Сердце острова

Анитра Григ
Сердце острова

I

В маленькой хижине на скалистом острове, обдуваемом четырьмя ветрами, жили дедушка и бабушка. Они были уже старенькие. Их лица были покрыты морщинами – ведь они много времени смотрели на море и щурились от солнца. Вены на их руках были вздуты от тяжелой и честной работы. А когда они улыбались, становилось видно, что не так уж много зубов у них осталось.
Но глаза! Их глаза были очень молодыми. Они смотрели так, будто обнимали и грели тебя. Они смотрели на человека и видели его Душу. Бабушка и дедушка любили друг друга и свой Остров. А еще они любили своего внука – Отважного Капитана.
Бабушка разводила цветы. Давным-давно, когда, приехав на этот остров, она бережно положила семечко на мох между камнями, дедушка не поверил, что из него что-то вырастет. Но бабушкины мечты и упорство в работе оказались сильнее дедушкиного неверия и сурового климата. Через несколько лет скалистый остров покрылся необыкновенными растениями. На когда-то безжизненном пространстве появились майски жуки, светлячки, бабочки, кузнечики, птицы… Бабушка целыми днями занималась своими грядками – поливала, рыхлила землю, выдергивала сорняки и пела песни. О, это были прекрасные песни о далеких землях, где живут храбрые юноши и нежные девушки, сильные мужчины и верные женщины. Она пела о сладких плодах, заливных лугах и неторопливых реках. Она пела о том, как прекрасно, когда глаза хорошо видят, уши хорошо слышат и тело готово работать от рассвета до заката и танцевать от заката до рассвета.
А дедушка зажигал огонь на маяке. Прежде – когда он был молодым мужчиной – он каждое утро уходил в открытое море. Знаете, он ведь был отличным рыбаком. К тому же удача улыбалась ему и дарила хороший улов. Прежде дедушка был очень вынослив. Он мог пробыть в море несколько дней, бороться с ветром, искать дорогу и обходиться без еды. Все это время он думал о бабушке и поэтому всегда – как бы ни бушевало море - живым и невредимым возвращался домой.
Но время имеет власть даже над самыми удачливыми и выносливыми рыбаками. Однажды дедушка понял, что больше не должен ходить в море. Его тело и разум больше не могли делать эту работу. Им требовалось другое занятие. Но какое, дедушка не знал. Ведь, сколько он себя помнил, он всегда ловил рыбу.
И как раз в то время, когда дедушка из сильного мужчины стал превращаться в доброго старика, его внук вырос из своенравного мальчишки в отважного капитана.
И однажды бабушка сказала дедушке: «Зажигай огонь на маяке. Пусть внук всегда сможет найти дорогу в наш дом». И после этого каждый вечер, когда солнце начинало опускаться в воду, дедушка шел к маяку и зажигал огонь. Дедушке нравилось его новое дело. Оно было очень нужным. Ведь дедушка знал, как трудно бывает найти среди скал верную дорогу домой.

II

Уже две недели шел дождь. Он лил, не переставая, на маленький островок, затерявшийся в бескрайнем море. Волны бились о скалы с ужасным шумом, словно хотели пробить их, и, потерпев поражение, с шипением уползали обратно. Небо было низким, густым и серым. Солнечные лучи с трудом прорезывали пелену и тщетно пытались согреть остывающую землю.
Каждый вечер дедушка, закутавшись покрепче в плащ и поглубже натянув на голову потрепанную шляпу, уходил к маяку. А бабушка стояла у окна и напряженно всматривалась плохо видящими глазами в темноту за окном. Прежде, во времена молодости, она не ждала его возвращения так трепетно. Каждая ее минута тогда была заполнена непоседливыми детьми и домашними хлопотами, так что времени на переживания просто не оставалось. К тому же ее любимый в те времена был так крепок, так силен… Сейчас же ему трудно дается дорога к маяку даже в хорошую погоду. А ветер за окном просто сбивает с ног…
Но каждый вечер дедушка возвращался. Он был доволен собой. «Я зажег огонь на маяке, - набивая трубку, довольно говорил он. – Теперь наш капитан не собьется с пути». Дедушка и бабушка ждали внука со дня на день. Он обещал приплыть в конце уходящего месяца.

III

В тот вечер ветер был особенно свирепым. Бабушка теребила в морщинистых руках платочек и  выцветшим взглядом пыталась проникнуть сквозь свинцовую стену дождя за окном. Дедушка ушел два часа назад и до сих пор не вернулся. Настенные часы тикали непривычно громко. Громче, чем дождь барабанил по жестяной крыше ветхого домишки. Но еще громче стучало бабушкино сердце.
И вот дверь распахнулась. На пороге стоял дедушка. Струи воды стекали со шляпы ему за воротник. Плащ разорвался в двух местах. Башмаки были измазаны жирным слоем глины. Дрожащими губами дедушка прошептал: «Спички… Я потерял спички…» и закрыл лицо руками. Его плечи затряслись, и бабушка положила на них свои руки. «Ничего, ничего… Мы что-нибудь придумаем… Не убивайся так, родной…»
Бабушка знала, что это была последняя коробка спичек на острове. Свирепый ветер вывернул дедушкин карман, когда тот, преодолевая непогоду, шел к маяку, и швырнул спички в шумный дождевой поток, несший свои воды в неспокойное море. Сейчас коробка уже размокла и спички в беспорядке крутились в мутной воде. А недалеко от них кружился в бушующих волнах кораблик Отважного Капитана. Он не мог войти в бухту, потому что не видел огня маяка. Внук вез бабушке и дедушке подарки и провизию, в том числе много сухих коробков спичек. Столько, чтобы хватило до его следующего приезда. Отважный Капитан должен был продержаться.

