Глава 2 Станица Малодельская в 19 веке

Валентин Киреев
Глава 2 Станица Малодельская в 19 веке

Шашку в руку. В седло на коня.
И пусть ветер догонит меня.
Налечу на врага как смерч.
И везде буду сеять смерть.

Полонянку с собой увезу
Пусть хозяйствует на базу,
Нарожает красивых девчат
Ловких, смелых ребят казачат.

Глава 2 Станица Малодельская в 19 веке

На фото Малодельская Михайло-Архангельская церковь, разобранная большевиками в 1937 году
 
Если следить за появлением хуторов нашей станицы, то на карте земель войска Донского в 1797 году на реке Березовке указаны х. Петрушин и Роточёв (думаю это Рогачев), а  у истока реки Арчеда отмечен точкой, но не назван хутор станицы Малодельской.
По статистическому описанию Усть – Медведицкого округа в 1822-1833 годах в станице Малодельской находилось 357 домов. Проживало 1070 мужчин и 1291 женщина.  В её юрту было 5 хуторов, в которых было 17 домов.
Через казачьи земли Малодельской и Березовской станиц в те годы пролегали чумацкие шляхи. По ним чумаки везли соль (дорогой и дефицитный тогда товар), купцы товары. Один шлях шел с Качалинской станицы  к Камышину. Другой из ст. НовоГригорьевской на Даниловку и х. Болгурин. Ещё были два тракта из Камышина. Один на Москву, другой на Воронеж по землям нашего юрта.
Соль добывали на озере Эльтон, оттуда доставляли на торговые склады Камышина.
А потом этими двумя шляхами в 14 губерний Российского государства.
По преданиям появились названия некоторых Малодельских хуторов так.
В давние времена разбойничала в наших краях шайка атамана Антонова. Шайка обосновалась на кургане, который так и назвали Антонов. Примерно в 30 км от станицы, около которого было видно обнесенные валом и рвом остатки городища (из доклада окружному атаману в 1887 году). 
Курган находился примерно по дороге от х. Кувшинова к х. Попки.
Следили за возами с солью, караванами купцов на тракте от Камышина на Волге к Воронежу, Москве. Как только на кургане Антонов замечали купеческий караван, зажигали  ночью факел, давая знать шайке на кургане Караул. Он был на Мельничной горе рядом с Малодельской. Делали засаду. Грабили,  забирали  золотые деньги и товары. В середине 20 века ещё видели Малодельские пастухи на кургане Караул железные двери перед входом в пещеру. Потом трактористы бульдозерами пытались разворотить курган, открыть двери и найти сокровища. Кроме них по тракту были курганы Разлатый, Семибратов высотой до 10 аршин.
Я был на кургане Караул  высотой до 20 метров. Но, нужно учесть, что стоит он на самой высокой в окрестности Мельничной горе высотой около 150 метров. И с него далеко видно цепь курганов в сторону х Атамановского.
Царские войска выследили шайку. Разбили. Остатки её  разбрелись по берегам и займищам речки Березовки, да по лесам Медведицы. Атаман Антонов оправился от ран, хоть на всю жизнь и остался хромым. Облюбовал себе место на изгибе левого берега Березовки, среди старых столетних верб и высоких кустов калины. Несколько разбойников поселились рядом с ним. Это и стало хутором Атамановским. Улица, где стоял дом атамана, стала называться Калиновкой. В конце х. Атаманского  по другому берегу поселились беглые старообрядцы. Общиной руководил бывший разбойник цымбалист Петрушка. И хутор назвали Петрушин. Напротив Петрушей на другом берегу построился, также из их шайки Вася Щербатый (лицо поклевано щербинами оспы) с дружками Ермолаем Тарасовым и Филькой Разгульным. Хутор назвали Щербаков.
В легенде есть нестыковки с реальными фактами. На картах 1797 года есть х. Петрушин, а Атаманского и Щербакова нет.
На карте земель за 1844 год  выше Петрушина  есть х. Кривцов (Тарасов).
Напротив Петрушина на левой стороне Березовки - х. Топилин (где позже будет Атаманский). Причем х. Петрушин по обозначению имел уже более 20 дворов, а другие названы не хуторами, а именами хозяев проживающих там с числом дворов до 5. Получается, что карты противоречат легенде.
Граница раздела между Березовским и Малодельским юртами в 1808 году проходила по реке Березовке.
На картах земель до 1869 года уже есть хутора Атаманский, Петрушин, Рогачев, Куркин, Горин.
После указа правительства от 1867 года о заселении пустующих казачьих земель, рядом с юртом нашей станицы, переселенцы из Украины, России, Германии построили несколько хуторов, в основном вдоль верховьев реки Арчеды и у степных прудов -Лазовый, Дубовенький, Тоненькая Балочка, Ляпин, Швиндт, Ульянов, Русско Осиновский, Немецко Осиновский, Чехословацких эмигрантов ...
Интересно, что в юрту ст. Березовской на месте х.Рубежин указан х. Недорубов (Климанов).
Довольно подробно станица Малодельская и местность около неё отображена на картах Шуберта, созданных в 1850-1860-е годы.  По течению Леменька в северной окраине станицы тянутся только три улицы. На карте выделено 18 кварталов домов с церковью в центре. Рукава Мазловки и лимана Вербовки, отходящего от него нет. Ерика Бобров на карте также нет. Речки Березовка и Леменек сливаются в лесу за Успенкой. Примерно за стадионом от Березовки отходит рукав и крутится по лесу в сторону Голого Яра к Медведице, называясь речка Протока.
А за кладбищем от р. Березовки уходит ерик Гнилой и по опушке леса добегает до хутора Большой Лычак, сходясь там с речкой Лычак. Вдоль этого ерика по лощине три лимана Лещужный, Круглый и Горелый.
На речке Безымянке указано четыре зимовника, два из них Забегаев и Красавцев. Видимо позже на их месте образовались хутора Киреев, Краса, Муравли.
К речке Безымянке тянутся балки Терновая, Ключи, Крутенькая, Дудашная, Осиновая, Караичева, Дубовая, Песчаная, Лазовая, Громовая, Журкова Долина.
У Караичевой балки хутор Куркин.
По лесу озера Гуменное, Малое, Перебойное, Лепино, Дальность, Проездное, Калач, Кривое, Осиновое, ближе к Заполянке оз. Сазанное, Рубежное, Бардино, Банница. Пахотное, в сторону  ст. Березовской оз. Большое и Малое, Подстепное.
В названиях по карте встречаются неточности. Бардино сейчас называется Бородино, Банница – Винница, Гуменное – Гуменское, балки Дудашная – Дудачная, Журкова – Жиркова, Лазовая — Лозовая.

