романа-сценария «Опавшие листья».
Эпиграф: Костер давно догорел, но воздух все еще пахнет сгоревшей
листвой…
Примечание авторов: Не все персонажи произведения вымышлены, совпадения с
реальными людьми - не случайны.
Россия, Мелитопольский уезд Таврической губернии...
Что рассказать, чтобы возникло представление о том, каким был в России 1912 год? Как передать дух того времени, тех мыслей и идей, владеющих умами? За какую ниточку потянуть, чтобы размотать клубок событий 1912 года?
… В 1912 году вышла в свет новелла немецкого писателя Томаса Манна «Смерть в Венеции». Писатели – социально чуткие люди, умеют обобщить, образно выразить «коллективное бессознательное», управляющее массами. Недаром Томасу Манну была присуждена Нобелевская премия по литературе (1929).
«Смерть в Венеции» - небольшая «психологически тонкая, деликатная по настроению и чувству, философская по мысли, с блеском отшлифованная по литературной форме новелла, … импрессионистический рассказ, в который вплетаются драматические ноты, … относится к числу этапных, ключевых для литературы XX века и значимы для общей сокровищницы мировой культуры.
Автор «… уловил глубинные — мифологические, архетипные — мотивы человеческого существования, находящегося в постоянном поиске «утраченного времени», несбыточного идеала, некой сверхИстины, первоосновы жизни, изначальной красоты.
Рай и ад, добро и зло, жизнь и смерть, здоровье и болезнь — вечные антиномии искусства. Оно само является амбивалентным, двойственным сочетанием реальности и вымысла, результатом творческого акта художника, который по-своему анормален и аномален по сравнению с обычными людьми.
И новелла Томаса Манна возникла благодаря именно такому дуалистичному позыву: писатель вдохновлялся реальной биографией знаменитого австрийского композитора Густава Малера и идеей немецкого философа Фридриха Ницше о наличии определённой связи между болезнью и творчеством» - пишет киновед и кинокритик Сергей Кудрявцев своей Книге кинорецензий «3500».
В другую эпоху, захваченный мотивом «утраченного времени», выдающийся итальянский режиссёр Лукино Висконти средствами другого искусства повторил этот порыв в своей экзистенциальной ретро-драме «Смерть в Венеции».
Определенная связь между искусством и жизнью несомненно существует.
… В России к 1912 году окончательно оформляется новое литературное течение - акмеизм (от греч.— «высшая степень, вершина, цветение, цветущая пора»), противостоящее символизму.
***Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова.
Становление акмеизма тесно связано с деятельностью «Цеха поэтов», центральными фигурами которого являлись организаторы акмеизма Н. С. Гумилёв, А. Ахматова и С. М. Городецкий.
В основе акмеизма лежало предпочтение к описанию реальной, земной жизни, однако её воспринимали внесоциально и внеисторически. Описывались мелочи жизни, предметный мир. Одарённый и честолюбивый организатор акмеизма мечтал о создании «направления направлений» — литературного движения, отражающего облик всей современной ему русской поэзии.***
Еще в 1912 году
*** - Российская империя отмечает столетие победы над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года. В честь этого события в Москве построен Бородинский мост архитектора Романа Ивановича Клейна.
- Иосиф Джугашвили окончательно принимает псевдоним «Сталин».
- В Российской империи принят закон «Об уравнении в правах с финляндскими гражданами других русских подданных».***
И год, и день, и каждая минута бытия имеют свое лицо, окрашены каким-то цветом.
… 18 июля 1912 года для Зудерманнов было черным. В этот день умерла мама Тина, жена Франца Зудерманна, в девичестве Катарина Арндт, мать 10 детей. Ей было 48 лет…
Спустя какое-то время Яков прочел стихи яркой представительницы акмеизма Анны Ахматовой:
Слаб голос мой, но воля не слабеет,
Мне даже легче стало без любви.
Высоко небо, горный ветер веет,
И непорочны помыслы мои.
Ушла к другим бессонница-сиделка,
Я не томлюсь над серою золой,
И башенных часов кривая стрелка
Смертельной мне не кажется стрелой.
Как прошлое над сердцем власть теряет!
Освобожденье близко. Все прощу,
Следя, как луч взбегает и сбегает
По влажному весеннему плющу.
1912
Яков подумал, что стихи словно написаны о маме и о нем…
*** материалы из Википедии - http://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница