Сергей Бондарчук

Владимир Плотников-Самарский
Грани и кадры

25 сентября 1920 - 20 октября 1994
Заслуженный артист РСФСР (1950). Народный артист СССР (1952). Герой Социалистического Труда (1980). Заслуженный деятель культуры ЧССР. Член Союза кинематографистов СССР.

Премии:

Сталинская премия первой степени (1952) — за исполнение главной роли в фильме «Тарас Шевченко» и роли Сергея Тутаринова в фильме «Кавалер Золотой Звезды» (1950).
Ленинская премия (1960) — за фильм «Судьба человека» (1959).
Награда американской киноакадемии «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке» (1968) — за фильм «Война и мир».
Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1977) — за фильм «Они сражались за Родину».
Государственная премия УССР имени Т. Г. Шевченко (1982) — за исполнение роли кардинала Монтанелли в художественном фильме «Овод» (1980).
Государственная премия СССР (1984) — за фильм «Красные колокола».

Ордена:

Два ордена Ленина (1967, 1980), Орден Октябрьской Революции (1974), Орден Трудового Красного Знамени (1970), Орден Отечественной войны 2-й степени (1985).

Медали:

- МКФ в Карловых Варах (1952, Премия актёру, фильм «Тарас Шевченко»);
 - МКФ в Локарно (1959, Главный приз, фильм «Судьба человека»);
- МКФ в Москве (1959, Большой приз, фильм «Судьба человека»);
- МКФ трудящихся в ЧССР (1959, Особый главный приз, фильм «Судьба человека»);
- МКФ в Акапулько (1965, Гран-при «Золотая головка Паленке», фильм «Война и мир»);
- МКФ в Венеции (1965, Почетный диплом, фильм «Война и мир»);
- МКФ в Москве (1965, Большой приз, фильм «Война и мир»);
- Конкурс Японской ассоциации любителей кино «Роэй» (1966,  «Жемчужный приз» за лучший фильм года, фильм «Война и мир»);
- Ассоциация кинокритиков Нью-Йорка (1968, Первый приз лучшему иностранному фильму года, фильм «Война и мир»);
- Премия «ОСКАР» Американской академии киноискусства (1968, За лучший иностранный фильм, фильм «Война и мир»);
- МКФ в Карловых Варах (1970, Спец. приз, фильм «Судьба человека»);
- МКФ в Джорджтауне (1976, Почетный диплом, фильм «Судьба человека»);
- МКФ в Карловых Варах (1976, Приз, фильм «Они сражались за Родину»);
- ВКФ (1979, Приз за лучшую мужскую роль, фильм «Отец Сергий»);
- МКФ в Карловых Варах (1982, Приз «Хрустальный глобус», фильм «Красные колокола. Ф. 1-й: Мексика в огне»);
- МКФ в Ташкенте (1982, Приз Союза журналистов СССР, фильм «Красные колокола. Ф. 1-й: Мексика в огне»);
- МКФ в Ташкенте (1982, Приз Союза журналистов СССР, фильм «Красные колокола. Ф. 2-й: Я видел рождение нового мира»);
- ВКФ (1983, Приз оргкомитета, фильм «Красные колокола. Ф. 1-й: Мексика в огне»);
- ВКФ (1983, Приз оргкомитета, фильм «Красные колокола. Ф. 2-й: Я видел рождение нового мира»);
- МКФ славянских и православных народов «Золотой Витязь» (1992, Приз «За выдающийся вклад в славянский кинематограф»);
- МКФ в Москве (1995, Приз «За выдающийся вклад в мировое кино XX века»).

Монументальность и красота, плавные, но могущественные, как сдвиги земной коры. И трудно отделить режиссера от актера. Кажется, в своих ролях не своих фильмов Сергей Федорович режиссирует не только чужой характер, но и монтирует фон, озонирует микроклимат.

В своей же режиссуре он конструирует все не свои роли, структурирует динамику всех отношений и связей, и этот архисложный лабораторный опыт неожиданно завершается великим результатом. После чего коллеги гадают: как получилось, где формула?

Если оставить за скобками непростую историю "Тихого Дона", то все остальное отмечено громадным талантом и, временами, гением. И немодно радикальные «Красные колокола» в том числе. Это же эпическая монументалистика. Вспомните, кем был Сикейрос? Да и куда Джону Риду без латиноамериканских аллюзий?

Впрочем, формально камерные «Судьба человека» или «Степь» - по сути, народный эпос не меньшего калибра, чем «Война и мир», «Ватерлоо», «Они сражались за Родину» и «Борис Годунов».

В то же время самые необъятные его полотна состоят из тысяч камерных мозаичных крупинок, и каждая «эпизодинка» самоценна и неприкосновенна.

Это был ренессансный творец в нашем кино, что, не без скрипа, осознают даже зоилы и ненавистники.


Факты биографии (по материалам сайта «Кино-Театр.Ру»)

Родился в Белозёрске (ныне Херсонская область, Украина). Окончил среднюю школу № 4 в Таганроге в 1938 году. Учась во второй школе города Ейска, посещал театральный кружок. Актёрскую карьеру начал в Таганрогском драматическом театре (1937). Учился в Ростовском театральном училище (1938-1941).  В 1941-1942 годах служил актёром в Театре Красной армии в городе Грозном. Участник Великой Отечественной войны. Окончил актёрский факультет ВГИКа (1948, мастерская С.А. Герасимова). Дипломная работа — роль Валько в фильме «Молодая гвардия». С 1971 года — руководитель актёрской мастерской ВГИКа, с 1974 года — профессор. 
В конце 1940-х годов его супругой стала актриса Инна Макарова. В этом браке 10 мая 1950 года родилась дочь Наталья, ставшая впоследствии актрисой и режиссёром. В 1959 году Сергей Фёдорович женился на актрисе Ирине Скобцевой. В этом звёздном союзе родились двое детей: дочь — актриса Алёна Бондарчук, сын — актёр и режиссёр Фёдор Бондарчук.