Станица Малодельская вольготно раскинулась в живописнейшем месте. У плотины Леменька, по дороге на Фетисов курган (кладбище), лес крылом касается крайних домов станицы. Но тут же Леменек встречается с Березовкой и поворачивает круто к Медведице, а лес по руслу уходит на километр в сторону. Станица лежит в котловине, где мелкие речушки Березовка и Леменек режут причудливыми изломами равнину между двумя горками Мельничной и Амбарной. К северу пойменный лес с множеством заливных озер, разделенный рекой Медведицей.
С запада луга с цепкой озер по опушке леса. С юга и востока плоскогорья со степями и прудами. У прудов и речек  роились хутора, беря обычно название от первого хозяина, поселившегося там. Ближний хутор Атаманский, за ним Прудки и Ново-Ольховский, южнее их Муравли, Киреев, Куркин и за Медведицей х. Горин.
Казаки с выдумкой прилепляли названия к приметным местам. Так что сразу становилось ясно, о каком месте идет речь. Например - Мельничная гора, Голый Яр, Займище, Подосинки. Сосны, Мелкие пески, Вонючие пески, Кирилинские пески, Девичьи поляны. (На Девичьи поляны уводили женщин и девчат в лес во время набегов татар. Чтобы до них добраться, нужно переплыть три речки). Или озера - Лебяжье, Солонцы, ещё Лебяжье, Сапожок, Клубничное, Медвежье, Сазанное, Мешковка, Черненькое, Березовое, Лопушино (на нем росли кувшинки с широкими, как у лопухов листьями), Гуменское (раньше рядом было станичное гумно), Трехозерки (Три озера друг за другом), Бородино, Большое, Калач, Паевое, Рубежное, Гнилое, Винница, Костыли, Кужное (к осени высыхало и на нем стояла щетина куги). Двутрубное, Круглое, Подстепное, Широкое, Длинненькое, Дубки, Сорненькое Назарьево, Чистое Назарьево, Кривые, Тванное, Протока, Старый городок.
На той стороне Медведицы – Затон, Бобровое.
По направлению к Березовской - музга Большие Талы.
Балки Атаманская, Сухая, Чернодол, Караичева.
Лиманы – Лещужный, Круглый, Горелый, Вербовка.
Называли места и по фамилиям, именам, прозвищам - Артемовка, Сокуров сад, Танькин ерик, Шутова яма, Лагуткина гатка, Гуров рог, Долбилкина гать, Долбилкина поляна, Михайлов угол, Рачья пристань.
Или названия, связанные с какими-то делами - Пахотное, Проездное (мимо него шла дорога в Заполянку), Старая мельница, Амбарная гора.
Та же река Березовка несколько раз меняет направление у станицы, на опушке леса и в лесу. Каждое заметное место рядом с ней, да и сама Березовка имеют разные названия: Угловка по дороге к хутору Атаманскому, где стояла водяная мельница, неподалеку от неё Романовка. Там где в Березовку впадает ерик Бобров, место называлась Телячка. Туда гоняли телят, и уйти далеко телята не могли окруженные речками и ериком. От дороги, поднимающейся на Мельничную гору и мосточка  в соседнюю станицу Березовскую, речка по дуге уходит влево к Успенке. На повороте было глубоко. Дно грязное, илистое. В старину даже топли кони. Место называлось Грязуновка.
Бык - где из станицы быки переходили Березовку по дороге на лесной луг в Успенке.
Лучка – лесок справа от кладбища, там лукой изгибается речка, и ещё Угловка - за кладбищем справа, где она делает петлю в виде угла.
Артемовка - место перехода через неё  в лесу по дороге на Медведицу.
Безымянка течет со стороны хутора Муравли через Амбарную гору. Перед станицей делится на два рукава.   Один рукав уходит вправо по течению и охватывает полукругом северную часть станицы,   роднясь, через ерик Бобров с Березовкой и называется Леменьком. Другой рукав течет через станицу, извиваясь ужом, и петляет в самых неожиданных местах, называется на одном участке Мазловкой. От неё отходит лиман Вербовка. Мазловка образовалась во второй половине 19 веке после сильного наводнения, когда река Безымянка пробило себе новое русло. Первым здесь поселился казак по фамилии Мазлов. Отсюда и Мазловка.
Раньше станица делилась на три части – верхняя часть Калиновка, средняя Станица, нижняя Кочерга. После разделилась на несколько краев: Кочерга, Непочетка, Сура, Сусливка, Успенка, Лягущевка. Названия точно характеризуют каждый край.
В Сусливке крайние станичные улицы, а за ними тянутся поля с множеством промышляющих там сусликов.
В Кочерге улица резко изгибалась в конце к лесу, повторяя резкий изгиб Леменька, напоминающий кочергу.
В Лягущевке была низменная пойменная местность, где неизменно квакало множество лягушек.
Сура получила свое название после того, как много Малодельских казаков прибыло со службы. Там они стояли в красивой местности на берегу речки Суры. В Малодельской эти казаки стали заселять левый берег Мазловки до лимана Вербовки, после сильного пожара в станице. Место стало очень красивым и похожим на то, где они стояли на р. Суре. Поэтому и назвали Сура.
Непочетка получила свое название оттого, что в тот край, не имеющий выхода к речкам, отселяли молодые семьи не почитающих родителей. После раздела с родителями им разрешалось строиться только там.
Успенка получила свое название от ежегодной ярмарки, проводившейся  15 августа в день Успения Богородицы на большой площади за Леменьком. Была и весенняя ярмарка 25-28 апреля. Сюда везли свой товар из многих станиц казаки, купцы, цыгане, иногородние.
За Мазловкой по дороге на Заполянку 6 дворов образовали Овчинный. Он был на отшибе, потому что первый хозяин занимался выделкой шкур. Чтобы вонь не доходила до станицы атаман разрешил ему селиться там. Весной Овчинный был полностью окружен водами Мазловки, Лебяжьего, Гуменского, Сорненького озер и лимана Вербовки.
Между Сурой и Непочеткой улица Однобочка выходящая к Вербовке.
К Непочетке примыкала и Песочная улица.               
Кошачий переулок соединял Коровью улицу с улицами Большой и Малой Кочерги. После он стал называться Больничным, так как после революции дом атамана Чекункова в этом переулке был отдан под Больницу. От поворота Коровьей улицы отходил Кощий переулок в сторону Овчинного, где Мазловка поворачивает в сторону Кочерги. Был ещё в станице Шлепкин переулок. Улица, которая идет сейчас от школы к кладбищу называли раньше Мертвой. На месте школы стояла церковь, и после отпевания покойников выносили из церкви на эту улицу и несли на кладбище.
Длинную улицу, где стоял раньше клуб называли Большой. Она застраивалась первой, когда станицу перенесли сюда в 1762 году. На месте старого клуба было здание атаманского правления.
