Гейне

Константин Рыжов
Генрих Гейне родился в декабре 1797 г. в небогатой еврейской семье. Его отец, человек легкомысленный и добрый, был купцом, но мало преуспел на коммерческом поприще. Гораздо удачливее был его младший брат, богатый гамбургский банкир. До 1815 г. Гейне обучался  в гимназии  в родном городе Дюссельдорфе, затем изучал торговое дело во Франкфурте-на-Майне и в Гамбурге. После он попытался организовать собственное дело - торговлю мануфактурными товарами, однако в 1819 г. его предприятие потерпело банкротство. Гейне решил сделаться юристом. Следующие  шесть лет он провел в университетах Бонна, Берлина и Геттингена. В 1822 г. вышел первый сборник его «Стихотворений» (позже он вошел в состав «Книги песен»  в качестве ее первого цикла «Юношеские страдания»). После защиты диссертации Гейне совершил ряд путешествий, плодом которых стала книга «Путевые картины» (1826-1831). В 1827 г. был опубликован сборник «Книга песен», включивший в себя стихотворения, созданные в 1817-1827 гг.,   -  главное достижения  раннего периода творчества Гейне. Именно этой книге, в которой поэтически воссоздана  история неразделенной любви   Гейне к кузине Амалии (как истая дочь банкира, она предпочла поэту состоятельного прусского  помещика) в основном и обязан поэт своей прижизненной и посмертной славой.

                Из «Книги песен»
 
Поднявшись над зеркалом Рейна
Глядится в зыбкий простор
Святыня великого Кельна
Великий старый собор.
И есть в том соборе икона,
По золоту писанный лик,
Чей кроткий свет  благосклонно
В мой мир одичалый проник.
Вкруг девы цветы, херувимы
Парят в золотых небесах,
И явное сходство с любимой
В улыбке, в губах и глазах.
 
Прозаический сборник «Путевые картины» (1826-1831) состоит из четырех частей, написанных в форме путевого дневника (этот жанр обрел в эпоху романтизма свое второе рождение). Первая часть посвящена путешествию по Гарцу, вторая – путешествию в Англию, третья и четвертая – путешествию в Италию. Гейне не считал нужным описывать  все услышанное и увиденное. Его заметки  - это скорее комментарий к самому себе, к своим мыслям и чувствам. Лишь то, на что отзываются ум, душа и сердце путешественника, заслуживает упоминания. В предисловии к первой книге Гейне предупреждал: «…видимо, поэт-песенник во мне уже погиб…  Проза принимает меня в свои широкие объятия, и в ближайших томах «Путевых картин» вы найдете много  прозаического, дикого, жесткого, колкого и гневного, и особенно много полемики. Время наше уж очень скверное; и тот, в ком есть сила и прямодушие, обязан мужественно вступать в борьбу с надутой скверной и с несносно кичливой посредственностью, которая все больше распространяет свое влияние». Путевые картины блестяще остроумны. Здесь множество тонких наблюдений и сатирических зарисовок, взятых прямо из жизни.

В 1830 г. Гейне переселился в Париж, который называл «новым Иерусалимом». Он признавался: «Противна, глубоко противна была мне эта Пруссия, эта чопорная, лицемерная, ханжествующая Пруссия, этот Тартюф между государствами».  Напротив, в Париже поэт, по его собственным словам, чувствовал себя «как рыба в воде». Среди его знакомых известные французские писатели и молодые эмигранты (в их числе Карл Маркс, с которым он познакомился и близко сошелся в 1843 г.).
В начале 40-х гг. поэзия Гейне меняется. Он постепенно отходит от романтизма. Свидетельством этого стала лиро-эпическая, сатирическая поэма «Атта Тролль. Сказка летней ночи» (1843), которая представляла собой едкую пародию на эпигонов романтизма, и которую сам Гейне назвал «лебединой песнью умирающей эпохи». Главный герой «Сказки» - бежавший от своего дрессировщика цирковой медведь, проповедующий диким зверям идеи в духе буржуазного радикализма.  В одном из писем той поры Гейне заметил: «царство романтики окончилось, и я сам был его последним и отрекшимся от престола королем». В 1844 г. вышли «Новые стихотворения», где происходит как бы эмансипация плоти. Сказочные, романтичные героини ранних стихов Гейны уступают тут место  вполне реальным златокудрым красоткам, гуляющим в Тюильрийском саду под каштановыми деревьями. На смену несчастной любви «Книги песен» приходит любовь как взаимное влечение партнеров, как чувственное опьянение и экстаз. Гейне создает образы нескольких французских женщин, легкомысленных и падких до продажной любви. Все вариации легких любовных связей – от первого опьянения до расставания  на шумном парижском перекрестке – он дает в реальной бытовой обстановке. При этом поэт акварельно воссоздает атмосферу Парижа, его домов и улиц, ни с чем не сравнимого осеннего тумана, падающего на предместье Сен-Марсо, подобно белой ночи.

                ВЫРОЖДЕНИЕ
                (Из «Новых песен»)

Ужель грешит сама природа
Пороками людей в наш век?
Мне кажется, растенья, звери –
Все в мире лжет, как человек.

Ты скажешь, лилия невинна?
Взгляни на франта-мотылька:
Прильнул он к ней, вспорхнул – и что же,
Где целомудрие цветка?

Забыли скромность и фиалки, -
Хотя их тонкий аромат
Так безыскусственно кокетлив,
Мечты о славе их томят.

А соловей утратил чувство,
Насквозь  рутиной заражен,
И, право, только по привычке
И плачет и ликует он.

Нет правды на земле, и верность
Ушла в преданьях старины.
Псы, как всегда, хвостом виляют,
Смердят, но также неверны.

К сборнику «Новые стихотворения» была приложена поэма «Германия. Зимняя сказка», созданная Гейне под впечатлением его путешествия по Германии, которое он предпринял осенью 1843 года.  Поэма была задумана как «путевые картины в стихах» («путевой эпос») и дает картину царящей в Германии «политической зимы». «Это рифмованная поэма, - писал Гейне, - которая в самой дерзкой и в самой личной манере выражает все брожжение  нашей германской современности. Она – политико-романтическое произведение и, надеюсь, нанесет смертельный удар напыщенно-прозаической тенденциозной поэзии». Рефлексии, сны, реальные и фантастические диалоги, видения сменяют друг друга по типичной для Гейне  ассоциативной логике, мало связанной с конкретным местом пребывания героя. Главный предмет размышлений поэта – прошлое, настоящее и будущее Германии.

В 1848 г. поэта поразила тяжелая болезнь – сухотка спинного мозга, приковавшая его к постели и поставившая в исключительную зависимость от жены Матильды (у него были парализованы мышцы лица (веки не открывались) и почти не действовали руки). Гейне оказался в плену  «матрацной могилы». Его постоянно донимали мучительные боли («Я терплю такие муки, признавался он в одном из писем, - какие не могла выдумать даже испанская инквизиция»). Его сбережения, вложенные во французские  ценные бумаги, оказались потерянными. Правда, двоюродный брат Гейне, гамбургский банкир, согласился выплачивать поэту пенсию, но взамен потребовал уничтожить уже написанные Гейне «Мемуары» (в них поэт весьма неблагосклонно отзывался о его отце). Состояние безысходности и отчаяния, в котором пребывал в эти годы Гейне, усугубило крушение надежд на радикальные общественные перемены, что сделалось очевидным после поражения революции 1848-1849 годов.

В 1851 вышла книга «Романцеро». Ее лейтмотивом стали горькие слова: «Проливается кровь героев, и побеждает злой». Название объясняется тем, что основным ядром сборника были  небольшие сюжетные поэмы, написанные в духе испанских народных романсов. Секретарь Гейне Карл Гиллебранд рассказывает о том, как писалась эта книга: «Слух поэта уже был ослаблен, глаза – закрыты, и с трудом мог   он тощим пальцем приподнять отяжелевшие  веки, чтобы разглядеть что-нибудь… Он не мог выносить малейшего шума. Его страдания были так сильны, что для того, чтобы добиться хоть небольшой передышки, хотя бы четырехчасового сна, ему приходилось  принимать морфий  в трех различных видах. В эти бессонные ночи он создавал свои чудеснейшие песни. Он мне продиктовал весь «Романцеро». Стихотворение  обычно бывало готово к утру».

                Из «Романсеро»
 
Меня не тянет в рай небесный, -
Нежнейший херувим в раю
Сравнится ль с женщиной прелестной,
Заменит ли жену мою?

Мне без нее не надо рая!
А сесть на тучку  в вышине
И плыть, молитвы распевая, -
Ей-ей, занятье не по мне!

На небе – благодать, но все же
Не забирай меня с земли,
Прибавь мне только денег, Боже,
Да от недуга исцели!

Греховна суета мирская,
Но к ней уж притерпелся я,
По мостовым земли шагая
Дорогой скорбной бытия.

Я огражден от черни вздорной,
Гулять и трудно мне и лень.
Люблю, халат надев просторный,
Сидеть с женою целый день.

И счастья не прошу другого,
Как этот блеск лукавых глаз,
И смех, и ласковое  слово, -
Не огорчай разлукой нас!

Забыть болезни, не нуждаться –
О Боже, только и всего!
И долго жизнью наслаждаться
С моей женой in statu quo.
 
Последними книгами поэта стали «Стихотворения» (1854), полные глубокомысленных размышления о ходе истории и о смысле жизни. Книга отразила растущий интерес к «вере отцов» - иудаизму. (В одном из писем 1849 г. Гейне признается: «…я уже более не жизнерадостный, слегка полноватый эллин, свысока поглядывающий на мрачных  назарейцев – я теперь всего лишь бедный, смертельно больной еврей… несчастный человек…»).  Теми же чувствами проникнута книга «Признания» (1854), в которой Гейне пишет о своем возвращении к Богу. Умер поэт в феврале 1856 г.

Романтизм http://proza.ru/2010/08/18/281