Выставка. В этом слове есть юбилеи, встречи, традиции. Перечисление всех приглашенных участников заняло бы не одну страницу. Достаточно сказать, что география впечатляет так же, как и просторы нашей земли русской. От самого Краснодара до Магадана и Камчатки. Прибытие гостей в наш город уже праздник. И такое настроение передавалось устроителями выставки и посетителям у самого входа. Да наличие в легкоатлетическом манеже продуктовых точек с дальневосточными деликатесами придавало всему мероприятию действительно дух ярмарки. Тут запахи копченой рыбки, таежного меда, разносолов и дикоросов сопровождали посетителя до самого выхода. Выступления художественных коллективов с номерами старинных русских песен давали неповторимый настрой удали и старины, гордости за наше родное и неповторимое.
Открыл выставку Первый заместитель Полномочного представителя Президента РФ в ДФО А.Б.Левенталь в присутствии ответственных чиновников краевого правительства и зарубежных гостей. В своей краткой речи он поприветствовал посетителей выставки и выразил надежду на успешное развитие экономических связей и процветание ДВ региона.
Приведение в цифрах количества участников (аж 199) совсем не отражает качество представленных экспозиций. Это мало или много? Смотря как учитывать и с чем сравнивать. После того, как мы попробовали рыбки и медка со свежей икорочкой, давайте перейдем к анализу.
Примечательно, что выставка-ярмарка была смешанная. Естественно, часть «Транспорт ДВ региона-2012.Автобезопасность» была расположена на площадке перед манежем. Начало со стороны стадиона задавали ретро-автомобили. Радовало, что наша «история» вся на ходу и выгладит не хуже чем новая, а то даже и лучше.Отделка деталей совершенно меняла дизайн и общий вид.Некоторые никелированные части на заводе-изготовителе никогда не покрывались антикоррозионным слоем. Там в концепцию выпускаемого автомобиля были заложены совсем другие принципы.Дешевизна и простота.
Далее, красовались образцы погрузочной и грузоподъемной техники. Автосборочный завод «Соллерс» представлен корейскими автомобилями и двумя единицами «нашенского» автопрома. «Уаз-патриот» и грузовой «Соболь» традиционно не выделялись из линейки этих пяти легковых автомобилей дизайном и покупательским спросом. Корейские автомобили вызывали гораздо больший интерес у посетителей. Судя по сообщениям прессы. владельцы «Соллерс» намерены собирать марки и других автомобилей японских гигантов - Тойота, Мазда. И, скорее всего, линейка образцов на следующей выставке будет расширена.
К сожалению, представленные большегрузные автомобили марки «Камаз» с крановым оборудованием оказались не совсем отечественными и были не от производителя, а собственностью торгующих организацией. Да и крановое оборудование и кузова были закуплены в той же Южной Корее и установлены для продажи на нашей территории.
Сравнивание технических характеристик экспонированной техники неизменно переходило к теме обсуждения закона о таможенной пошлине «Утилизационный сбор». По общему мнению посетителей, если оплата утилизационного сбора при ввозе нового автомобиля индивидуальным владельцем обойдется в соразмерную и « подъемную» сумму в 2-3 тыс. рублей, то для юридического лица это будет в несколько сот тыс. рублей и даже миллион, что закроет покупку иностранной техники. Или заставят «юриков» завозить автомобили по комплектующим, и, по примеру владивостокского «Соллерса», собирать их на нашей территории. И, традиционно, все издержки производитель заложит в цену продукции. Поэтому инфляцией мы гарантированно обеспечены.
Обратили на себя внимание две рядышком расположенные экспозиции шинного производства. «Белорусьшина» и «Приморшина». По нынешним меркам первая-бывшая союзная республика (сейчас - иностранное государство), имеет свое производство. Другая - находится рядышком, в ДВ регионе. Типоразмер приблизительно одинаков. Белорусы, правда, более специфичны и производят продукцию для крупной автотракторной техники. Приморчане не имеют своего производства и завозят из той же Японии и Кореи то, что пользуется спросом, то есть для своих же корейских и японских автомобилей. Поразила цена белорусской шина. Она оказалась в три раза меньше аналогичной приморской, читай- японской и корейской. Возник сразу вопрос. Русские, которые славились своим умением подковать блоху, первыми побывать в космосе, не могут организовать свое собственное производство резино-технических изделий? Или корни и причины в другом?