У казаков было много дел в лесу: заготовить на зиму дров, нарубить хворосту и кольев для плетней, жердей, слег. Хороший лес для теса на пристройки и постройки. Накосить на полянах и у озер сена для скотины. Порыбачить. Следили за дорогами, каждый год подправляли гатки. Женщины ходили за грибами, ягодами, желудями, дичкой. С малых лет брали с собой детишек. Хорошо знали лес.
В неурожайные годы жители собирали в лесу желуди, перемалывали их в муку, добавляли пшеничной муки и ели.
В 1833 году эпидемия холеры и Медведица в тот год широко разлилась, затопив станицу. Погибло много скота.
В 1848 году снова холера.
В 1818 г.   сгорела церковь в Малодельской, по другим данным она была разобрана по ветхости.
В 1839 г.  построен новый деревянный храм (также сгоревшим в 1859 или 1861 г.)
В 1870-е годы казаки землевладельцы Скачковы, жившие особыми  хуторами, как сказано в документе, у истока реки Арчеды (это были, принадлежащие к юрту нашей станицы хутора Ключи, Прудки, Ново – Ольховский), приняли единоверчество. Храм Успения построен в усадьбе Василия Никифоровича Скачкова, находившегося в 30 км от Малодели. После его смерти храм содержал сын Григорий. Высокопреосвященный Макарий общине Малодельских единоверцев рукоположил священника, который писался состоящим при Скачковском единоверческом храме. Скачковы на свои средства содержали священника и псаломщика. Наследники Григория Скачкова уже не могли содержать храм и причт.
К 1893 году в юрту Малодельской станицы насчитывалось - 1284, а в Березовском юрту – 1749 раскольников.
Хутор Атаманский с хутором Петрушин представлял в 1894 году сплошное раскольническое поселение около 300 домов. А число единоверцев не достигало 25 душ, притом в материальном положении все были людьми очень бедными. Но зато среди них трое выделялись особенно сильно верой и энергией. Они и испросили у Высокопреосвященного Макария устроить в х. Атаманском приписной к Скачковской единоверческой церкви молитвенный дом. На доброхотные пожертвования купили просторный жилой дом.
Восточную часть дома отделили для алтаря, к западной части пристроили сени, наподобие притвора. Наверху соломенной кровли установили два больших восьмиконечных креста. Около дома, на бревнах, вкопанных в землю, устроили колокольню с четырьмя колоколами.
В начале 1896 года они просили у Высокопреосвященного Архиепископа Афанасия разрешения освятить их единоверческий молитвенный дом во имя святого Николая Чудотворца. Владыка милостиво разрешил совершить освящение, которое и было исполнено 19 мая при соборном священно служении: епархиального миссионера священника Николая Кутепова, местного благочинного священника Алексия Позднякова, единоверческого священника, приписанного к Скачковской церкви Нестора Дундукова и единоверческого дьякона, окружного миссионера Кирилла Гаврилова по единоверческому по требнику патриарха Филарета. Ко дню освящения число Атаманских единоверцев было 40 душ.
Вечером 20 мая 1896 года епархиальным миссионером, православным священником Малодельской церкви Григорием Андреевым и единоверческим священником Малодельской станицы Нестором Дундуковым было освящено место под постройку единоверческой церкви Успения Пресвятой Богородицы в станице Малодельской.
Казаки ст. Малодельской выкупили у Скачковых храм и перенесли в станицу. Торжество освящения состоялось 21 сентября 1897 года. Кроме настоятеля храма священника Нестора Дундукова был епархиальный миссионер св. Николай Кутепов. Березовский благочинный священник Алексий Поздняков, настоятель Григорий Андреев, священник хутора Попкова Александр Пономарев.
Храм стал единоверческим – богослужения в нем совершались до-никоновским уставом, старообрядческим распевом.
6 мая  1897 года казаки выехали засевать поля, а в станице оставались дряхлые старики, старухи, приглядывали за малыми детьми, справляли службы в церкви, да сидела пара арестантов под присмотром полицейского в ветхом здании, стоявшем в центре между церковью и почтой. Средь бела дня полицейский участок и запылал факелом. Ураганом понесло горящие галки на соседние дома, церковь, торговые лавки. Зазвонил пожарный колокол. Выскочили из домов, заголосили бабки. А пламя яростно с жадностью налетало на сухие соломенные, чаканные крыши, лизало стены, костром занимались, трещали плетни, вознося огонь к небу. Огненный вал палом катился, крутясь по улицам, раздуваемый сильным ветром. Старики спасали скотину, гнали хворостинами в Леменек. Со всех концов летел крик, вой, стон. Прискакали с полей казаки, а тут все полыхает жаром. Спасти бы хоть что-то, выхватить с подворьев. Успели из церкви вытащить кое-какую утварь. Люди, да часть скота уцелело. Более 300 домов выжег этот пожар, остались казаки на  угольях. С тех пор, чтобы не перекидывался пожар на соседние дома, стали строить их подальше друг от дружки, а улицы широкими. Это и сейчас заметно в планировке станицы.
14 марта 1898 года погорельцам станицы выданы пособия 6327 рублей и 21 мая 20 000 рублей ссуда на церковь. Прихожан было 1270 мужчин и 1313 женщин.
Новая деревянная Михаило-Архангельская, церковь с приделами: во имя святого великомученика Георгия Победоносца и в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи построена по старому плану в 1900 г. на старом фундаменте в центре, оставшемся от церкви, которая была сооружена на средства урядника Ивана Дмитриева Арефьева в 1870 г. высотой около 40 метров. 
Церковная ограда была из глазированного кирпича высотой 3 метра и шириной 1 метр. Ворота кованые железные высотой более 3 метров. Здание смотрелось, как два пасхальных кулича с золочеными луковками. Построена без единого гвоздя. Внутри расписана красивыми фресками. Вход был с той же стороны, что и вход в школу сейчас. Между церковью и лавкой Обоймакова на площади был базар.
 23 мая 1937 года храм был закрыт.
Михайло-Архангельская церковь ст. Малодельской
Священники
1. Андреев Никита Андреевич 22.06.1815 – 1836
2. Летковский Александр Кириллович 13.08.1827 – 1853
3. Аникеев Стефан Аникеевич 1836 – 09.12.1839
4. Абрамов Петр Стефанович 09.12.1839 – 1849
5. Ломоносов Андрей Леонтьевич 12.03.1849 – 1856
6. Летковский Андрей Александрович 29.03.1853 – 1869
7. Никитин Георгий Николаевич 18.11.1856 – 1862
8. Дмитриев Василий Иванович 19.01.1869 – 27.01.1887
9. Андреев Григорий Матвеевич 26.06.1887 – 1910
10. Лазарев Николай Петрович С 05.02.1910
 
