Автор этой байки ни в коем разе не ставил себе задачей «перешибить» известное классическое произведение. Однако же, в отличие от глубоких аллегорий Николая Васильевича, в ней затрагивается вполне материальная сторона – ушибленные (перешибленные) десятки тысяч носов танковых наводчиков.
Если посмотреть на эволюцию внешнего вида танков, то прежде всего обращает на себя рост длины ствола пушки и увеличение ее калибра, тогда как о других, «внутренних», свойствах танков можно только прочитать: как совершенствуется броня, что нового появляется в подвеске и т.п.
Таким, но не столь внешне заметным фактором развития танкового оружия, давно стало повышение дульной энергии танковых пушек. Чтобы не выломать при выстреле цапфы, на которых пушки устанавливаются в башне, конструкторами предусматриваются специальные тормозные устройства, снижающие нагрузки на эти узлы за счет постепенного гашения этой энергии. Однако как бы они не старались, незначительная допустимая в башне длина отката (буквально в несколько десятков сантиметров) приводит к необходимым усилиям торможения до 80 тс (для тех, кто уже не воспринимает «тс» - это почти один меганьютон).
Металл эти усилия держит, десант на внешней броне - уже нет, а носы наводчиков продолжают травмироваться. Не последнюю роль в этом деле играет импульс первоначального воздействия: он весьма велик и определяется временем покидания снарядом ствола. Для современного подкалиберного снаряда оно составляет около 10 миллисекунд, когда никакие тормозные устройства еще не вступили в действие, а окулярная часть прицела, закрепленная на рессорном подвесе к крыше башни, начинает совершать свое непредсказуемое перемещение. Былые традиционные рекомендации молодым наводчикам с течением времени как-то растеряли свою эффективность.
Еще в конце 60-х начале 70-х годов прошлого века в научно-исследовательской лаборатории ВАБТВ (НИЛ 109) попытались исследовать эту проблему. Они предположили, что осуществив достаточно жесткую связь окулярной части прицела с сиденьем наводчика, можно значительно снизить травматизм при стрельбе из пушки.
Практическую проверку произвели на массовых для тех времен танков с шарнирными прицелами типа ТШ: как принято говорить, эффект превзошел ожидания. Мало того, было отмечено заметное - в пределах опыта - повышение вероятности попадания (на 10…15%) , что могло быть следствием более стабильного положения глаза относительно оси окуляра, отклонение от которой могло перемещать прицельную марку на местности до 1 ду (так называемый, допустимый производственный параллакс – непопадание баллистической сетки в фокус прицела).
Вместе с тем, такое предложение приводило к заметным трудностям в практической его реализации из-за значительных накладок на удобство работы наводчика. Предложение требовало глубокой проработки конструкции силами КБ танкового завода, особенно для новых танков с перископическими прицелами, и оценки возможности последующей реализации его для парка уже выпущенных машин при плановом капитальном ремонте на заводах Управления начальника танковых войск МО.
Согласование этих вопросов затянулось и, в связи с очередным сокращением и принципиальной перестройкой Научно–танкового комитета, а также перетасовкой его специалистов, когда была потеряна и определенная преемственность в проводимых работах.
Вряд ли сейчас эта проблема кого волнует, когда достигнуто полное отчуждение армейских проблем от заказчиков военной техники.