Все о России думаешь?

Павел Гурачов
- Ептую! А как же о ней не думать-то? - воскликнул Степаныч и выпил.
- Не бережешь ты себя, отдохнуть тебе надо…
Это так для затравки, из передачи какой-то. А вообще вопрос не то чтобы серьезный, ибо серьезность ныне отпугивает с напрягом, но актуальный. И не то чтобы очень актуальный, ибо что может быть актуальнее актуального бытия, дающегося нам разными способами, Dasain-ом в том числе. Ну в общем важный и сложный вопрос. А вопрос примерно такой: что есть Россия? Точнее не так. Что есть русский человек? Нет тоже не совсем так. В чем суть России и ее будущего? Ух… однозначно и сформулировать тяжело. Главное, что понятно, о чем речь. Примерно, опять же…
Подискутировав с некоторыми знатоками, прочитав с полсотни книг, прослушав и просмотрев кучу передач, да и просто наблюдая каждый день, ответ один – не знаю, ничего не понимаю, и понять ничего не возможно. Только верить приходится в Россию-матушку, но все же. Хочется зафиксировать буквально в нескольких тезисах, для какой-то элементарной ясности. Вот оно:
1. Первую национальную идею сформулировали только в первой половине XIX века – православие+самодержавие+народность (Уваров). Действительно все национально русское держится на православии и самодержавии, с народностью не так ясно. Если самодержавие в России было всегда (слабее, сильнее – не так важно), то после известных событий с православием теперь совсем туго. И вряд ли поможет его возрождение и преобразования. Не потому что церковь плохая или народ, а просто время другое. Ежели Россия хочет быть частью всего того мира, который пережил все эти научно-технические и культурные скачки, то возврат в лоно православной веры вряд ли возможен, ибо один из провидцев «скачков» объявил смерть Бога. Этого достаточно, не говоря про научную картину мира. Какое-либо насильственное принуждение повлечет массовый психологический надлом, связанный с лицемерием. Сложно представить современную продвинутую молодежь, которая только что закрыв окно с википедией, поспешает в храм отбивать поклоны. Тут надо в корне менять представления об абсолютных началах, а тогда и священное писание придется либо вообще отменить, либо существенно дополнив томами философских и прочих трудов. Вот это первая проблема – религиозная. И тут не следует также забывать об Исламе, как религии, претендующей на исключительность и истинный монотеизм.
2. Самодержавие и народность? Думаю, пока в продмагах будет продаваться водка, проблем с народностью не возникнет. А где народность – там и самодержавие, там и анекдоты на закуску. А то ведь кто будет над всей народностью самодержствовать? Это один из русских архетипов. Покуда собутыльник будет изливать душу, изредка тыча пальцем в потолок (типа «там наверху»), самодержавие само собой укрепиться. Это архетип об абсолютном или божественном происхождении власти. Есть в нас то, что бессознательно будет удерживать, от того чтобы подать на президента в суд, например. Если ответят, что и подавать бессмысленно, так это только потому, что вся система выстроена так изначально – Бог – власть – народ.
3. Вывод – никуда Уваровская национальная идея сегодня не годится. Здесь можно согласиться с формулой Ильи Стогова («Миллиардеры») – ««Газпром» - национальная идея!». Так оно и есть на сегодняшний день, но тут веером распускаются следствия, среди прочих – на долго ль? Мировой сырьевой придаток – это не территория для жизни и развития нации. Тому, кто качает топливо население вообще не нужно. Как там говорила Маргарет Тетчер? Что-то типа, что Россия может нормально прокормить около 15 млн. человек. Холодно и пространства большие. Зачем инвестировать в тайгу и тундру, если рентабельнее в Африку и прочие тропики?
4. Вот тут тупик. С национальной идеей-то… Обратно совок строить? Да все поздно – не живет все это – никакого централизованного управления, сплошь угроза войны. А если нет централизации, нет и плановой экономики. А нет плановой, будет рыночная. Она и цветет. Другой путь – дробление. Ну уж и так много потеряли! Жаль богатства разбазаривать. В общем сложно все это, следует подумать немного о другом, о национально-этнических моментах.
5. Что такое русский человек? Не будем касаться религиозных моментов, по-моему, можно как-то это все решить. Сейчас (если не брать в расчет мусульманство) это проще – люди учатся договариваться. Что остается? Что такое русскость? По-моему только одно – язык. Если говорить о традициях, то тут разгром. Восстанавливать домострой, пасхи, масленицы, рождества и пр. – это восстанавливать или сохранять православие, а о нем мы уже сказали. Традиции совка – ходить на демонстрации, работать за идею и бухать по выходным – гибло. Да и давно понятно, что светлое будущее, это еще безнадежнее, чем жизнь после смерти. Чтобы устроить на планете светлое будущее, придется в детстве вырезать полмозга и вживлять компьютер, короче создавать киборгов. Мне с этим понятнее, потому что биолог и немного психолог. Так вот, кроме языка ничего более основательного, как «русского», нет.
6. Пару слов о языке. Может странно это прозвучит, но, несмотря на кажущуюся виртуальность, язык – мощнейшая сила. Вроде Хайдеггер писал: «язык – дом бытия». Как это понять? Очень просто – любая вещь или явление, чтобы быть должна быть названа. Далее. Чем дифференцированнее (различимее) восприятие, тем разнообразнее и богаче мир, следовательно, и язык. И здесь сложно вычленить что первое, а что второе. Само восприятие, как процесс происходящий после актов ощущения, связано с языком и образностью. Мы неспособны воспринять того, что не можем назвать. Даже видя незнакомый предмет (допустим экзотическое растение) мы назовем его растение. Если мы не примем его за растение, тогда назовем как-то иначе – животное, камень или просто штука. Итак, чем подробнее и детальнее нам дается этот мир, тем богаче, живее, образнее и дифференцированнее язык. А следовательно – точнее взаимопонимание между людьми, а следовательно и взаимодействие. Язык не только информативен, но и эмоционален, эстетичен. Красота языка превращает бытие в прекрасное творение. Таким образом, пробуждая светлые чувства к бытию, любовь и радость. Наоборот редукция, сжатие и виртуализация языка превращают бытие в набор программ и функций. Это, кстати, характерно для германских (по крайней мере в современном варианте) языков. Отсюда развитие запада с его технологиями и компьютеризацией является следствием (или наоборот – неважно) бедного языка. Прекрасный цветок или животное или закат можно увидеть как набор атомов, излучений и прочих элементов, так или иначе связанных друг с другом. Отсюда соответствующее отношение к природе, как к глобальной функции. Ну и к человеку все также. Разве не это является источником катаклизмов, техногенных катастроф и подобных ужасов? Разве не сознание определяет бытие? Теперь компьютерщик-программист, попадая на вершину скал и оболдевая от заката восклицает – прикольно! Круто! Закат отжигает! Солнцу превед и респектуха! и т.д. А попробуй, опиши это поэтически.
7. Напоследок хочется еще раз утвердить мысль. Только сохраняя и любя русский язык (как пафосно и банально – ну и пусть!), мы сможем сохранить страну. А страна (сторона) – это территория, земля. Это не флаг, не правительство, не Газпром. Это территория, природа и люди живущее на ней. От отношения к природе и к друг-другу будет зависеть отношение к будущему России! (Боже как пафосно и высокопарно, аж противно). Но это так.