Дьяконы
1. Смирнов Василий Михайлович 21.11.1812 – 1824
2. Андреев Петр Никитич 03.04.1824 – 1850
3. Попов Иван Филиппович 12.02.1850 – 1867
4. Моисеев Алексей Иванович 15.05.1894 – 03.03.1911. Его отец, дьякон Етеревской церкви Моисеев Иван Моисеевич, в Малодельской доживал последние годы. Похоронен был у церкви 8 сентября 1896 года.
 
Дьячки (с 1868 г. Псаломщики)
1. Андреев Петр Никитович 20.11.1812 – 1826
2. Попов Стефан Ефимович 05.06.1826 – 1832
3. Тихонов Иван Прокофьевич 20.03.1832 – 1869
4. Попов Гавриил Андреевич 28.05.1847 – 1874
5. Ларионов Иван Алексеевич 22.11.1874 – 30.01.1897
6. Семенов Евгений Петрович 28.10.1877-08.07.1878
7. Левин Георгий Иванович 29.05.1879 – 1899
8. Дьяконов Алексей Леонтьевич 21.05.1899 – 03.05.1903
9. Лапин Павел Мефодьевич 1902 – 23.06.1907
10. Храмов Фома Харланович 29.06.1909 – после 1910
 
Пономари (упразднены в 1868 г.)
 1. Попов Михаил Ефимович 05.05.1813 – 1849
2. Андреев Иван Никитович 11.04.1828 – 1831
3. Попов Павел Михайлович 21.06.1831 – 1860
4. Никитин Прокофий Львович 06.07.1849 – 1860
 
Церковные старосты
1. Арефьев Иван Дмитриевич (урядник) 1861 – 1888
2. Обоймаков Павел Яковлевич (мещанин) 15.09.1888 – 1905
3. Полужин Кузьма Тимофеевич (урядник) 15.11.1905 – после 1910
 
Просфирницы
1. Анна Никитична (казачья вдова) 25.03.1814 – 1819
2. Попова Анна Самойловна (вдова священника) 17.05.1819 – 1832
3. Рыбкина Феодора Парфеновна (казачья вдова) 10.09.1832 – 1839
4. Карбузова Ульяна Павловна (казачья вдова) 17.06.1839 – 1859
5. Попова Анна Павловна (дочь пономаря) 21.03.1859 – 1887
6. Кузнецова Евдокия Феоктистовна (казачья дочь) 15.10.1887 – после 1910

Источник Нижне-Волжский Исторический сборник Царицынского генеалогического общества
Вторая церковь в этой станице единоверческая, Успенская, деревянная, построена в 1897 году. Стояла на месте, где в 1950 е годы была начальная школа и интернат.

Жили в 19 веке, как и везде на Руси. Быт был простой. Подворья, огороженные плетнями из хвороста. Хаты, обмазанные глиной, побеленные известкой или мелом. Крыши, крытые камышом, соломой или чаканом. Сараи из плетня, обмазанного глиной. Внутри двора обычно саманная мазаная летняя кухня с глиняным полом. Погреб, выложенный из камней. Во дворе или в огороде колодец с журавцом. В сенях, кладовках стояли деревянные кадушки с мукой, зерном, глиняные горшки под молоко. Самодельные жестяные ведра. В станичной кузне ковали подковы, щеколды для ворот, крючки для журавцов, мотыги, скобы, совки, кочерги, рогачи, чапельники и даже бороны. Казаки вытесывали сами грабли с деревянными зубьями. Коромысла для воды. Цепа для обмолота. Топорища, рукоятки к молотку, долоту, стамеске. Черенки к граблям, косам, лопатам. Среди казаков были мастера по выделке кож для пошива обуви, чириков. Валяли валенки. Из бычьего рога вытачивали гребешки. Делали из овчины шубы, полушубки и зипуны...               
Именно донские казачки вывели придонских пуховых коз. Вязали теплые узорные платки и шарфы, чулки, варежки, перчатки. Селились в станице и иногородние кустари, не казаки по происхождению. Это печники и столяры, плотники, бочары, постовалы, чеботари, сапожники, ветеринары. Богатые казаки пользовались их услугами. Иногородними были и купцы, учителя школ, работники почты, мельники.
 В обед за стол усаживалась семья так: у окна, ближе к образам, в торце стола «сам» — отец семейства, человек в возрасте. А слева и справа  сначала мужчины, потом женщины по старшинству. Для молодежи ставился отдельный стол, причем только для мужчин, незамужние девушки сидели рядом с матерями и тетками. На столе перед молодежью никогда не было ни вина, ни пива.               
В 1881 году у двух уважаемых жителей станицы ночью были вымазаны дегтем новые деревянные ворота. Так обычно отмечали тех, кто замечен в прелюбодеянии.
Молодежь имела свои места для игрищ и карагодов. Молодежные сборища обычно устраивались «на краю»: на яру, на полянке. Здесь пожилые женщины обучали молодых казачек искусству вождения карагодов, а парни присматривали себе невест.
В Малодельской существовал обычай. Дед дарил внуку новобранцу коня.
 О  земляках.
В 19 веке Россия постоянно воевала. В начале века с Францией, Швецией, Польшей. С Турцией билась несколько раз с 1807  до 1877 года. Казачьи войска считались лучшими войсками России. Многие Малодельские казаков сложили головы на чужбине.
Аханов Алексей, казак Малодельской станицы; казак полка войскового старшины Краснова 3-го, умер в Грузии в декабре 1814 г.
Забурунов Павел казак Малодельской станицы; казак полка Мельникова 5 го , умер в марте 1813 г в Грузии.
Пышкин Андрей казак Малодельской станицы; казак полка Краснова 3 го, умер 14 мая 1814 года в Грузии
Чекунов Абрам, казак Малодельской станицы; казак полка Ежова 1-го; умер в Грузии в августе 1814
В 1858 году на Кавказ (Лабинская линия) была переселена семья казака Березнева из Малодельской.
Корнеев Матвей Федорович служил в лейб гвардии атаманском полку 1882-1886 году.
Его сын Александр служил в лейб гвардии атаманском полку с октября 1916 по сентябрь 1917 год
Рябов служил в лейб гвардии атаманском полку 1864 году
В крымской войне 1853-1856 году участвовали

