Ритуальные танцы вокруг бюджета

Александр Добин
Бюджет, как глубокомысленно выразился наш премьер, это такая штука, которой никогда и никто не будет до конца доволен. Ну а наш бюджет только ленивый не пнет ногой. Пока наша оппозиция не очухалась от истории с последней собакой и обиженным госдеп… э, либеральным крылом нашего т.н. креативного общества, пока происходит разбор полетов прошедших недавно митингов, за бортом прокомментированного и раскритикованного остается некий ритуальный танец верстальщиков бюджета с премьером во главе (недосуг видимо).
Приятно осознавать, что когда сильно надо, у нас оказывается под рукой не один, а целых два бюджета: первый – что говорится для всех, второй – для финансового обеспечения предвыборных обещаний президента или каких-нибудь еще приятных расходов. Креатив налицо: сердитый президент бьет кулаком по столу, отчитывает нерадивых министров с «занесением в грудную клетку», министры расшаркиваются - будет-с исполнено - на том и стоим.
Больше от «занесения» и от «кулака» страдает, конечно, премьер - он же и стрелочник во всей этой истории. И начинаются интервью, и сложные разговоры об ограниченности бюджетной, и начинается изыскание дополнительных средств, и кто-то недоволен. А недовольны все. И вот уже с госкорпорации требуют денег, и начальник госкорпорации обижается, и настаивает на личном разговоре с президентом, и премьер соглашается, расстраиваясь еще больше от осознания грядущей бури…
 А стыдно ли президенту, что тот же материнский капитал есть сумма, меньшая даже месячной зарплаты какого-нибудь чиновника средней руки, не говоря уже и о депутатских зарплатах? А ведь эта ситуация – самая объективная оценка всей президентской вертикали власти. Так или иначе, в нашей рыночной стране самые нерыночные механизмы изыскания дополнительных финансовых поступлений.
Обсуждать чужие зарплаты – дело последнее и считаемое моветоном всеми теми, кто свои зарплаты при случае замолчал бы, не афишировал. Хотя, при имеющихся в стране механизмах изыскания – «кулаке» и «занесении» - возможно все, в том числе и ликвидация чрезмерности нерыночных зарплат. При всей унизительности разовых государственных подачек (или более политкорректно – поощрений), находится же целая орава чиновников и политиков, для которых унижением собственного достоинства считается отсутствие оных. Не лучше ли начать с них?
Тем не менее, в существовании нерыночных механизмов верстания второго бюджета есть что-то родное и знакомое еще по советскому опыту – государственная собственность. Говорят, что государственная собственность развращает власть, а власть расхищает государственную собственность, но не суть. Всегда найдутся люди, требующие от власти прибрать побольше собственности в государственные руки путем национализации топливно-энергетического комплекса и прочих стратегически-важных отраслей. Как показывает опыт существования второго бюджета, после национализации будет даже проще бить кулаком по столу и отчитывать с «занесением в грудную клетку». А если и в частной и государственной сфере главную роль играют все таки руки (и если бы честные), то принципиальной роли формы собственности на данном этапе развития нашей страны попросту нет. Так почему бы не начать с малого – не объединить первый бюджет со вторым? Не могут или не хотят?

24 сентября 2012 года