Большие сомнения вызвали толкования о перспективах развития автомобильной техники в нашем регионе. К освоению новых источников энергии-электрической или газовой, относишься с уважением. Бесспорно, это чистейшие энергоносители. Но для их освоения мы отстали на полсотни лет от тех же японцев или китайцев. Для этого нужны не только научные исследования, но и развитая инфраструктура. Электрические и газовые заправки, производство сжиженного газа. У нас этого нет. Я ума не приложу, как монополисты в производстве нефтепродуктов- бензина, мазутов, дизтоплива, зарабатывающие огромные деньги в условиях рыночной конкуренции, смогут отказаться от своего производства? У меня таких примеров нет.
Конечно, читатель может возразить. Ездят же у нас в городе автомобили на газе? Ездят. Но многие отказались только из-за качества газа. И тенденция ,к сожалению, сохраняется. Сжиженная продукция ХНПЗ, по мнению «газовых автомобилистов», позволяет экономить только масло. Витающий в воздухе проект - строительства завода, по «сжижке» природного газа Шимановского месторождения в районе села Ильинка, близ Хабаровска уже десять лет остается только проектом. А в планах по развитию ДВ региона ,насколько мне известно, такого направления нет. И если даже монополист решится соорудить такой завод, то очень быстро уравняет цены по принципу - спрос рождает цену. Так уже было с дизельным топливом.
Привычная и , в моем понимании, богатая выставка Комсомольского - на - Амуре Авиационного производственного объединения(КнаПО) на сей раз оказалась, на редкость, бедной и непрезентабельной. Демонстрация своей продукции посредством цифрового кино совсем не впечатляла и даже разочаровывала. Если раньше этим, достаточно не бедным, производственным объединением выставлялись очень приличные катера и другая авиационная и водная техника, то сейчас все ограничилось только кино. Да и откровенного разговора о причинах крушения самолета в Индонезии «Суперджет 100» не получилось. А то, что, согласно правительственной программе, в этот проект вложены большие деньги, я уже знал. И, только по этой причине, как то особо гордиться было нечем. Ведь экономика должна быть эффективной и экономной.
И все же неожиданные встречи принесли мне незабываемое впечатление на целых два дня.
Исследуя экспозиции предприятий дальневосточного региона, я, с большим удовлетворением, отметил « Алмазы Якутии». Такое разнообразие и великолепие драгоценных металлов и камней встретить можно только на ярмарке. Видно, что якутский край идет верной дорогой и находится на подъеме. Я тут же узнал, чем полезна и богата оленина, полезность якутских настоек на пантах оленя, мясных деликатесов и изделий из оленины. Думаю, что Якутия представила далеко не все свои образцы. В нашем городе уже находится несколько магазинов, имеющих в ассортименте не только перечисленное, но и рыбную и продукции швейного производства.
А Магаданская область была представлена небольшим авиационным объединением, в названии которого, как мне показалась, вкралась небольшая ошибка- Краснодарское. На мои вопросы – какое отношение имеет южный город к, совсем, отдаленной части страны, приятно был удивлен тем, что имеет. Головное предприятие расположено в центре города Краснодара, возле Сенного рынка. Несколько десятков лет назад, выполняя заказ на исследования в этом северном районе, ими была завезена авиационные аппараты малой авиации-нескольких АН-2 и десяток вертолетов МИ-8. После выполнения работ, руководство посчитало целесообразным оставить технику и развить инфраструктуру. И, как показало время, решение было правильным.
Но самым поразительным для меня оказался тот факт, что экспозицию представлял бывший командир вертолета и бывший директор (сейчас он пенсионер) Краснодарского авиационно-ремонтного завода Ведерников Владимир. А у него на заводе работает мой родственник. Нашли мы общих знакомых и по Спасск -Дальнему, где он проходил свою военную службу. Разговорам и воспоминаниям не было конца. Я ему сделал подарок- несколько журналов Дальневосточного автопарка. Кстати, на следующий день, он мне выразил восхищение по поводу качества публикуемых материалов.
По заказу журнала "ДВ-автопарк"