1. Березнев Савелий  - урядник
2. Губанов Иван – казак
3. Забазнов Калина
4. Киреев Евтей
5. Киреев Семен
6. Шикунков (Чекунков) Тимофей

Казачьи офицеры ст. Малодельской

1. Краюшкин Василий Денисович – 1881 год
2. Пономарев Василий Денисович – 1885 год
3. Лавягин Михей Павлович   - 1886 год
4. Нефедов Зот Иванович  - 1889  год

В лейб гвардии казачьем его величества полку в 1878-1881 году служили Мордвинцев Михей, Пахом Фролов
В 5 эскадроне служил Пахомов Иван
Подъесаул Павел Губарев был призван в армию из Малодельской в 1789 году. В войну 1812 года его батальон влился в состав Дунайской армии адмирала Чичагова.Армия освобождала Волынскую, Гродненскую, Минскую губернии, брала Варшаву, Модлин, Герлиц, Магдебург, Лейпциг. Мужество Губарева было отмечено Георгиевским крестом.
Попали наши Малодельские казаки и в штрафные списки, уклонившихся от ежегодных майских учебных сборов за 1855 год
- Горин Нестер, Дронов Ефим, Киреев Илья, Пахомов Захар, Щедров Карп, Киреев Исай
за 1865 год - Киреев Фирс, Логонов (Логвинов) Петр, Разуваев Федор, Филиппов Данил, Быкадоров Иван с х. Киреев, Донцов Григорий, Логонов Петр, Тапилин Никифор.
В 1867 году  произведены в урядники Иван Аникеев и Василий Давыдов. За усердие в деле против татар, бежавших за границу в урядники — Архип Белоусов (инструктор обучения молодых казаков в станице) и Иван Сапожников ( в уч. Полку ст. Березовской)
В 1868 году в урядники Казьма Полунин полк 55. Иван Арефьев, отставной казак произведен в урядники Наказным атаманом Ген-лейтенантом Чертковым.
В приказах по войску Донскому:5.04 1876 - Приказ: в урядники за отлично-усердную службу и хорошее поведение станичный писарь Евграф Ребов (ст.Малодельская)30.03.1876 приказ полк №6 в унтер -офицеры произведен Ершов Дмитрий...
В 1877 году за усердную службу произведены в урядники — Дорожкин Мартын (мой прапрадед) и Мордвинцев Антон.
В 1878 году в батареи назначены Никон Ситкин и Иван Храмов.
За 1900 год указаны Пронин Григорий,  Сидоров Ивлей Ефимович, как нижние чины льготных батарей переведены в нестроевые старшего разряда.Учились и окончили Кременескую школу ремёсел по 1 разряду и их перевели в нестроевые старшего разряда - Малодельцы трубач Токарев Лавр и Страхов Иван, Филиппов Кирилл, Баранов Михаил.Валиков Евстрат произведен в урядники в 1900 году.
По данным 1898 года в Малодельской размер пая был 15 десятин удобной земли.
8 января 1900 года станице была выдана беспроцентная ссуда 20920 рублей от войска Донского для питания и весеннего сева, возвратить должны из урожая 1900 года.
В 1902 году войско выдало Малодельскому станичному обществу 25 000 рублей безвозвратно на поливные поля или заливные луга. В 1903-1906 году было построено три пруда и проведено орошение.
 В Малодельской мануфактурами владели В.Н. Горелкин, А.А. Красильников, П. Я Обоймаков.
Первое приходское училище было открыто 29 августа 1868 года. Здание бесплатно предоставил почетный блюститель. В штате было два сотрудника и 1 сверх штата. Расходы 550 рублей в год. Учеников 54.
С 1884 года училища стали называться церковно-приходскими. Школы были одноклассные (двухгодичное обучение) и двухклассными ( 4 года обучение).

В 1845 году из станицы Малодельской переселению на Кавказ были определены семьи Гориных, Рыбкиных, Щербаковых, Пикиных, Голосовых, Ершовых и Страховых.
В семье Щербакова было десять человек — глава Аверьян 43 года, жена Пелагея 45 лет, дети Василий, Иван, Григорий, Илья, Лиза, Прасковья, Мавра, Пелагея.  В ст. Котляревскую на берегу Терека. В 1858 году на р. Лабу семья Березневых — Леон -31 год, Авдотья -31 год и сын Логвин.

Жил в Малодельской офицер, потомственный дворянин Воронков. У него было имение и под Петербургом. Дочь выпускница Смольного института. На выпуск ей подарили библию с факсимиле императрицы Екатерины Второй. Библия была в Малодельской у родственников, но её след затерялся.
Малодельские казаки принимали участие в Отечественной войне 1812 года.  Дрались под знаменами Платова, Суворова, Кутузова. В 1799 году во время войны с Италией Суворова постоянно сопровождал сорокалетний урядник из соседней станицы Березовской Селезнев Евсей.
Когда Суворов, осыпаемый пулями, заезжал далеко вперед, Евсей хватал поводья его лошади и заворачивал
назад.               
«Ты, что? -  кричал Суворов: -Как ты смеешь? Генерала! Фельдмаршала!»    И бил казака плетью. Но тот упрямо сворачивал его лошадь и говорил:               
«Не пущу! Прикажи, и без тебя пойдут! А твоя жизнь дороже для нас!»

