Кажан памiрае по асобку аэропорты ХIХ века

Татьяна Ульянина-Васта
24 июля 1992 года, 10 лет тому назад, военный летчик российских ВВС подполковник Виктор Оськин совершил в небе Беларуси подвиг, за который он первым в истории российской Дальней авиации был удостоен звания Героя России. Он носил бы Золотую Звезду под номером 10, но, увы...

Экипажи разведчиков из Зябровки* реально "пасли" натовские корабли на Балтике и Севере.

 С дозаправкой в воздухе ходили и "за угол" (на Кольский полуостров). Работали по всему северо-западному театру потенциального противника, взаимодействуя с Ту-22К (носителями сверхзвуковых противокорабельных ракет Х-22) и Ту-22П (самолетами радиоэлектронного противодействия). Кстати, они наш самолет, зная его боевые характеристики, очень боялись.

Скоростенка у "шила" [военные летчики окрестили Ту-22 "шилом" - за характерную форму носовой части фюзеляжа] была 1.600 км/час. В бомбардировочном варианте Ту-22 имел бомбовую нагрузку в 12.000 кг!  Были бомбы и в ядерном снаряжении. Ракетоносец Ту-22К был вооружен одной 12-метровой противокорабельной ракетой Х-22 весом в 6.000 кг с дальностью пуска до 500 км и скоростью полета к цели в 4.000 км/час! Уколоть "шило" могло очень больно.

Разведчик Ту-22Р вел круглосуточную аэрофото-, радиотехническую и радиолокационную разведку. В случае необходимости его можно было быстро переоборудовать в бомбардировщик. Два мощных сигарообразных двигателя конструктора Добрынина с тягой 16.500 кг делали самолет довольно энергичным и резвым. Но именно двигатели часто становились виновниками аварий и катастроф. Весь экипаж размещался в катапультируемых креслах К-22 конструктора Г.Северина, которые впервые в СССР позволяли летчикам катапультироваться и спасаться с нулевой высоты, то есть с земли. Но роковое решение конструктора самолета лишило их этой уникальной возможности. У Ту-22 кресла катапультируются... вниз! Сколько это унесет человеческих жизней....

 Зябровка была своего рода столицей "двадцать вторых". Кстати, именно здесь размещался и 47-й Центр переучивания летного состава, который занимался подготовкой экипажей Ту-22Р для Ливии и Ирака.

С вдовой летчика Зоей Зиновьевной Оськиной мы прошли по тем же местам, где в ту пятницу, 10 лет назад, делал свои последние шаги по земле подполковник Виктор Оськин.

Сегодня штаб полка разрушен, все, что можно было унести, унесено. Смотреть на это варварство очень тяжело, и мы с Зоей Зиновьевной, побывав в затхлых руинах, быстро выходим на улицу. На аэродром идем по асфальтированной дорожке, которая причудливо извивается среди лесных зарослей. По ней Виктор Семенович обычно и ходил на полеты... Вышка здания КДП как после бомбежки. С трудом поднимаюсь наверх. Через разбитые стекла видна пустынная взлетно-посадочная полоса.

Тогда, 24 июля 1992 года, на вышке сидел штатный руководитель полетами майор Михаил Измятинский, вместе с Виктором Семеновичем они в 1974 году окончили Тамбовское училище. Стояла жара. Полеты спланировали во вторую смену, с 17 часов. Лететь выпало с командиром эскадрильи подполковником Александром Степченковым: тот прибыл из отпуска и ему полагался контрольный полет с инструктором на учебном Ту-22У по кругу - упражнение 301 Курса боевой подготовки Дальней авиации. Упражнение самое, что ни на есть простецкое. Время на выполнение - 25 минут. За инструктора - подполковник Виктор Оськин, штурман - штурман эскадрильи майор Николай Иванов. У всех 1-й класс и огромный опыт полетов на Ту-22.

Самолет с бортовым номером 30, на котором предстояло лететь экипажу Степченков - Оськин, был настоящим ветераном полка. Год выпуска - 1964-й (!), прошел 4 капитальных ремонта и совершил 4.460 посадок и уже 28 (!) лет находился в строю. Виктор еще в школу ходил, а этот самолет уже летал. Не менее древними были у самолета и двигатели. Левый, 1966 года выпуска, прошел 6 (!) капитальных ремонтов, а правый, выпущенный 13 ноября 1967 года, - три. Перед полетом самолет, или, как принято говорить в Дальней авиации, корабль, заправили 18.000 кг керосина, 144 литрами масла, 35 литрами бензина Б-70 и 202 литрами спиртоводяной смеси, которая на местном авиационном жаргоне называется "шпагой".

