Моя вечерняя заря, не угасай ещё немного

Нелли Мельникова
(Размышления при чтении последних Гундаревских стихов в «Ниве» №7 2012 года).

Я прочла их несколько раз: один раз - « ДО» и многажды «ПОСЛЕ».  Стихи получились в чём-то разные. Во всех прочтениях « ПОСЛЕ», стихи звучали глубже, многослойнее, под флёром светлой грусти, с воспеванием того, без чего поэт жить не мог,  с предчувствием…  Это чтение постепенно продвигает в глубины души, раскрываемые мало и редко, да и так завуалированно, что требовались особые усилия, много душевного труда, чтобы  спуститься на тот глубинный уровень, который только и даёт правильное понимание и уразумение.
Прости нас ПОЭТ и МЭТР!

Колоритен, лобаст, интеллигентен с небольшой окладистой бородкой и «сатирическими» складками лица, вечной трубкой и темных очках, позволяющих скрывать многое…Вглядишься – истинный Жюль Верновский  Жак Паганель.
Свою, как теперь оказалось, последнюю подборку стихов в «Ниве» Гундарев озаглавил строкой заключительного стихотворения: «Я брал слова у неба и земли…». По ощущению – не то, чтобы брал, скорее, они ему их дарили. За исключением нескольких стихотворений, автор уложил свой цикл ровно в 2011год, будто спешил, боялся, что времени больше не будет. Очень тёплое, доброе стихотворение уже несёт на себе неясную, но ощутимую, ностальгическую печаль: «Мне было жаль с тобою расставаться…». Не хотелось в 2012: «…будущность ещё не наступивши, /Уже сегодня тяготит меня…»

Желанное

Усталость от стремительной, размеренной жизни города и своих важных и вовсе нелёгких обязанностей, а отсюда и желание: «Махнуть, и разом отрешиться/ От сутолоки городской.
Настроение и весь словарный выбор (вставать,позёвывая,чаёк пошвыркивая, да так, чтоб пот с лица ручьём. Калякать с самоваром, синичек угостить зерном...) так и подбивает поставить в заголовок щемящей нежности строки:
 «Как очистительные слёзы
Сквозь поредевшую листву
Роняют светлые берёзы
С ветвей на жухлую листву.
Тот же мотив  тоски по сельской тишине в стихотворении
«Сельское утро»
Хорошо в деревне летом!
Только это снится мне.

1. Тем же глубокозавуалированным методом признаётся автор  в стихотворении: «Не делаю я культа из еды...» в том, что самая желанная пища для него, аппетит к которой неутолим -  ПОЭЗИЯ! Как это ( для поэтов вовсе не случайно!) перекликается со стихами Нурлана Оразалина:
Какой бы ни была изменчивой  судьба,
Поэзия меня на миг не покидала.
«Несчастный! – скажешь ты,-
                Она сильней тебя!»
«Счастливый! – я скажу –
                Она не предавала!»
Чудный, полный чуть печального юмора рассказ-«ножницы» между желаемым, и невозможным. Мечты, мечты... увы, маниловские.
«Ты моя восточная заря» – такая тонкая, полная тихой печали лирика о роли человека в Бытии, что даже  повседневными словами и  прикасаться не решаешься.
А вот ещё прелестнейший экземпляр философских рассуждений, но так тонко, плотно соединённых с высокой поэзией,что заставляет активно включаться сердце, уводя философию на второй план, позволяя ей лишь в конце стиха, как пробке из шампанского, выстрелить краткой, но горькой правдой:
«Листву собой обнимая,
Чтоб не помять –слегка,
Сады зацвели в мае,
.................................
И женщина расцвела.

«..................................
«...Природа бывает зла:
Сады опять зацветали,
Но женщина – отцвела.

Рассматривая, как под лупой прекрасный, колоритный портрет автора (увы...ушедшего так непростительно рано), я не случайно упомянула о  «сатирических» складках...Поэзия Гундарева не только лирична и философична, она полна незлобивой иронии, самоиронии, острой шутки, великолепной, лёгкой, полетной игры словами, фразами, понятиями. В ней море метафор, аллегорий, элементов басни...
Метаморфозы любви.
Эти два  шуточные диалога имеют, на мой взгляд, два толкования: постельная сцена (причём, Автор обходится без каких-либо элементов пошлости) супругов в разные годы их супружества или... это «одномоментно» - здесь и сейчас, но «до» и «после.

А уж  блестящую игру слов дадим отдельной строкой, отметив, как бы она ни была блестяща, ярка и остроумна, она всё же не цель, а средство, применённое более,чем удачно:
Не всякому оперу
По нраву слушать оперу.
И в Париже опера
Ходят не в Гранд-Опера.

«.............................
«..........................
Эпоха тоталитаризма
Померкла вдали, -
Мы в эру татулитаризма
Теперь перешли.
Менее удалась шутка-издёвка о тлетворности шоу в перекличке с обожаемым подлинным Бернардом Шоу, хотя сама задумка великолепна. Не очень вписалась в изящное письмо Автора простовато-грубоватая шутка о простоте и простате.За то Алкин Галкин  - искусник рулад (как и скворец)  - находка вне конкурса; звучна, звонка и современна!
Есть в подборке ряд стихов, о которых говорить излишне, их нужно просто прочитать: «Три поцелуя», «Недоумение обывателя»...
И, наконец, «Моим читателям»  - благодарственно-предчувствующая песнь прощания...
А мы, сегодняшние, удивлённые, шокированные, пришибленные Его внезапным уходом из нашего мира, ещё долго будем возвращаться к Его умным, талантливым строкам, находя в них всякий раз новое, упущенное ранее и, вспоминая В. Жуковского, шептать:
 «Не говори с тоской: их нет,
 Но с благодарностию: Были.»