Мы гостям всегда рады

Александр Коломиец2
        Выставка. В этом слове есть юбилеи, встречи, традиции. Перечисление всех  приглашенных участников  заняло бы  не одну страницу. Достаточно сказать, что   география впечатляет так  же,  как  и просторы  нашей  земли русской. От  самого   Краснодара  до  Магадана и Камчатки. Прибытие гостей в  наш  город  уже  праздник. И  такое  настроение   передавалось  устроителями  выставки и посетителям у самого входа. Да наличие в легкоатлетическом манеже  продуктовых точек  с  дальневосточными деликатесами  придавало всему  мероприятию действительно дух  ярмарки. Тут  запахи   копченой  рыбки, таежного  меда, разносолов и дикоросов сопровождали  посетителя  до самого  выхода. Выступления художественных коллективов с номерами  старинных  русских песен  давали неповторимый  настрой удали и старины, гордости  за  наше родное  и неповторимое.
      Открыл выставку  Первый заместитель  Полномочного представителя Президента РФ в ДФО А.Б.Левенталь в  присутствии  ответственных  чиновников  краевого  правительства и  зарубежных гостей. В своей  краткой  речи  он поприветствовал  посетителей  выставки и выразил  надежду на успешное  развитие экономических связей  и  процветание  ДВ региона.
       Приведение в цифрах  количества  участников (аж 199)  совсем не  отражает  качество  представленных  экспозиций.  Это мало  или  много? Смотря  как  учитывать и с  чем сравнивать. После  того, как  мы  попробовали рыбки и медка со свежей  икорочкой,  давайте  перейдем к  анализу.
      Примечательно,  что  выставка-ярмарка была  смешанная. Естественно,   часть «Транспорт ДВ региона-2012.Автобезопасность» была  расположена  на  площадке  перед  манежем. Начало  со стороны  стадиона задавали  ретро-автомобили. Радовало, что наша  «история»   вся  на  ходу  и  выгладит  не  хуже  чем новая, а  то  даже  и лучше.Отделка  деталей  совершенно  меняла  дизайн и общий  вид.Некоторые   никелированные  части на  заводе-изготовителе  никогда  не  покрывались  антикоррозионным слоем. Там  в  концепцию  выпускаемого автомобиля  были заложены  совсем другие  принципы.Дешевизна и простота.
       Далее, красовались образцы погрузочной и грузоподъемной  техники. Автосборочный  завод  «Соллерс»  представлен  корейскими  автомобилями и двумя  единицами «нашенского»  автопрома. «Уаз-патриот» и  грузовой «Соболь» традиционно  не  выделялись из линейки этих  пяти  легковых  автомобилей дизайном  и покупательским спросом. Корейские  автомобили  вызывали  гораздо больший  интерес у посетителей. Судя  по  сообщениям  прессы. владельцы  «Соллерс» намерены  собирать  марки  и других  автомобилей  японских  гигантов - Тойота, Мазда.  И,  скорее всего, линейка  образцов  на  следующей  выставке  будет  расширена.
     К  сожалению,  представленные  большегрузные  автомобили  марки «Камаз» с  крановым  оборудованием  оказались    не  совсем  отечественными  и были    не от  производителя, а собственностью торгующих  организацией. Да  и крановое  оборудование и кузова были  закуплены в  той же  Южной  Корее  и  установлены  для  продажи   на нашей территории.
      Сравнивание  технических  характеристик экспонированной техники неизменно  переходило  к  теме  обсуждения  закона о таможенной  пошлине   «Утилизационный   сбор». По общему  мнению посетителей, если  оплата утилизационного сбора при ввозе  нового    автомобиля  индивидуальным владельцем обойдется  в  соразмерную и « подъемную» сумму  в 2-3 тыс.  рублей, то  для  юридического лица это будет в  несколько  сот  тыс. рублей и  даже  миллион,    что закроет покупку  иностранной  техники. Или заставят  «юриков»  завозить автомобили по  комплектующим, и, по примеру владивостокского «Соллерса», собирать их на  нашей  территории. И, традиционно, все  издержки производитель    заложит в  цену  продукции. Поэтому    инфляцией  мы  гарантированно обеспечены.
    Обратили  на  себя  внимание  две  рядышком  расположенные  экспозиции шинного  производства. «Белорусьшина»  и «Приморшина». По  нынешним  меркам первая-бывшая  союзная  республика (сейчас - иностранное государство), имеет  свое  производство. Другая - находится  рядышком, в  ДВ  регионе. Типоразмер  приблизительно одинаков. Белорусы, правда, более специфичны  и производят  продукцию для  крупной  автотракторной техники. Приморчане не имеют своего производства  и завозят из  той же  Японии и  Кореи  то,  что  пользуется  спросом, то есть  для своих же  корейских  и японских автомобилей. Поразила  цена белорусской  шина. Она оказалась в  три раза  меньше  аналогичной  приморской, читай- японской  и корейской. Возник  сразу  вопрос. Русские, которые  славились  своим  умением подковать  блоху, первыми  побывать в  космосе, не  могут  организовать свое  собственное  производство  резино-технических  изделий? Или  корни  и причины в  другом?
