1912 год... - гл. 35

Сестры Ивенс
романа-сценария «Опавшие листья».
                Эпиграф: Костер давно догорел, но воздух все еще пахнет сгоревшей
                листвой…
                Примечание авторов: Не все персонажи произведения вымышлены, совпадения с
                реальными людьми - не случайны.

Россия, Мелитопольский уезд  Таврической губернии...

Что рассказать, чтобы возникло представление о том, каким был в России 1912 год? Как передать дух того времени, тех мыслей и идей, владеющих умами? За какую ниточку потянуть, чтобы размотать клубок событий 1912 года?

… В 1912 году вышла в свет новелла немецкого писателя Томаса Манна  «Смерть в Венеции».  Писатели – социально  чуткие люди, умеют обобщить, образно выразить  «коллективное бессознательное», управляющее массами. Недаром Томасу Манну  была присуждена Нобелевская премия по литературе (1929).

«Смерть в Венеции» - небольшая «психологически тонкая, деликатная по настроению и чувству, философская по мысли, с блеском отшлифованная по литературной форме новелла, … импрессионистический рассказ, в который вплетаются драматические ноты, … относится к числу этапных, ключевых для литературы XX века и значимы для общей сокровищницы мировой культуры.

Автор «… уловил  глубинные — мифологические, архетипные — мотивы человеческого существования, находящегося в постоянном поиске «утраченного времени», несбыточного идеала, некой сверхИстины, первоосновы жизни, изначальной красоты.
 
Рай и ад, добро и зло, жизнь и смерть, здоровье и болезнь — вечные антиномии искусства. Оно само является амбивалентным, двойственным сочетанием реальности и вымысла, результатом творческого акта художника, который по-своему анормален и аномален по сравнению с обычными людьми.
 
И новелла Томаса Манна возникла благодаря именно такому дуалистичному позыву: писатель вдохновлялся реальной биографией знаменитого австрийского композитора Густава Малера и идеей немецкого философа Фридриха Ницше о наличии определённой связи между болезнью и творчеством» - пишет киновед и кинокритик Сергей Кудрявцев своей Книге кинорецензий «3500».

В другую эпоху,  захваченный  мотивом «утраченного времени»,  выдающийся итальянский режиссёр Лукино Висконти средствами другого искусства повторил этот порыв  в своей экзистенциальной  ретро-драме  «Смерть в Венеции».

Определенная связь между искусством и жизнью несомненно существует.

… В России к 1912 году окончательно оформляется новое литературное течение - акмеизм (от греч.— «высшая степень, вершина, цветение, цветущая пора»), противостоящее символизму.

***Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова.
Становление акмеизма тесно связано с деятельностью «Цеха поэтов», центральными фигурами которого являлись организаторы акмеизма Н. С. Гумилёв, А. Ахматова  и С. М. Городецкий.
В основе акмеизма лежало предпочтение к описанию реальной, земной жизни, однако её воспринимали внесоциально и внеисторически. Описывались мелочи жизни, предметный мир. Одарённый и честолюбивый организатор акмеизма мечтал о создании «направления направлений» — литературного движения, отражающего облик всей современной ему русской поэзии.***

Еще в 1912 году

*** -  Российская империя отмечает столетие победы над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года. В честь этого события в Москве построен Бородинский мост архитектора Романа Ивановича Клейна.
- Иосиф Джугашвили окончательно принимает псевдоним «Сталин».
-  В Российской империи принят закон «Об уравнении в правах с финляндскими гражданами других русских подданных».***

И год, и день, и каждая минута бытия имеют свое лицо, окрашены каким-то цветом.
 
… 18 июля 1912 года для Зудерманнов было черным. В этот день умерла мама Тина, жена Франца Зудерманна, в девичестве Катарина Арндт, мать 10 детей. Ей было 48 лет…

Спустя какое-то время Яков прочел стихи яркой представительницы акмеизма Анны Ахматовой:

 Слаб голос мой, но воля не слабеет,
 Мне даже легче стало без любви.
 Высоко небо, горный ветер веет,
 И непорочны помыслы мои.

 Ушла к другим бессонница-сиделка,
 Я не томлюсь над серою золой,
 И башенных часов кривая стрелка
 Смертельной мне не кажется стрелой.

 Как прошлое над сердцем власть теряет!
 Освобожденье близко. Все прощу,
 Следя, как луч взбегает и сбегает
 По влажному весеннему плющу.
 1912

Яков подумал, что стихи словно написаны о маме и  о нем…

*** материалы из Википедии - http://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница