По музыкальной волне

Джеймс Александр Даркфорс
  Галина Витальевна тогда приехала с пластинками и попросила у кого-то привезти, если это возможно, в лагерь проигрыватель и аппаратуру. Зачем она везла с собой винилы, понять можно, Мещерякова очень принципиальная «винильщица». А этих записей на компакт-дисках не было, хотя вот это ещё большой вопрос, может, кто и увлекался таким.
  Я это к чему? Я это к тому, что начал тут рассказывать про Поля Мориа. А Галина Витальевна у нас такое коллекционирует очень давно – у неё были даже отлично сохранившиеся винилы фирм, которых и в помине, поди, не осталось. И на них было много всякого, та же итальянская музыка, эстрадные оркестры (Мещерякова имела целую полочку в квартире, где у неё стояли пластинки с инструментальными записями: Мориа, Макс Грегер, Джеймс Ласт, оркестр Анатолия Бадхена, оркестр Карела Вагнера).
  Так вот, году ещё в каком это было, кажется, в 2007. Мы были мало знакомы, нас объединял интерес к магической традиции Европы, общие знакомые, но это не так много на самом деле даёт. Я же знаком с парой-тройкой интересующихся танцем живота, но на том всё и завершается, и у нас другие точки общения (например, фотография). И, понятно, Мещерякова не знала, что я этим тоже увлекался одно время. И помню хотя бы, что такое было. Просто она думала, что я живу другой музыкой, и для меня воспоминания детства (ей хорошо были известны факты моей биографии, которые я редко кому рассказываю, чтобы не спекулировали этим)… В общем, она полагала, что я это предельно глушу, чтобы получить разрыв с неприятным прошлым. И очень была удивлена, что я этим всё же интересуюсь. Даже при том факте, что мой год рождения на «Лысой Горе» знали очень многие, не говоря уже о том, что среди наших в районе тех двух-трёх лет очень многие родились. Галина Витальевна тоже была в курсе, омские коллеги её ещё тогда предупредили о том, что я сюда езжу, объяснив, что тут не работающий в лагере постоянно коуэн забыл. Но в 2006 мы очень мало общались. И потом, многие из наших, кто родился с 1969 по 1975 годы – не любители такой музыки, как эстрадные оркестры или italo pop. Ник, Анжей те же самые и большая часть тех, кто в ковенах, сюда относится. В целом.
  А вот Галина Витальевна имела хорошую коллекцию записей тех же эстрадных оркестров, это я уже говорил. Многие из её омских ровесников удивлялись, как она так всё помнит. Или делали вот такие глазья, когда им рассказывали о вот этих вот исполнителях. Хотя, кстати, в ковенах было не так мало «демократов» – тех, кто собирал записи из стран соцлагеря (Венгрия, Польша, ГДР, Болгария). И были любители итальянской эстрады. Но я их, если мы и были знакомы», знал шапочно. И мы не обсуждали эту тему как-то…
  - Ты говоришь, у вас была бобина оркестра Грегера? – Мещерякова перебирает пластинки. – А ты не помнишь, какой именно альбом?
  - Не было подписано, а самого диска я не видел. Помню, у нас был диск двойной 10CC, там водолазы были. Название вечно забываю.
  - Это где один водолаз держит на руках девушку в красном платье?
  - Да.
  - «Deceptive Bends», – подаёт голос Анна Андреевна. – Кстати, есть в коллекции у Екатерины Анатольевны Сотниковой.
  - Честно говоря, это немного не моё, – говорит Галина Витальевна. – А вот насчёт Макса Грегера не очень хорошо получилось, знать бы название – я бы тебе его на первое время оцифровала, раз у тебя винилового проигрывателя нет. А потом бы тебе леди Зарифа привезла оригинальный диск, она мне сколько дисков привезла, которые я отчаялась найти, когда у меня бобины мои портиться начали. Лет-то им сколько было. Того же Джеймса Ласта на виниле мне Зара привезла дисков пять, только винил. Фаусто Папетти не лицензионные винилы, а именно оригиналы…
  - А у нас был, только как бы это был не лицензионный винил, он там с саксофоном, – говорю я в ответ. – Я имею в виду Фаусто Папетти.
  …Честно скажу, у меня лично, да и у нас дома именно такой коллекции не было, были всякие сборники, лицензионные и даже оригинальные диски, что-то я себе забрал, потому что больше никому это было не нужно. В принципе, купить USB-конвертер – и можно переписать в цифру, если потребуется. Или всё же собрать средства и купить «вертушку» и аппарат, всё лучше будет. Тогда вообще можно будет спокойно покупать винилы в Омске и даже заказывать, как это делал Анжей, у Чинавата.
