Слова

Сергей Михалев
Нет, Россию и правда, умом не понять. У меня есть кум, сам крещенный, сына своего окрестил, но при этом в Бога не верит. Мы сидим за столом и, как водится, спорим «за советскую власть». Случалось уже, когда наши споры едва не переходили в мордобой. Но несмотря на это, кум снова и снова пытается доказать мне, что социализм лучше капитализма.
Собственно, я тоже долгое время так думал. Иначе чего бы я вступил в КПСС в девятнадцать лет. Но шло время, и от моей убежденности не осталось и следа. Мне было непонятно, зачем была расстреляна царская семья. Мне было непонятно, зачем раскулачивали крестьян. Даже из рассказов своего отца я помнил, что раскулачивали тех, кто умел и любил работать. Мои деды, которых я никогда не видел, имели по три-четыре лошади, по табуну коров, отаре овец. А отец мой держал одну корову. И когда мама умерла и он продал ее, то уже через некоторое время изрек: «Вот дурак, всю жизнь на нее горбатился». 
Что говорить обо мне? Мне и в голову никогда не приходило завести скотину. А ведь мои предки были крестьянами и по отцовской и по материнской линии. Все это было убито советской властью.
- Если бы не советская власть, ты бы получил образование? Закончил бы ты МГУ, если бы не Советская власть? - Наливая себе в рюмку водки, строго вопрошает меня кум.
- Советская власть что, за меня экзамены сдавала? - Тоже жестко отвечаю я. - Готовился, учился хорошо. Вот и поступил.
Тут конечно, не вся правда. Готовился я конечно старательно, но всего выучить мне не удалось. И когда после Армии и двух лет работы на заводе сдавал экзамен по истории КПСС, то НЭП расшифровал как Новый Экономический Подъем, который был Новой Экономической Политикой. А преподаватель сделал вид, что не заметил моего незнания и стал задавать вопросы обо мне, о моей работе на заводе. Позднее, когда я после окончания МГУ встретил незабвенного Анатолия Демьяновича Чернева и попросил прощения за свое незнание, он улыбнулся и сказал:
- Ты, ведь, Михайлов, знаешь теперь, что такое НЭП?
- Знаю конечно.
- А МГУ ты окончил?
- Да, с «красным» дипломом.
- Значит, не ошибся я, когда поставил тебе «отлично»? Учиться ты смог, и окончить смог. Это ведь главное.
И вот кум мои знания-незнания, мои успехи и победы - все приписывает социализму.
- Ты бы на какие деньги учился, не будь социализма?
- А мне социализм деньги не платил. Я работал на трех работах и учился.
- Значит, учеба пострадала, потому что ты не мог учиться и работать в полную силу. Я когда учился, тоже на работу устроился. Поработал три месяца и вижу, что отстал от ребят.  Пришел на начертательную геометрию, все решают задачи, а я не могу рассчитать нагрузку на балку.
- Бросил работу? - Пытаюсь я вернуть беседу в мирное русло.
- Нет, не бросил. Стал упорнее заниматься.
- Ну, значит, можно и учиться и работать. Ты ведь с отличием институт закончил.
- Чего ты передергиваешь? Я что, про свою учебу говорю? Я говорю, что без советской власти ничего бы из нас не получилось.
- Ну, почему бы не получилось?
- Потому что сегодня не на что было бы учиться.
- У меня есть два племянника из Таштагола. У них отец — радиомонтажник на заводе.  Денег нет. Ребята приехали в Москву, поступили в Институт управления, учились и работали. Оба закончили, открыли свою фирму и живут в Москве.  Без советской власти дело обошлось.
- Ничего путнего из этого не выйдет. Что они там выучили, если вместо учебы на работу ходили?
- Боря, ты ведь только что рассказал, что сам работал и тем не менее выучился. Где логика?
- А вот где. Никому дела до Родины нет. Мы как пели? «Раньше думай о Родине, а потом о себе». А теперь что поют?
- Что поют?
- Да срам всякий поют.
Тут с кумом нельзя не согласиться. Что верно, то верно. Песни нынче не образец.
Кум наливает себе очередную рюмку.
- За заветы предков, - говорит он, выпивает и крякает.
- Всяк выпьет, да не вся крякнет, - задержав дыхание произносит он.
Раньше мы выпивали вместе. Но пять лет назад я пить прекратил, и теперь кум пьет один. Вернее, без меня. Сегодня с нами сидит его дальний родственник и мой тезка Сергей. Мы даже родились с ним в один год и в одном месяце июле. 
Три года назад Сергей перенес инсульт, и говорит очень плохо. Потому больше он молчит. А когда что-то пытается сказать, то долго ищет подходящее слова, и когда не может найти его, то резко и громко говорит «Бл-дь». Через небольшую паузу он матерится еще раз и успокаивается. На этом запас слов его иссякает.
После этого за столом устанавливается пауза, но не надолго. Кум забирает у Сереги рюмку и наливает ее.
- Что-то ты сердитый, Серег? Может, не хочешь выпить?
- Почему... не хочу? - Говорит Серега. - Выпью.