В русско-турецкую войну 1877 года казак ст. Малодельской Ефим Егоров привез в Малодельскую болгарского мальчика Степана Стоянова. У него турками были вырезаны родители и все родные в Варнском санжаке.
По словам Ковалева Александра, его бабушка Саня (мать Константина Игнатьевича Ковалева) рассказывала о своем родственнике деде Марфутьиче. Дед Марфутьич отличился в турецкую войну. При обороне Шипки был награжден. В Малодельской дед Марфутьич жил в Кошкином переулке неподалеку от старой больницы. У него была ветряная мельница. Прекрасный, большой сад. В Малодельской славились груши из его сада, сорт так и называли «Марфучевка».
Во времена покорения Кавказа в плен к горцам попали два Малодельских казака братья Валиковы Евфтей и Фирс. В Малодельскую к их отцу Папену пришло письмо с просьбой о выкупе от сыновей. Толи была запрошена большая сумма, толи выкуп запоздал, но Евфтей и Фирс Папеновичи были казнены горцами.
Врач Яков Андреевич Ломоносов родился в 1852 году в станице Малодельская. В семье священника Андрея Леонтьевича Ломоносова.  После окончания в 1879 году Петербургской военно-медицинской академии стал работать врачом земства в Камышинском уезде, разъездным врачом-терапевтом. Камышин располагался в зоне полупустынь, вокруг города двигались сыпучие пески, образуя дюны. Инициатором озеленения окрестностей Камышина и зарождения лесопитомника был Яков Андреевич Ломоносов. Он посадил на небольшом песчаном участке щелюгу, чернобыльник и песчаный овес. Все эти растения прижились и зазеленели, после щелюгования песков сажал сосны.  Вокруг Камышина создали зеленое кольцо. Умер Я.А. Ломоносов в 1897 году.
На землях хуторов станицы Малодельской построил систему орошения А. М. Жеребцов. Александр Жеребцов был старшим сыном Михаила Ильича Жеребцова (1821-1893), «степного хозяина», крупного землевладельца, купца 1 гильдии, имевшего более 430 тыс. га земли в разных губерниях России. М. И. Жеребцов  потомственный почетный гражданин Таганрога.
Александр получил образование в Геттингенском университете Германии. Отец выделил сыну для ведения хозяйства имение в Дудачном.
С 1871-го по 1875-ый год были сплошные засухи!
«Будут дожди — закрома будут с зерном, а без дождей и мышь помрёт с голоду. В степи не земля родит хлеб, а небо», — говорил Александр.
Решил, что только орошение способно напоить растения и землю во время засух. Съездил в Италию, Францию перенимать опыт. 
Идея Жеребцова была уникальна: пруды он устраивал в верховьях балок так, чтобы уровень воды в них был выше уровня полей, а для сбора самой воды прокладывал разветвлённые сети каналов, которые перехватывали снеговые и дождевые воды.
В 1879 году он строит первый пруд на Осиновской балке, потом появляются пруд Дудачий, Крутой, Нижне-Осиновский. Система строилась постепенно, в течение почти 35 лет. Старожилы Малодели рассказывали, как детьми помогали, разносили колышки, забивали в указанных местах, отмечая трассы постройки каналов, прудов. Платил хорошо. Два казака, отец с сыном, из х. Киреев подрядились со своими лошадьми работать к Жеребцову. За неделю заработали столько, что на эти деньги смогли купить корову.
Другому казаку из Киреевки, наоборот не очень повезло. Поработал пару дней и крепко застрял в ильной грязи  у пруда.  Пока вылез всю упряжь порвал. Расстроился, вслух ругается, подсчитывает убытки. Услышал проезжавший мимо управляющий на дрожках. Доложил хозяину. Жеребцов распорядился найти казака и купить для него новую упряжь.
Пруд Дудачный был расположен выше других, и вода из него, в случае избытка, наполняла пруды Крутой и Осиновский, а также использовалась для затопления 34 сенокосных лугов.
Но самое главное — сбор воды в пруды и полив из них осуществлялся без каких-либо насосов и труб, исключительно самотёком по каналам. По специальным трубам из водопойных прудов вода также поступала на скотные дворы.
Если до орошения урожайность пшеницы была всего 4 центнера с гектара, то благодаря поливу выросла до 22-29 ц/га.
Умер Александр Михайлович в дороге, когда возвращался из Петрограда летом 1917 года. Ему было чуть больше 60 лет. Гроб с телом от станции Арчеда до хутора Арчедино -Чернушенского, а это порядка 50 км, жители окрестных сёл в знак великого уважения к помещику несли на руках.  Семья Жеребцовых была талантлива. Разработки  Жеребцова А.М. вошли во многие книги и учебники, на них учились специалисты и будущие академики.
Внук М.И. Жеребцова от другого сына Петра  - Иван Петрович Жеребцов был известным ученым. В наше время написал более 50 книг по радиоэлектронике.
Хорошие поливные земли были и у помещика Вебера. Хутор Вебер располагался неподалеку от хутора Куркин. На карте области войска Донского 1833 года недалеко от ст. Малодельской указан хутор Курин, на месте где позже указан хутор Куркин. Видимо это самый первый хутор станицы.
В 19 веке донские казаки 60 лет воевали на Кавказе, дрались на Крымской войне, бились с Пруссаками, Французами, Поляками, Турками, Персами. Более десятка войн.
По памятным книгам области войска Донского удалось собрать следующие сведения:
1859 год.
 Ст. Малодельская в 125 км от окружной станицы 416 дворов 1116 муж. 1383 жен.
Х. Атаманский при р. Березовке  137 км от окружной 62 двора 202 муж 207 жен.
Х. Берестки (видимо Прудки) 167 км от окружной 8 дворов 20 муж. 20 жен.
Х. Карагочев (видимо Куркин) 150 км от окружной 7 дворов 14 муж. 22 жен. При буераке Караичевом.
Х. Ново-Ольховский при р. Ольховка – 167 км от окружной 19 дворов 23 муж. 32 жен.
Х. Горин за Медведицей на колодцах 125 км от окружной 21 двор 60 муж. 67 жен.

