Лебеди

Анаркали
   Они поначалу долго кружились над еще сонной, забытой Богом маленькой деревушкой, но с такими прекрасными уютными ставками-прудами, которые просто утопали в высоких зеленых зарослях. Пара словно не искала, и не выбирала, а просто вспоминала, где им было лучше всего... Наконец они спустились на тихую заводь самого непроходимого  болотистого Гораного ставка, так величали этот пруд деревенские жители. С юга и с севера  его обступали высокие холмы, а с востока - небольшое раскидистое возвышение, похожое на величественные горы. Отсюда и название - Горы, где некогда поселились люди и вырыли внизу под горами на маленькой речушке этот пруд... С гор-возвышения он казался сказочным, со всех сторон окруженный холмами с поросшими на них елями и петляющей маленькой тихой речушкой с изумрудными берегами.
  Люди, увидевшие утром пару лебедей, поселившихся на их пруду, восприняли их с грустью и радостью. В конце зимы именно здесь, в болотистых топях, где сейчас плавают эти царственные птицы, утонуло двое близнецов дошкольного возраста - мальчик и девочка. В тот день ничего не предвещало беды. Зима заканчивалась и наконец то появилось теплое раннее солнышко. Брат и сестра, живущие неподалеку пруда, решили как обычно покататься по последнему этой зимы льду. От солнца, все сильнее пригревающего в последние несколько дней, он начал таять и через день-два на лед нельзя было бы ступить. Зная это, малыши решили насладиться катанием и побежали по льду, скользя по его чистой поверхности и наконец добрались до самого глубокого, как потом оказалось, места. Кто знает, как там было на самом деле, но говорят, именно там кто-то незадолго до этого случая ловил рыбу и вырубил большую лунку-ополонку. Но как бы там ни было, мальчик, с разгону принявшись скользить по льду в этом месте, просто провалился и так быстро исчез, что его сестричка, бежавшая за ним, точно так же упала... и словно исчезла вслед за ним в какой-то неведомой глубине... Ни крика, ни зова, никто не услышал и только к обеду Катерина, их мама, спохватилась, где же дети... Оббежав немногочисленных знакомых, где могли быть ее дети, она забила тревогу. Кто-то видел, как они бежали на пруд, вот и возникло это страшное подозрение. Вскоре, набросав деревянных лестниц на тонкий лед, люди добрались до того места, где была ополонка, но так и ничего не увидели. Обыскали соседние лесопосадки и все, что еще могло дать надежду. Но дети, как в воду канули.Лишь спустя несколько недель, когда лед окончательно растопило, страшная картина предстала перед деревенскими жителями. Детей похоронили, а Катерина, до сих пор приходившая каждый день к ставку, словно тень, и вовсе лишилась сна. Рассказывали, она могла всю ночь просидеть на берегу, выглядывая своих детей. Имено она первая и увидела пару лебедей, а, может, это лебеди ее увидели и сели около нее на воду...
   Птицы поначалу сели на середину пруда и начали вести себя, словно жили они здесь всю свою жизнь. Потом они подплыли к берегу, поближе к Катерине, словно здороваясь со своей давней знакомой. Катерина, казалось от горя потерявшая все свои чувства, и сама удивилась такому поведению лебедей. Душа ее словно ожила и сердце будто подсказывало, что это ее маленькие приплыли с того мира, успокоить свою маму. Да и люди дивились такому поведению птиц ибо ни к кому они не приближались так близко, как только к Катерине. Сама она будто ожила и люди ее только и видели, что на берегу, недалеко от лебедей. Вскоре у лебединой семьи появилось три маленьких плавающих горячезолотых клубочка, которые росли прямо на глазах. А в середине осени и вовсе превратились в прекрасных царственных лебедей. Однажды как то недалеко прокричал лебединый ключ и лебеди, поднявшись над своим прудом, покружились и утлетели вслед за ним... Катерина всматривалась вслед лебединому полету и слезы сами по себе катились по ее исхудавшему лицу. Вдруг она заметила, как от лебединого ключа отделилась пара лебедей и полетела обратно - к ней,.. вернее, к пруду. Птицы сели и жизнь Катерины потекла как и прежде. Она приходила, кормила их, всматривалась в птиц, разговаривали с ними как со своими детьми. Увы, начались заморозки, а вскоре весь ставок покрылся льдом и только небольшая лунка все еще была убежищем для пары этих странных лебедей. Вскоре и вовсе зазимило, появился снег и более сильные морозы. Но люди, занятые повседневными заботами и привыкшие к птицам, что те живут сами по себе и как бы под опекой Катерины,  даже не обращали внимание на их нужды. Катерина кормила их и ожидала, когда морозы покрепчают, заберет их к себе в дом. Так оно и случилось бы, не будь птицы привередливее. Они ни по чем не соглашались оставлять свою лунку и ни на какие угощения и ухищрения Катерины не реагировали.