Был недюжинным сценаристом.

Исполнил ведущие роли в фильмах: бунтовщик Прокофьев («Адмирал Ушаков» и «Корабли штурмуют бастионы» 1953-54), Гармаш («Об этом забывать нельзя» 1954), Ершов («Неоконченная повесть» 1955), Отелло («Отелло» 1955), Дымов («Попрыгунья» 1955), Иван Франко («Иван Франко» 1956), Крылов («Шли солдаты» 1958), Соколов («Судьба человека» 1959), Назуков («В Риме была ночь» 1960, Италия), Коростелев («Сережа» 1960), Безухов («Война и мир» 1965-67), Мартин («Битва на Неретве» 1969, СФРЮ, ФРГ, Италия), Астров («Дядя Ваня» 1970), Ивенс («Молчание доктора Ивенса» 1973), академик Курчатов («Выбор цели» 1974), учитель Степанов («Такие высокие горы» 1974), Звягинцев («Они сражались за Родину» 1974), охрипший певец Емельян («Степь» 1977), Бредвери («Бархатный сезон» 1978), отец Сергий («Отец Сергий» 1978), Монтанелли («Овод» 1980), Годунов («Борис Годунов» 1986), генерал Токаренко («Случай в аэропорту» 1987), Селим («Битва трех королей» 1990, СССР, Марокко, Испания, Италия), боярин Дружина Морозов («Гроза над Русью» 1992, Украина), генерал Краснов («Тихий Дон» 1992-2006).

Занимался дубляжом: «Пошехонская старина», «Журавушка», «Султан Бейбарс» и др.






В связи с существенным изменением текста статьи, ниже добавляю рецензии на прежний, миниатюрный, вариант:

Рецензии
Написать рецензию

Могучий был мужик! И режиссер - от Бога, и актер - незаурядный!
Как-то встречал его, лет уж не помню сколько назад, на крыльце Центрального телеграфа. С.Ф. был в смокинге, с бабочкой, жена рядом, тоже в вечернем платье...
Жаль, что Титаны уходят с этой грешной земли, а кто остается?..
Спасибо большое за материал и память!
Жму руку!
С уважением,

Игорь Лебедевъ   23.09.2011 14:12   •   Заявить о нарушении правил / Удалить

Добавить замечания
Игорь, благодарю - такие "мини-памятки" дороже дорогих и роскошных рецензий (на кои младые внимания не обращают, не понимая, что аткое СФБ).
С уважением! Большой творческий привет!

Владимир Плотников-Самарский   23.09.2011 14:49   Заявить о нарушении правил / Удалить
Добавить замечания


Рецензия на «Сергей Бондарчук» (Владимир Плотников-Самарский)

Ну почему же. Мне кажется, сын все же талантливее "Тихого Дона". Уж на фоне многих его нынешних коллег - точно. Все-таки кровь гения.
Но действительно интересно пересмотреть сейчас "Красные колокола", насколько они искренни сейчас.

Сергей Гусев 27   17.09.2011 15:26   •   Заявить о нарушении правил / Удалить
Добавить замечания

Сергей, я совершенно согласен. Федор очень даровит, все портит вот эта новобарская манера и ныряния в пошлую ток-шоумуть. Спесь и от Н. Михалкова многих оттолкнула.
"Красные колокола" я смотрел неавно. Смазанней и наивней смотрятся: время, новые зннаия! Но вещь сильная, несмотря на многое. Не то что "Степь" - эта классика без яких, устрению не подвержена.
У меня до 3000 фильмов (в т.ч. все шедевры совкино), специально сачивал и тематически формировал свою ДВД-теку, дабы не зависеть от канальных начальиков тле-каналий.
Творческий привет!

Владимир Плотников-Самарский   18.09.2011 19:12   Заявить о нарушении правил / Удалить
А что Фёдор снял талантливее отцовского ТД ?? Снимает такую же байду, что и отец снял под конец жизни.

Сергей Жуков 2   20.09.2011 12:11   Заявить о нарушении правил / Удалить
Ну почему же. Например, Девятая рота, особенно по сравнению с той мерзостью, что снимают сейчас о ВОВ, хороший фильм. Да, не без вопросов, но за него не стыдно. Думаю, что беда в том, что художник творит так, как дает возможность время. Именно поэтому было великое советское кино, и маловразумительное нынешнее.

Сергей Гусев 27   23.09.2011 13:18   Заявить о нарушении правил / Удалить
9 рота есть убогий боевичок. Во первых, не отражающий действительность жизни и службы Советской армии в описываемый период, во вторых реалии афганской войны и в третьих - грубо искажающий конкретную историю, на основе которой снят фильм. Это ничем не отличается и равно мерзости в сегодняшних фильмах о ВОВ. Идиоты командиры, психопаты инструкторы, забытая рота, абсурд службы, полное раздолбайство. Чем это лучше героев-уголовников, зверей-особистов и забрасывания немцев трупами козлами-командирами-партийцами? )))

Сергей Жуков 2   24.09.2011 09:05   Заявить о нарушении правил / Удалить