      Большие  сомнения  вызвали  толкования  о  перспективах  развития автомобильной  техники  в  нашем регионе. К освоению  новых  источников  энергии-электрической  или газовой, относишься  с  уважением. Бесспорно, это  чистейшие энергоносители. Но для   их  освоения  мы  отстали на полсотни  лет от тех же  японцев  или  китайцев. Для  этого  нужны  не  только научные  исследования,  но  и развитая  инфраструктура. Электрические  и газовые  заправки, производство   сжиженного  газа. У нас  этого нет. Я ума  не  приложу, как монополисты в  производстве  нефтепродуктов- бензина, мазутов, дизтоплива, зарабатывающие  огромные  деньги в  условиях рыночной  конкуренции, смогут  отказаться от  своего производства? У меня  таких примеров нет.   
      Конечно,  читатель  может  возразить. Ездят же  у  нас  в городе автомобили на  газе? Ездят. Но многие  отказались только из-за  качества  газа. И тенденция ,к  сожалению, сохраняется. Сжиженная продукция ХНПЗ, по мнению «газовых  автомобилистов», позволяет экономить  только масло. Витающий в  воздухе  проект -  строительства завода,   по «сжижке»  природного газа Шимановского  месторождения в  районе  села  Ильинка, близ Хабаровска уже  десять  лет  остается  только проектом. А в планах по развитию ДВ  региона ,насколько мне  известно, такого  направления нет. И если  даже монополист   решится  соорудить такой  завод,  то очень быстро  уравняет  цены  по принципу - спрос  рождает  цену. Так уже   было с  дизельным  топливом.
        Привычная и , в  моем  понимании, богатая  выставка Комсомольского - на - Амуре Авиационного производственного объединения(КнаПО)  на  сей  раз  оказалась,  на  редкость,  бедной  и  непрезентабельной. Демонстрация  своей  продукции  посредством     цифрового    кино совсем не  впечатляла  и даже  разочаровывала. Если  раньше  этим,  достаточно  не  бедным, производственным объединением  выставлялись очень приличные  катера и другая   авиационная  и   водная  техника, то  сейчас  все  ограничилось  только  кино.  Да  и  откровенного  разговора   о  причинах  крушения  самолета в  Индонезии  «Суперджет 100»  не  получилось. А то,   что, согласно  правительственной  программе, в  этот  проект   вложены  большие  деньги, я  уже  знал. И, только   по этой  причине,  как  то  особо гордиться  было  нечем. Ведь экономика  должна  быть эффективной  и  экономной.
    И все  же  неожиданные  встречи  принесли  мне незабываемое  впечатление    на  целых два  дня.
      Исследуя экспозиции  предприятий  дальневосточного региона,  я, с  большим  удовлетворением, отметил « Алмазы  Якутии». Такое разнообразие и великолепие  драгоценных  металлов  и камней  встретить  можно  только на  ярмарке. Видно,  что  якутский  край идет  верной дорогой  и  находится  на  подъеме. Я тут же  узнал,   чем полезна  и богата  оленина, полезность якутских настоек  на  пантах оленя, мясных деликатесов и изделий из оленины. Думаю,  что  Якутия  представила  далеко не  все    свои образцы. В нашем  городе  уже  находится  несколько  магазинов, имеющих  в  ассортименте  не  только  перечисленное,  но и  рыбную и  продукции швейного  производства.
      А Магаданская  область была  представлена  небольшим  авиационным объединением, в  названии которого, как  мне  показалась,  вкралась небольшая  ошибка- Краснодарское. На  мои  вопросы – какое отношение имеет  южный  город к,   совсем, отдаленной  части  страны,   приятно  был  удивлен тем, что  имеет. Головное  предприятие  расположено  в центре  города  Краснодара, возле  Сенного рынка. Несколько десятков  лет назад,  выполняя  заказ  на  исследования в  этом северном районе,  ими  была  завезена  авиационные   аппараты малой  авиации-нескольких АН-2 и  десяток  вертолетов МИ-8. После  выполнения  работ,  руководство  посчитало  целесообразным  оставить  технику и развить  инфраструктуру. И, как  показало время, решение  было  правильным.
        Но самым  поразительным  для  меня  оказался тот факт, что  экспозицию   представлял  бывший  командир вертолета и  бывший директор (сейчас он  пенсионер) Краснодарского  авиационно-ремонтного завода Ведерников  Владимир. А у него  на  заводе  работает  мой  родственник. Нашли мы  общих  знакомых  и  по Спасск -Дальнему, где  он  проходил  свою военную  службу. Разговорам и  воспоминаниям  не  было  конца. Я ему   сделал  подарок- несколько  журналов Дальневосточного  автопарка. Кстати, на  следующий  день, он  мне  выразил  восхищение   по  поводу  качества  публикуемых  материалов.

По заказу журнала "ДВ-автопарк"