1868 г. Атаман урядник Андрей Киселев, судьи урядник Иван Жалнин, казак Вас. Чекунов
1873 год
Ст. Малодельская - 45 верст от почтовой станции Себряково, при р. Безымянке 493 двора и 65 отд. изб - 1453 муж и 1617 жен. В станице -1062 лошадей, 1100 пар быков, 3200 коров, 10000 овец. 275 плугов.
Х. Атаманский - 72 верст От Себряковской Почты при р. Березовке 80 дворов 314 муж 313 жен. – 228 лошадей, 212 пар быков, 729 коров, 2366 овец.
Х. Прудки - 83 в. От Себряковской Почты при р. Безымянке 19 двора, 72 муж. 70 жен.
Х. Муравли 60 в. От Себряковской Почты при р. Безымянке 19 двора, 48 муж. 52 жен. 17 плугов. 75 лошадей, 68 пар быков, 244 коровы, 830 овец.
Х. Куркин  6 двора 24 муж. 20 жен. При буераке Караичевом.
Х. Ново-Ольховский при р. Ольховка 40 двора 146 муж. И 148 жен. 100 верст от Себряковской Почты
Х. Горин 42 дв. 136 муж. 167 жен. 60 верст от Себряковской Почты при урочище куст на колодцах
Итого 700 дворов 2193 муж. 2387 жен.
Для сравнения в ст. Березовской в этом году -255 дворов, 733 муж. и 787 жен. 478 лошади
В 1874 году на трехлетний срок был избран атаманом отставной урядник Рябов Мартин Иванович
1877- 1880 год атаман урядник Василий Радионович Мелехов
В 1880 на трехлетний срок избран отставной урядник Андриан Киселев, судьи отставной урядник Иван Жалнин и отставной казак Василий Чекунов.
1881 год
Почетный Блюститель Училища – урядник Иван Дмитриевич Арефьев, закон божий Василий Иванович Дмитриев, учитель Василий Васильевич Федоров
1890 год
Станичный атаман урядник Алексей Васильевич Давыдов
Почетный Блюститель купец 2 гильдии Павел Яковлевич Обоймаков, учитель закона Божия священник Григорий Андреев. Учитель Александр Викторович Фомин.
1895 год по Малодельской
Станичный атаман – Василий Селиверстович Новгородсков
Население мужчин 2861 чел. Женщин 3031 – чел. Иногородних – 427 чел.
К юрту станицы принадлежат 9 хуторов. Ново-Ольховский, Ключи, Горин, Атаманский, Прудки, Щербаков, Киреев, Муравли, Куркин
Ярмарка 26-29 августа скотом и др. товарами.
 х. Киреев в 1897 году 14 дворов 58 мужчин, 58 женщин. В 1915 году 24 двора -74 мужчин, 94 женщин.
В Константиновке в 1897 году 6 дворов -11 мужчин и 11 женщин.
Хутор Муравли -1873 году 19 дворов -48 м. И 52 ж., 1897 год 87 дворов 262 м и 292 денщин.
1915 год 80 дворов — 431 мужчин и 392 женщин.
В 1899 году атаман станицы Малодельской урядник Алексей Васильевич Давыдов.

Собиратель фольклора ХАЙРУЗИН в 19 веке записал «Обычаи, устройство  хозяйственных дел в ст. Малодельской"

На Троицын день в ст. Малодельской заплетают венки, водят хороводы, кумятся, а на другой день бывает „ссыпка“. Молодые казаки, девушки, а также и молодушки собираются в одну хату и приносят с собою яйца, хлеб и деньги:
„приготовять яичницу, водочки купят — выпьют, закусят, а потом начинают петь песни, играть игры и плясать“. Каждый участвующей в ссыпке приносит неравную долю, а „кто сколько может“: иной бедный, да веселый, так его и без вклада приглашают, —               
„поди, мол, к нам: за твои песни мы тебя и так уважаем“.
 В Светлое Христово Воскресение в ст. Малодельской казаки сначала разговляются в своих семьях. Потом делается чрез есаульца „закличка“ и все выходят на майдан, принося с собою закуску. Из станичной избы выходит атаман, поздравляет с праздником, угощает всех станичников водкой, а потом „кладет такой завет: чтобы за всякий проступок, за пьянство, за драку и проч. в течете Святой недели провинившемуся расплачиваться на Красной Горке водкой“. Когда наступает Красная Горка, провинившихся вызывают на майдан и заставляют поставить водку, которую тут же все вместе выпивают.

Выкуп весны. В это время подходить к собранию девушки с блюдом крашеных яиц, которое они подносят атаману и старикам. Это называется „выкупать весну или Красную Горку“, т. е., по объяснение казаков, просить в замен принесенных в дар яиц позволения поиграть и повеселиться. Для этого выкупа весны каждая девушка приносить из дому одно яйцо. Атаман, приняв девичий дар, дает им водки.
Потом девушки выходят на поляну за станицу и угощают друг друга, а затем начинают петь веснянки, играют весенние игры, „заплетают и расплетают плетень“ и водят хороводы. К ним присоединяются и молодые казаки. Старики после пира на майдане также выходят на поляну посмотреть на девушек и „пошутить“ с ними. Без подобного выкупа весны казаки не позволили бы девушкам их обрядовых игр.
При „праздновании весны" девушки и молодые казаки, составляют хоровод, внутри которого становится казак. Хоровод поет:
Ходить Борис по хороводу,
Ищет себе ласковую тещу,
Приветливую невесту:
„Будь ты мне тещей,
„Твоя дочь — невестой.
Казак останавливается перед одной из казачек, участвующих в хороводе, и кланяется, на что она отвечает:
Я тебе не теща,
Моя дочь тебе не невеста.
Казак отвертывается и делает вид, что плачет. Хоровод опять поет:
 „Ходит Борись по хороводу и т. д.". Это продолжается до тех пор, пока одна из казачек не ответить:
Я тебе теща,
Моя дочь тебе невеста.
Хоровод поет:
Сходитесь, люди, сходитесь, добрые,
К Борису на свадьбу —
Пиво распивать, вино разливать.
Пиво распили, вино-то разлили
Борисову свадьбу всю раскалили.
(записано в Малодельской, подробности обряда беседовавшая со мной казачка, не помнит).
На всех весенних сборищах станичной молодежи поются „веснянки", между прочим, и следующие:
По горам горам пожары горят,
Ой раным рано пожары горят,
По лугам вода разлилась,
Ой раным рано вода разлилась.
По долам цветы расцвели,
Ой раным рано и т. д.
Все то цветы весело стоят.
Ой ран. и т. д.
Один цветок не весела, стоит,
Ой ран. и т. д.
Что же ты, цветок, не весел стоишь?
Ой ран. и т. д.
Аль тебе, цветок, весны не было?
Ой ран. и т. д.
„Хоть была весна, да не радостная,
„Ой ран. и т. д.
„Все мочливая, все сухменная......
Ковылка трава горела,
А я молода тушила,
С купцом по воду ходила.
В том то во Доне воды нет,
В том то молодца правды нет:
Любил девушку — да не взял,
Сулил ленточку — не дарил.
Хоть дарил он да иную—
Подружку мою милую.
Возле тыну хожу молода
Раным рано,
Бел хопер сажу
Раным рано,
Не быть хопру со тыном равну
Раным рано,
Не быть свекору против батюшки
Не быть свекрови против матушки......
(зап. в Малодельской ст.).

