Почему пустые делянки засевают саженцами-мигрантам

Юрий Красавин
ЁЛОЧКИ-СОСЕНОЧКИ или ЛЕС ПО ДЕРЕВУ ПЛАЧЕТ

Производственная база ООО «Леспром» расположена на окраине посёлка Хвойная. Здесь, как и на любом лесопильном производстве, видны кучи горбыля, штабеля бревен, кипы струганых досок, но наше внимание было приковано к небольшому, на четыре сотки, дворику, где директор малого предприятия на четыре десятка рабочих мест Александр СЫРНИКОВ выращивает сеянцы.

Это совершенно новая и необычная функция для лесопользователя. Согласно заработавшему в 2007 году новому Лесному кодексу восстанавливать лес должны теперь сами арендаторы лесных делянок,  то есть те, кто выиграл по конкурсу билет на их вырубку.

Можно долго спорить на счет того, правильное ли решение сделал законодатель, доверив волку стеречь овец, но вот уже пятый год страна живет по новому порядку, и тут ничего не попишешь. Принятые в 2010 году поправки в Лесной кодекс мало что изменили.

Не хочу, но буду

Александр Сырников не хотел встречаться с корреспондентом, и лишь по нашему настоянию показал участок, где он, предприниматель с высшим лесохозяйственным образованием, выращивает посадочный материал для себя и для других предприятий лесного комплекса. Только в Хвойнинском районе насчитывается с десяток таких же, как он, арендаторов, а по региону их более двухсот. И вот в такой армии вырубающих новгородский лес бизнесменов с трудом находится один, кто четко выполняет все договорные обязательства по лесовосстановлению.

Почему Александр Валентинович не хотел встречаться с прессой? Потому, что не считает это чем-то выдающимся. «Неправда, что я один. Знаю  предпринимателей-лесников в Чудовском, Марёвском районах, и у них тоже неплохие результаты», — говорит он. Скромничает.

Лесовосстановительные мероприятия на территории региона охватывают площадь в 10 395 га, из них 4 350 га — это искусственное  лесовосстановление, на остальных площадях лес должен вырасти естественным образом

Вырастить саженец дерева хвойных пород, а в новгородских лесах принято высаживать в основном ёлочки и сосёночки как наиболее ценные и быстро растущие породы деревьев, — непростая задача. Урожай на семена  случается в лесу раз в семь лет. Важно вовремя его собрать, сохранить, обработать. Сеянцы после высаживания требуют несколько лет ухода перед тем, как станут готовыми к посадке. При надлежащем уходе до высоты саженца, то есть 20 см, они растут около 5 лет.

На участке у Александра Сырникова — кучи торфа, по рядам протянута система полива собственной разработки. Тут частый гость — сын директора Иван Сырников. У него также высшее лесохозяйственное образование. И вообще предприятие с простым названием «Леспром» семейное, потому что и жена директора работает тут же — бухгалтер и менеджер в одном лице.

На сравнительно небольшом участке Сырниковы выращивают до 1,4 млн. штук сеянцев, миллион из которых пойдет на продажу в другие лесные хозяйства Хвойнинского района и за его пределы.

Саженый дефицит

В комитете лесного хозяйства и лесной промышленности области начинания хвойнинского лесопромышленника только приветствуют и называют хорошим примером.

— Непонятно, о чем думают арендаторы, ведь по закону участвовать в восстановлении лесов им всё равно придется, —  говорит начальник отдела по работе с лесопромышленным комплексом Сергей РОДИН. — Теперь порядок таков, что за собой надо не только убрать, но и оставить всех в уверенности, что лес на спиленной делянке восстановится.

За вклад в лесовосстановление и выращивание посадочного лесоматериала хвойнинский предприниматель Александр Сырников представлен к награждению знаком «1150-летие зарождения Российской государственности»
Сказать, что с внедрением нового Лесного кодекса государство отстранилось от задачи сохранения и восстановления русских лесов, как это пишут во многих изданиях, будет неправильно. Все же 1 806 га — это госзаказ на посадки в лесных угодьях области. Но большую часть —  2 404 га — должны засеять сами арендаторы. Обе ответственные за это стороны — государство и лесопромышленники — справились с заданием в этом году на  97%. В основном лесопосадки производятся весной, но если кто-то не успел, можно продолжить осенью, чем сейчас и занимаются в Чудовском, Любытинском и некоторых других районах.

К сожалению, примеров, когда арендаторы сами выращивают посадочный материал, крайне мало. Многим кажется: легче его купить. Известно, что в Боровичском лесхозе выращивают сосны, а в Демянском, Марёвском, Чудовском, Крестецком и Поддорском — ели. Практически в каждом муниципальном районе есть предприятие, где можно саженцы приобрести.

Другое дело, в регионе они стали дефицитом. По информации заместителя председателя комитета лесного хозяйства Анатолия БЕГИШЕВА, в регионе остро не хватает около двух миллионов штук саженцев хвойных деревьев. Это примерно шестая часть от всей потребности. Понятное дело, что в такой ситуации арендаторы начинают искать посадочный материал на стороне: в Ленинградской, Псковской областях и даже в Белоруссии.

Налетай, где дешево!

В минлесхозе Республики Беларусь уже бьют тревогу. На официальном сайте ведомства разместили информацию-предупреждение о том, что разруха в лесном хозяйстве России вынуждает россиян использовать нерайонированный посадочный материал из Белоруссии. Таково вот международное эхо после принятия нового Лесного кодекса. Его критики, кстати, пишут в Википедии, что из 83 тыс. человек Гослесоохраны лесхозов  оставлено 680 лесных инспекторов в составе Росприроднадзора. Таким образом, мол, «разрушена существовавшая до этого система органов лесного хозяйства и государственной лесной охраны». В Белоруссии же, как известно, во многом предпочитают действовать по-советски, поэтому и агросектор, и лесное хозяйство в значительной мере субсидируются государством, а потому и цены дешевле.

Использование нерайонированных семян и сеянцев древесных пород для лесовосстановления широко практиковалось в далеком прошлом, но во многих случаях привело к плачевным результатам: ёлки вырастают желтыми, сосны кривыми. В результате чего от такой практики в конце 70-х годов и решено было отказаться.

Как пояснили в комитете лесного хозяйства, главном ответственном органе за состояние новгородских лесов, для Новгородской области подходят только те сеянцы и саженцы, что выращены в Витебской и Гомельской областях, то есть географически наиболее близких к нам.

В управлении Росприроднадзора по Новгородской области корреспонденту «НВ» действительно подтвердили факты эмиграции растений в регион. Виктор ГРИГОРЬЕВ, начальник отдела по надзору за особо охраняемыми природными территориями, сообщил, что ему при проверках доводилось встречаться со случаями, когда предприниматели завозили посадочный материал из-за границы.

— Всхожесть белорусских сеянцев, как мы наблюдали, была хорошей, и мы ничего не могли сказать против, но, по нашему убеждению, лучше всего было бы выращивать саженцы самим, — считает Виктор Владимирович. — Потому что своё, оно всё же ближе нам и роднее, а следовательно, более надёжно. Конечно, надо заниматься и селекцией, искать научный подход к тому, как нам лучшим образом обустроить леса.

Кстати, 56 га лесопосадок, произведенных новгородскими предпринимателями в этом году, забракованы. Арендаторам придётся исправлять ошибки. Так что погоня за дешёвым материалом может привести к тому, что скупой заплатит дважды.

Опубликовано также: http://novved.ru/ekonomika/3590-les-po-derevu-plachet.html