   Однажды среди ночи Катерину разбудил сон. Детские крики просили ее о помощи. Окончательно проснувшись, она услышала пронзительные лебединые крики. Она выбежала к ставку так быстро, как только могла, едва накинув на себя что было под руками. В лунном свете скованный льдом ставок искрился, переливался и посреди него билось, вырывалось изо льда две пары крыльев! Катерина бросилась к ним, видя перед собой не крылья, а детские ручонки, протягивающие и зовущие о помощи. Кто знает, как было на самом деле, но рассказывают, она подползла по льду к лебедям и провалившись под еще неокрепшим льдом, все-таки спасла птиц от ледяной смерти. Наверное понимая, что ей уже не выбраться самой, она закричала, разбудив в этой зимней звонкой тишине чуть ли не всю маленькую деревушку. На крики стали собираться люди. Уже стоял предутренний час, но не уступающая ночь и мороз быстро закончили эту грустную историю. Катерину спасти не удалось и только лебеди, перезимовав у кого то из селян, когда потеплело и лед расстаял, снова стали жить на тот же месте, куда некогда они сели и где трагически оборвалась жизнь Катерины и ее детей.
   В деревне поговаривают, именно прадед Катерины после революции 1917 года, в бытности,.. в те времена местный начальник, приказал снести старую деревянную церквушку. Настолько старую, что даже из старожилов того времени никто не помнил, кто ее строил и где золотил ее купала и кресты. Хотя поговаривали, ее строили во времена правления некоей Золотой орды, то ли в 12,.. то ли в 13 веке. Церковь стояла на одном из холмов, окружавший пруд-ставок. Среди высоких изумрудных макушек сосен и елей ее купола всегда так сверкали на солнце, будто это было не золото, а само солнце лучезарно улыбалось деревенским жителям и всем посещавшим церковь людям. И вот после приказа первым делом верхолазы сняли кресты, которые вопреки угрозам люди отобрали у приезжих и унесли к пруду. А потом на лодках \в те времена на ставке много плавало лодок\ перевезли кресты к тому самому глубокому и топкому месту и сбросили в воду, где сейчас и плавают лебеди. Вскоре власть имущие вызвали с райцентра подкрепление и вопреки плачу и крикам деревенский жителей, стали дальше разбирать стены церкви. Пригнанным специально для этого мощным трактором несколько раз пытались оторвать деревянные стены, на которые зацепили тросы. Но тщетно! Тросы рвались, стены не поддавались! Церквушка упорно продолжала стоять и начальник, прадедушка Катерины, ругаясь, подгонял и подхлестывал рабочих во что бы то ни стало стереть с лица земли это чудо деревянного зодчества. Только к ночи второго дня бригада рабочих закончила свое черное дело... Золотых куполов и крестов золотых не стало больше видно над макушками деревьев. И только каменный фундамент, словно грустное напоминание о тех временах, до сих пор стоит в окружении высоких сосен да елей... Да и еще история с лебедями напомнила деревенским жителям о какой-то вселенской несправедливости... Отчего ведь за содеянное зло в этом мире почему-то далеко не всегда отвечают те, кто его совершает...
                13.06.2012