, избежать повышения НДС на продукты питания на 8 процентов, увеличения пенсионных взносов с 19 до 30 процентов или снижения размера пенсий в 2 раза.
       За последние 20 лет пенсионный возраст был повышен во многих странах мира, в том числе в Германии, Италии, Чехии. В 65 лет уходят на пенсию мужчины в Великобритании, Германии, Японии, Аргентине, Бразилии уходят на пенсию в 65 лет, в США – в 66 лет. А женщины в этом возрасте покидают состав рабочей силы – в США, Германии, Испании, Японии, Мексики.
       В ходе общественного обсуждения пенсионных реформ в России о  необходимости повышения пенсионного возраста высказывался ряд ученых-экономистов Е.Т. Гурвич, А.А. Аузан, А.Л. Кудрин, Р.И. Капелюшников.   Так, Е.Т. Гурвич в статье в журнале «Вопросы экономики» отмечает, что согласно данным Института демографии НИУ ВШЭ, вероятность дожития до пенсии при пенсионном возрасте 60 лет у мужчин составляет 62,8 процента, при 62 годах – 58,5 процента. У женщин при нынешнем возрасте выхода на пенсию вероятность дожития равняется 90 процентов, а при 60 годах – 85,9 процентов.
       При сравнении ожидаемой продолжительности жизни и периода выхода на пенсию в разных странах, согласно данным Росстата, получается совсем другой результат. Ожидаемая продолжительность жизни у мужчин превышает пенсионной возраст в США – на 10 лет, Германии – 12,5 лет, Великобритании – 13,5 лет. В нашей стране по данным 2010 года на 2,8 года. Даже в таких развивающихся странах, как Венгрия, Мексика, Турция, разница составляет от 8 до 10 лет.
Повышение пенсионного возраста в России не решит проблему дефицита бюджета. Во-первых, более поздний срок выхода на пенсию приведет к увеличению пенсионных обязательств государства. Во-вторых, к безработице среди пожилых людей, так как работодатель предпочтет возрастному сотруднику молодого – более трудоспособного и с низкими расходами на больничные листы. В-третьих, неприятие новаций населением может породить социальную напряженность в обществе. Опрос Фонда общественного мнения, проведенный в апреле 2012 года, показал: 84% опрошенных считают, что пенсионный возраст повышать не нужно. В-четвертых, уровень медицины и здоровья населения не всегда позволяют исправно исполнять трудовые обязанности после достижения пенсионного возраста. Так, Российский мониторинг экономического положения населения отмечает, что здоровье не позволяет работать 58% опрошенных в Новосибирской области.
Статья опубликована на сайте http://www.chess-personnel.com