IV

Бабушка чуть ли не силой заставила дедушку лечь. У него начался жар. Бабушка собрала все одеяла, которые были в доме, и укрыла дедушку. Но того все равно пробирал озноб. Бабушка сняла со своих худых плечей шаль, положила поверх пяти пуховых одеял и положила любимому на лоб свою руку. Тот забылся тревожным сном.
Тянулись долгие часы…
Один…
Два…
Три…
Дедушка бредил. Буря неистовствовала. Бабушка стала горячо молиться. Она просила сберечь ее внука, не позволить его кораблю разбиться о скалы. Она просила спасти ее мужа, не дать болезни забрать его.  Она просила укрепить ее веру, не дать погрязнуть в пучине отчаяния.
Бабушка молилась.
Маятник качался.
Кукушка отсчитывала время.
Один.
Два.
Три.
Бабушка закончила молиться. Она ощущала время. Она почувствовала холод. Она услышала тишину. И поняла, что буря затихла. Бабушка открыла дверь и вышла в ночь. Горячие слезы благодарности капали на Землю Острова. Да, буря затихла, но в маяке не было огня.  Обессилев от переживаний, бабушка присела в кресло-качалку, стоявшую во дворе, и задремала.

V

Отважный Капитан увидел огонек. Он становился ярче и ярче. На острове зажгли огонь! «Ура!», - закричал Отважный Капитан и подкинул свою белую фуражку вверх. «Ура!», - крикнул он снова, хлопнул в ладоши, подпрыгнул, встал на руки, прошел так несколько шагов и снова прыгнул на ноги. «Ура!», - опять закричал он и побежал на капитанский мостик, чтобы вести корабль к гавани. Он был еще совсем мальчишка, этот Отважный Капитан.
Дедушка проснулся от того, что ему стало жарко. Он скинул с себя пять пуховых одеял. Бабушкин платок скользнул на пол. Комнату заливал неяркий свет. Дедушка взглянул на часы. 3:20. Странно. Обычно на острове в это время еще очень темно. Внезапно дедушка вспомнил события вчерашнего вечера и быстро поднялся с постели. Он выглянул в окно. В бухту радостно и легко, словно танцуя, заходил корабль Отважного Капитана. Дедушка поспешил ему навстречу. Во дворе он увидел спящую в кресле-качалке бабушку, вернулся за ее шалью, а потом укрыл ее плечи и легко дотронулся до руки: «Просыпайся, любимая! Корабль заходит в бухту. Наш Капитан нашел дорогу!» Бабушка открыла глаза, взглянула на дедушку и взяла его за руку. «Пойдем», - сказала она, и, рука в руке, они заторопились к причалу.
Отважный Капитан прыгнул на берег. «Бабуля, дедуля, как я рад вас видеть!», - закричал он и бросился целовать стариков. После объятий, поцелуев и приветственных слов, внук спросил: «А почему маяк светит не так, как всегда?» Старики переглянулись. «Внучек, мы и сами не знаем. – сказал дедушка. – Вчера я потерял последнюю коробку спичек и не смог разжечь огонь на маяке». «Но свет идет от маяка, - задумался Отважный Капитан. – Впрочем, зачем строить догадки. Пойдемте туда прямо сейчас и посмотрим, в чем дело!».
Чем ближе наша троица подходила к маяку, тем ярче становился необычайный свет. Что же это могло быть? Бабушка, дедушка и внук в нетерпении поднялись по скалистым ступеням и ахнули. Сотни маленьких светлячков облепили старый маяк. Вы наверняка знаете: даже сияние одного светлячка хорошо видно в темноте. Но когда сотни светлячков светят вместе – о! они способны осветить остров так ярко, что его будет хорошо видно издалека. «Невероятно!», - выдохнула бабушка. Дедушка и внук молчали, не в силах отвести взгляд от великолепного сияния.
А остров просыпался. Первый луч солнца скользнул по верхушек скал. Небо меняло свой цвет, словно выбирая наряд на сегодня: сиреневые полоски на розовом или молочные разводы на голубом? Цветы, умытые дождем, неторопливо раскрывали свои яркие лепестки навстречу солнцу. Птицы щебетали на разные голоса. Остров радовался наступлению нового чудесного дня. А море ласково льнуло к его каменным берегам.