Махина высотой 10, длиной 41 и размахом крыльев 24 метра, весом 65.000 кг, покачиваясь на стыках бетонной полосы, покатилась по рулежной дорожке. Взлет выполнялся в сторону Гомеля, с последующим разворотом на дальности 22 км и обходом города в направлении Кажан.

Сохранившуюся запись переговоров экипажа Ту-22У :

17 часов 00 минут 23 секунды. Степченков замечает, что температура газов у двигателей отличается: "У правого температура все-таки 600 показывает, а у левого - 500". Да, это тот самый роковой правый двигатель, который и станет причиной катастрофы.

17 часов 00 минут 47 секунд. Штурман начал отсчет нарастающей скорости: "150, 200, 250, 300, 320, 340, 360, 380..." Взлет.

17 часов 01 минута 38 секунд. Высота 900 метров. Скорость 450 км/час.

 И вдруг толчок, крен на правый бок. Загорелось аварийное табло: "Пожар левого двигателя", через секунду - "Пожар задних баков". Самолет уже находился над окраиной Гомеля - Новобелицей.

17 часов 02 минуты 16 секунд. Командир корабля выключает левый двигатель, как это и положено по инструкции. Но... в этот момент горел правый двигатель: его разрушающиеся на куски лопатки перебили проводку сигнализации, спровоцировав ее ложное срабатывание. Все попытки экипажа увеличить скорость ни к чему не приводят. О пожаре правого двигателя аварийное табло по-прежнему молчит.

17 часов 02 минуты 44 секунды.Оськин начинает отворачивать самолет от города.

17 часов 02 минуты 49 секунд. Штурман ведет отсчет высоты и скорости: "Высота 800, 700, скорость 400..."

17 часов 03 минуты 05 секунд. Оськин понимает, отчего не растет скорость: "Оба (двигатели), по-моему, выключились". Страшную догадку подтвердил штурман: "Нет напряжения на обоих генераторах!" На эту информацию мгновенно откликается Степченков: "Экипажу катапультироваться". Но его останавливает голос старшего на борту подполковника Оськина: "Минутку!"

17 часов 03 минуты 12 секунд. Штурман: "Высота 400, скорость 500". Оськин: "Покинуть я покажу вам где". Район полетов за годы службы в Зябровке он изучил, как свои пять пальцев. Город закончился, но впереди был дачный поселок, железнодорожная станция и база горючего с огромными запасами топлива. Слева от штурвала, по циферблату "будильника" - указателя высоты - он видел, как быстро приближается земля...

17 часов 03 минуты 16 секунд. Степченков понимает, что тают последние метры спасительной высоты: "Семеныч, катапультируйся, давай, Семеныч..."

17 часов 03 минуты 23 секунды. Оськин: "Давай, давай, давай, покидай". Самолет миновал хранилище нефтепродуктов. Первым сбросил люк майор Николай Иванов, пирозаряд вышвырнул его вниз с высоты 450 метров. Приземлился он на дорогу возле железнодорожного переезда. Следом, на высоте 400 метров, прыгнул Александр Степченков. Его парашют раскрылся над самыми верхушками деревьев. Подполковник Оськин спасительной высоты себе не оставил. Катапультировался, когда до земли было уже всего 320 метров. Минимальная безопасная - 350 метров...

Виктор Семенович видел свою смерть, став в одно мгновение седым. Он упал у белоствольной тоненькой березки. Упал на спину. Удар о землю был страшным, не выдержал даже широкий кожаный брючный ремень, лопнувший в нескольких местах...

Смерть не тронула его лицо, и впервые в истории Зябровского полка летчика будут хоронить в открытом гробу, а не в наглухо запаянном "цинке". В каких-то ста метрах от Виктора рухнул на землю уставший, обессилевший от борьбы с огнем и обезумевшим двигателем самолет.

С земли падающий горящий самолет видели многие. Когда Ту-22 шел над Новобелицей, местные жители приняли его за пассажирский авиалайнер, и к месту падения помчались, оповещенные ими, десятки машин скорой помощи, пожарные... Оперативно к месту трагедии прибыла и наземная спасательная группа начальника поисково-спасательной и парашютно-десантной службы полка майора Сергея Глотова. Он доложил: "Подполковник Оськин погиб, других жертв и разрушений нет".

по материалам

* прим. по народным легендам происхождение названия Зябровка - Жабраука - значыцца, мясціна, дзе жабы ў глеі ды ў ціне сваіх дзяцей выводзяць, значна пазней перайначылі яе ў Зябраўку.