У него на этот раз получается вся фраза. И даже без матерка. Ему бы вообще-то не надо было пить. Все же инсульт перенес человек. Но куму сейчас лучше не перечить.  А меня будто кто дергает.
- Кум, а ты знаешь, что Владимир Ильича в мавзолее дерьмом затопило?
Я намереваюсь рассказать историю о том, как по этому случаю один из священнослужителей изрек «По мощам и елей».  Но кум не дает мне рассказать историю и начинает откровенно кричать:
- Ты был в мавзолее? Ты видел, на каком постаменте стоит гроб? Как его может затопить? Сколько надо дерьма, чтобы затопить такое помещение?
Похоже, он знает про мощи и елей и не хочет слышать это еще один раз.
- Нынешние дерьмократы  готовы все, что можно, дерьмом затопить.
- Так ведь это при советской власти было.
- Да не было этого. Специально придумали, чтобы ничего святого не оставить.
- А причем тут святое? Неужели ты  Ленина святым считаешь?
- Да считаю.
- Это же как надо перепутать все в голове, чтобы человека, который в Бога не верил, устроил гонение на церковь, считать святым. Он не только не святой, он сатана, безбожник.  Как же он может быть святым?
Кум умолк. Мне кажется, он впервые задумался над словом святой и увидел, что он придавал ему совершенно неверное значение. А я подумал, что наша жизнь устроена так, что при полном неверии человек не сможет обойтись без терминологии, утвердившейся за сотни лет. Очень хороший человек — святой. Плохой человек — исчадие ада. Слава Богу — слава КПСС.
Это же надо, коммунисты позаимствовали у церкви немало слов, применив их в своих целях и фактически дав им новые значения. Вот и слово «святой» было украдено из церковного лексикона и получило совершенно новое значение. Причем, не противоположное, что бросалось бы в глаза, а параллельное.  Вот уж поистине верно, остерегайтесь чуждого учения, говорил апостол Павел.
Какое-то время мы сидим молча. Серега попытался что-то сказать, но у него снова получилось только «бл-дь» и «мать вашу». И мы снова сидим. Я немного рад своей победе, но совсем немного, потому что мне не нравится, что мы с кумом спорим и не нравится, что позиции наши кардинально расходятся. Ну, казалось бы, чего тут хитрого? ВВП государства либо включает в себя бесплатное образование либо нет. И если включает, то нагрузка ложится на все общество. Если не включает, то только на тех, кто учится. Но ведь и в том и в другом случае бесплатное образование — это не подарок Ленина и Сталина, а подарок моих родителей, которые зарабатывали это бесплатное образование. Но почему-то мы никак не можем понять друг друга. Впрочем, попробуй-ка поспорить с человеком, который влил в себя уже почти литр водки.
- Ренегат ты, Михайлов, - начинает вежливо кум. - Ты отступил от идей социализма и погряз в болоте капитализма.
- Ага, это ты в болоте капитализма, значит, семь лет зарплату получал, - говорю я.
Дело в том, что кум работал у меня семь лет в частном предприятии. Работал, надо сказать, отлично. Приходил рано, ничего не забывал, с подчиненных требовал строго и сам ничего не забывал.
- А что я за просто так деньги получал?
- Не за просто так, но ведь получал.  Шел бы на социалистическое предприятие. Так ведь ко мне попросился.
- Ваши дерьмократы развалили все предприятия.
- Ну, «Серп и молот», на котором ты работал, сохранился. Тебе, однако, не захотелось работать там за 20 тысяч и ты попросился ко мне на 40. Боря, социализм это не такой уж рай, как ты представляешь.
Вот ведь снова слова. Рай и социализм, погубивший миллионы. Ну как можно их сравнивать?
- Да без социализма ты бы сейчас за сохой ходил, а ты университет закончил, - включается в разговор кума Нина.
- Для бестолковых повторяю еще раз. Я его...
Тут кум меня обрывает:
- Ты кого бестолковым называешь?
- Да это же крылатое выражение..,
- Нет, ты кого бестолковой назвал?
- Боря, ну чего ты?
Но кум покраснел от злости и закусил удила. 
- Ты кого бестолковой назвал? Ты мою жену бестолковой
назвал.
Да, создал я ситуацию. Еще немного, и в ход кулаки пойдут.
- Хорошо, - иду я не попятную. - Ты стреляться хочешь? Или тебя извинения устроят?
- Устроят, - неожиданно миролюбиво говорит кум.
- Извини. Я не хотел никого обидеть.
Делая вид, что «проехали», кум весело начинает вспоминать, как днем мы ходили на рыбалку. Но беседа не клеится. Серега ушел спать.
Утром я уезжаю домой. Кума вышла проводить.
- Счастливого пути.
- До свидания.
Я жду кума. Его нет. Обиделся, наверное. Зря я ему про работу сказал. Но сказанного не вернешь. Не зря написано, не то грех, что входит, а то, что выходит. А что выходит? Слово. Вот ведь как не просто. Сказано «Вначале было Слово и Слово было Бог». И  таким же словом грехи обозначаются. Эх грехи-грехи. 

Сентябрь 2011.