  Настоящая проблема была совсем не в этом. Проблема была, как у пьяного грузина из анекдота про лабухов. Незнание названий и авторов произведений. Вон, как было с SHOCKING BLUE, многие в России вспоминают «Шизгару» – а песня-то «Venus» называется, а фраза была «she’s got it», и никакой «шизгары» вместе с «шестью гадами» там не было. И в силу данной причины всё и искалось с большим трудом. Потому что настоящие меломаны тех лет аккуратно составляли «каталог», в котором находилась вся информация по данному релизу, упомянутая на конверте (пластинками обменивались, как вы знаете – и у нас дома именно поэтому были «Denim & Leather» SAXON, «British Steel» JUDAS PRIEST, записи электронной музыки всяческой – очень многое просто переписывалось на бобины). Плюс к этому учтите проблемку языковых познаний, так как были диски не только англоязычные, у меня до сих пор благополучно хранится отданный родственниками диск венгерского фьюжн-состава LOCOMOTIV GT. Кстати, об этом отдельно.
  Да, и в ковенах были «демократы», которые знали хорошо как LOCOMOTIV GT, так и тех, кого в большинстве своём сейчас мало вспоминают. Кстати, я очень долго не знал, что Геннадий Антонович Бирюков, один из омских «Исследователей» – сохранившийся до наших дней «демократ». Я это узнал, когда во время той конференции, в 2007, мы разговаривали с Галиной Витальевной по поводу пластинок, и я упомянул, что у нас дома была (возможно, есть у меня) пластинка эстрадного оркестра Карела Вагнера.
  - Если нетрудно, как-нибудь принеси, я перепишу. У меня как раз этого оркестра в коллекции нет.
  - Галя, если тебе нужны такие записи, – сказал тогда Бирюков, – я могу тебе переписать, всё в отличном состоянии. У меня даже где-то был Чеслав Немен, если у тебя его совсем нет. Кстати, Александр тоже может обратиться, если что. Я как раз недавно купил конвертер для компьютера, чтобы на всякий случай сделать копии моих старых пластинок. Осторожность осторожностью, но в жизни всякое может быть…
  Немена у меня не было. У меня вообще польская сцена никогда не присутствовала в таком виде. Болгарские пластинки у нас были (была и польская, с рок-н-роллами – но там были не поляки). Были записи итальянцев, но это были русские издания или болгарские, поэтому с Мещеряковой я этот вопрос как-то не стремился обсуждать, хотя был осведомлён о том, чем она интересуется (от Анны Андреевны). У Галины Витальевны ведь были и оригинальные диски (хотя большинство из них было уже в районе 2000-х привезено леди Зарифой, прознавшей страсть своей новосибирской коллеги).
  Из «стариков», кстати, много было тех, кто хранил дома всякие такие пластинки. Я помню, кстати, как был очень сильно удивлён тем, что у Сотниковой дома лежат купленные ещё когда диски Анны Герман. Чуть ли не польского производства. Нет, я не был удивлён тем, что подобное находится в фонотеках многих из моих знакомых, в том числе – у Старших Ведьм (молодёжь это везде меньше котировала). Просто тут был вопрос наших контактов, что меня в этом общении интересовало. И это точно была не музыка прошлых лет.
  Поэтому для меня было настоящим открытием, что кроме меня и ещё кого-то «из стариков», у кого сохранялись старые пластинки, кто-то котирует не французский space rock и «краутов», а латышей ZODIAKS, на композицию которых Анжей с друзьями делал (Анжей переписывал сам трек для оригинальности) мультфильм по мотивам старой зарисовки советской про снег. Причём, кто-то (не Анжей, с ним потом на связь вышли) показывал пробные рисунки не кому-нибудь, а лично Янису Лусенсу (сейчас последний, насколько я в курсе, занят академической музыкой, и у него взрослый сын, тоже музыкант). Тот даже немного помог с фотографиями – но был очень удивлён, почему героями фильма являются именно участники старого состава, из которого в составе группы кроме самого Лусенса более-менее долго держался барабанщик Андрис Рейнис. Странно, что он не отреагировал так же удивлённо на то, что Водецкий принципиально записывал электронную часть «Зодиака» на тех же синтезаторах, что и в оригинале, а когда пошёл разговор о создании концертной версии программы каверов, жалел, что не может найти нигде синтезатор «Yamaha SK-50D» («ARP Omni» и «ARP Odyssey» он одолжил у какого-то знакомого в Германии, тот слегка удивился такой просьбе, но помог). Кстати, идея с «зимним этюдом» возникла после того, как я вспомнил где-то о том старом мультфильме. Только «латвийской стороне» об этом не сказали – что лично меня никак не огорчило. Я не принимал участия в работе над тем проектом, там меня приткнуть было бы негде. Вообще среди наших (за исключением разве что альбома на музыку Виктора Власова) латышей котировали немногие. Но такие люди были.