 Устройство хозяйственных дел у казаков
Нередко несколько казаков „складываются“ и покупают сообща бугая, которым пользуются и остальные станичники, вознаграждая хозяев бугая либо сенокосными пайками, либо льготами по „внутренней службе“, либо деньгами из „общественной суммы“. Иногда бугая приобретает один казак (из зажиточных казаков) и предоставляет его в распоряжение своих станичников, за что при разделе сенокосов он получает лишний против остальных пай. Нередко бугая покупают на общественные деньги и в течение зимы кормят также на общественный счет — сеном, которое заготовляется станичниками для плодовых жеребцов. В иных местах бугай — вольный: „у кого ни будь из хозяев есть бугай, им все и пользуются даром: он и в другие табуны ходить — все это по простецки».
Плодовых баранов держат обыкновенно сами хозяева стад, полагая одного барана на известное количество овец. В Малодельской  говорили: „есть у тебя 5 овец - давай барана, а то и в стадо не пустят“.
 В каждом казачьем поселении обыкновенно бывает по несколько стад одного и того же рода скота. Жители одной улицы или одного конца поселения сгоняют свой скот в одно стадо. Стада пасутся в разных местах юрта. Коровы дойные и рабочие быки пасутся близь поселения; гулевой скот — на толоке „подальше“; овечий „кайдал“ („атара“) — на другой толоке; конноплодовый табун (из станичных маток и войсковых жеребцов) — отдельно;  строевой табун (кони служилых казаков) опять отдельно и т. д.
Вольно пасти скот по всей степи, в пределах ст. юрта дозволяется только после снятия хлеба и сена. Круглый год оставлять скотину без присмотра не позволяют: „как только заповедят луга — говорили казаки — хозяева обязываются пускать скот в стада, чтобы не было потравы“.
Обязанности лесных сторожей исполняются (на сколько мне известно) обыкновенно самими казаками „за внутреннюю службу“, или же в лесные сторожа назначают казаков, неспособных к службе освобождая их от платы в табунный капитал. Так например в ст. Малодельской сторожат лес 6 человек. Во время полевых работ они чередуются между собой, а осенью, на подмогу им, прибавляют из числа отбывающих внутреннюю службу еще несколько человек.
В ст. Малодельской 24 гатки. „Вот и вытрясают (жребием) десяток, которому какая гать достанется“. Иногда на одну гать посылают 2—3 десятка, а на большие — до 7 десятков казаков. „Как вытрясут, так этот десяток и обязан во все лето блюсти свою гать“. Распределяют десятки весной, когда пройдет полая вода. Десятки обязаны: „хворост добыть, дров нарубить, привезти на место, положить, протоптать“... Разделяют весь этот труд десятки между собою уже по собственному усмотрению и соглашению.
 Весьма нередко часть общественных работ производится живущими при станицах иногородними, которые также составляюсь для этой цели из себя десятки. Так напр. станичники соглашаются не брать с иногородних платы на паром, заставляя их за это исправлять одну из гатей и т. п.
Не явившегося на общественные работы заставляюсь платить штраф (обыкновенно водкой) в пользу членов его десятка.
Станичные огорожи, напр. плетень вокруг могилища (кладбища), или поддерживают (как мне довелось наблюдать в нескольких местах) десятками же: „смеряют, сколько всего саженей и по сколько саженей приходится на десяток; так каждый десяток и выдаетъ свою часть“.
Городьба вокруг база, куда, на зиму пригоняются жеребцы конно-плодового табуна, в одних станицах поддерживается десятками станичников, в других поручается для поправки какому-нибудь подрядчику. В последнем случае назначаются торги. Сумма для уплаты подрядчику раскладывается „уравнительно“ между всеми станичниками. Так в ст. Малодельской пришлось не более 30 коп. на душу.
Заготовление сена для станичных жеребцов.
Сено для станичных жеребцов косят и свозят сами станичники, либо десятками, либо хуторами: (причем один хутор заготавливает сено, тогда как другие хутора исполняют иные работы). Нередко сено это казаки косят всей станицей вместе с хуторами. Весь участок, отведенный под этот сенокос, разделяют на части по числу десятков и затем каждый десяток выкашивает свою часть. Внутри отдельных десятков казаки условливаются кому косить, кому складывать в стога. Бывает и так: жители станицы косят сено, а хуторяне складывают его в стога и т. п.
Починка церквей и украшение их производится на средства, скопленный усердием станичников. Иногда храмы отделываются иждивением отдельных богатых казаков, „усердствующих к храму Божию“ (напр. в ст. Малодельской). Обыкновенно же для этой цели собирается со станичников добровольные приношения — хлеб, жито, полотно и пр. Собранное продается затем с публичного торга.
Сроки раздала леса на участки различны. Чаще всего встречается срок — 17 лет В иных станицах лес поделен на 10 или 20 (Малодельская ст.) Такой участок получил при разделе всякий паевой казак; вдовам определено  полпая. В течение всего срока раздела казак пользуется своим участком по собственному усмотрению: „каждому паевому предоставляется хозяйствовать в своем лесном пае по благоусмотрению, по возможности бережно, экономически, рубя лес только на необходимые хозяйственные надобности“ (подлинный слова из станичных донесений, приводим, г. Калмыковым I. с).
В случае смерти паевого казака лесной пай его до нового раздела поступает к его наследникам (Малодельская)
Вот что писал мне в феврале 1884 года урядник Иван Михайлович Попов из ст. Малодельской:
… и ещё всем сходом просим Вас: у нас на Дону или в нашем округе сделалось большое неудовольствие нак счет военной службы – вовсе богатые перестали служить, и очереди правильной не стало, не знаем где искать справедливость; в округах уже видно нечего добиваться и наказному атаману подавали просьбы – и тут чего-то тупо делается. Богачи вовсе перестали служить; все находят причину-либо при станице или как-нибудь, да не в полки. При покойном государе Николае сроду этого не было, а кто за кем родился и до веку так состоит. А ныне, если народу в году мало требуется – первые идут, а задние остаются дома, а другой годтоже первые идут, а задние тоже дома, и так их служба дома проходит, а богатые и норовят в задние попасть; только и служат самые бедные. Стало горе на Дону – порушили Государеву Правду. А мы разсуждаем: за что им давать заслуженной земли? И очень досадно старикам: мы по 25 лет служили, а ныне не хотят один раз сходить…