Феноменология субъективного опыта Схождение во ад

Ухов Александр Сергеевич
Этот загадочный случай произошёл со мной в студенческую бытность. Тогда я прислуживал алтарником у отца Иоанна и впервые встречал Пасху по ту сторону иконостаса. В ту пасхальную ночь собралось непривычно много народу, стены нашего маленького храма будто бы раздвинулись, чтобы вместить всех желающих приобщиться светлого торжества. Необычно много людей было и в алтаре: священники, диаконы, иподиаконы и, конечно же, мы – алтарники.
Наступило время праздничной службы, и торжественная суета вместе с красивейшими праздничными распевами заполнила пространство церкви. Как-то по-особенному смотрелись священники, выстроившись полукругом у престола. Я тогда подумал, что если бы было только три иерея, то как бы это напоминало «Троицу» Рублёва. Необычно смотрелся и отец диакон в своём клобуке, молодой, худощавый, и весь в чёрном – его облачения показались мне более торжественными, чем облачения священников.
Помощников было предостаточно и мне показалось, что, если я постою тихонько в углу алтаря, то мне удастся настроиться на молитвенный лад, не отвлекаясь на сортировку ладана по цвету и запаху, на разжигание угля для кадила и тому подобные вещи.
Подошла очередь пасхальных приветствий и посланий от патриарха, митрополита и епископа. Отец Иоанн зачитывал их народу с амвона и передавал нам в алтарь, где мы могли рассмотреть праздничные иконы, которыми эти самые послания и были украшены. Мне же в руки попало приветствие от епископа с иконой «Сошествие Христа во ад» Дионисия, увидев которую, со мной случилось необъяснимое. На мгновение затихли звуки, и исчезло всё вокруг. В этот момент мне показалось, будто все события моей жизни слетелись со всех концов вселенной, да и сама вселенная, сошлись в одну невидимую точку, чтобы исчезнуть на плоскости иконы. Я созерцал Спасителя на тёмном фоне, который буквально врывался в ад, протягивая свою руку ветхозаветным людям. Моё потрясение сменилось неясным осознанием того, что сошествие Христа во ад происходит прямо сейчас, и что я непосредственный тому свидетель и, даже больше, я понимал, что нахожусь там вместе со Спасителем и нет ни времени ни пространства, есть только непосредственное созерцание происходящего. Даже меня не было, я весь был поглощен пространством иконы. Больше всего моё внимание приковали одежды Христа, которые развивались так, будто Он продолжал своё стремительное сошествие в глубины преисподней. Создавалось впечатление, что люди, к которым Спаситель протягивал руку, были не единственными в аду и, что кто-то находится ещё глубже.
Видение исчезло так же быстро, как и началось, но окружающая действительность не спешила восстановиться в правах. Сначала проявились люди в алтаре, затем стали слышны звуки и запах ладана, почти одновременно с этим появились мысли.
Я думал о том, как в этот момент для меня всё в мире перестало быть важным и значимым. Понимание того, что этому событию покорилась вся вселенная, время и пространство, повергало меня в благоговейный восторг. Вдруг стало ясно, что значит быть над суетой, над временем и пространством. Каково же состояние мироздания в момент причастия, думал я, если даже от простого созерцания иконы пошатнулось время. Все ангелы, всякая тварь бессловесная, звёзды и галактики рукоплещут человеку в момент соединения его со Христом, в момент даже самой маленькой и простой молитвы. Мне вдруг показались смешными древние споры учёных о том, что вращается и вокруг чего – Солнце ли вокруг Земли или наоборот. Да что там Солнце, вся Вселенная вращается вокруг Земли, подумал я, потому, что здесь живёт человек, потому что это я могу произнести «Господи, помилуй» и вся материя остановится. Остановятся пульсары, квазары, чёрные дыры, всякая тварь перестанет стенать и замрёт в надежде на спасение, потому что человек возвращается на родину, домой, к любящему Отцу.
22.11.2011