  Впрочем, я больше тут своих воспоминаний стараюсь приткнуть, и как раз то могу сказать, что у нас дома музыка шла немного фоном, хотя был момент переписывания отовсюду чего-нибудь интересного или покупка пластинок тех же самых (магнитоальбомы тоже были, МАШИНА ВРЕМЕНИ даже была). Ничего такого экзотического не было, обычный набор «всех» из мифов Социума, применительно к периоду 1978-88 годов примерно. Наше окружение слушало то, что тогда больше всего ходило в массах. BONEY M, ABBA, всякие ВИА, итальянцы и электронные проекты, среди которых наиболее заметными можно было бы назвать ZODIAKS и французов SPACE, а также всякое тоже бывало, что я так не вспомню по названиям. Были сборники вроде «Музыкального глобуса» (ВЕСЁЛЫЕ РЕБЯТА в то время очень этот «жанр» любили). Многое из того, что я часто слышал тогда, лишь позднее (очень намного) попадалось в оригинале. И, как ни парадоксально, именно такая музыка дала мне тот самый вектор, связанный с музыкальными инструментами, в первую очередь – электрифицированными.
  Пока не забыл, потому что всё равно это и с моими воспоминаниями связано. Дело в том, что было два случая, один из которых (не мультфильм про зиму) был связан с тем, что для ещё одной анимации Лена Сухорукова перерисовала музыкантов с задней обложки «Музыки во Вселенной». И мы, кстати, обсуждали забавные моменты (одна из палочек барабанщика там нарисована в движении, что делает её похожей на раскрытый веер, а клавишник играет на трёх висящих в пространстве клавиатурах). Идея понравилась Жерехову, который должен был делать анимацию. Вот тут и пришла в голову идея сделать аудиосборник, а параллельно ему – сборник видео. И тут уже была вторая история.
  Аля Байбулатова присутствовала при обсуждении темы с видео, и всплыл в разговоре (я это дело упомянул) номер из «Утренней почты», в которой задевалась тема часов, по-моему. И там был номер под Лусенсовское «Поло». Мы его называли «Человек-часы» из-за часов на шляпе, которые шли крупным планом в самом начале танца. Делал этот номер легендарный танцор (а позже певец) Владимир Шубарин. Альке рассказывать, кто такой Владимир Шубарин, не надо: она танцами интересовалась очень давно. И это имя ей было известно не понаслышке. Она помнила, хоть и не очень идеально, его старые номера, ещё до артрита, после которого он вынужден был перейти на степ полностью. И это был для неё стимул сделать нечто подобное. Она подбила Руслана на то, чтобы попробовать нечто подобное сделать. Не совсем сведущим людям эта идея казалась безумием, потому что для такой работы надо быть профессионалом очень высокого класса. Но те, кто хорошо знал Альку и Руслана, отлично понимали, что эти в лепёшку разобьются, но сделают. Конечно, это не был оригинальный номер Шубарина, но копировать-то было особо неоткуда, да и зачем копия номера вообще была нужна. Костюмы шила Таня Флауэр Пауэр, не считая шляпы Руслана, это делал кто-то из театральных мастеров, кажется.
  Но вернёмся к ВЕСЁЛЫМ РЕБЯТАМ и «Музыкальному глобусу», благо, в своё время не только у меня этот материал был на слуху (сразу – я не говорю о конкретном виниле с таким названием). Я тогда, если что, был не в курсе факта пребывания в данной группе Аллы Пугачёвой, хотя «её» номер («В последний раз») помню очень хорошо, что такое было. Вообще эти номера были очень сильно в ходу, когда я ещё в школу не пошёл. Их часто играли на танцах в Красноярке той же самой, когда я там был в октябрятской группе, в Гагарине. Кстати, я помню разговор, который был на конференции 2011 года между мной и Бирюковым на эту тему.
  - Сборник, Санчо, я помню хорошо, который ты имеешь в виду. Был такой у моего брата, Вити, но, насколько я помню, он его потом кому-то отдал из друзей на время – так и не вернули, а потом мне говорили, что пластинку разбили случайно.
  - Сборника этого у меня, к слову, не было. Да и не сборник я имел в виду, а саму концепцию.
  - Санчо, я это с самого начала понял. И концепцию помню тоже. Витя, кстати, в студенческие годы играл в ансамбле, и они тоже что-то подобное играли одно время. Я сейчас и не упомню, что откуда взялось. Просто песни сами помню, было много такого в те годы. Кстати, если тебе именно вот такое стало интересным, или воспоминания нахлынули, ты по этому поводу поговори или с Галиной Витальевной, или с Екатериной Анатольевной Сотниковой, вы же знакомы.
  - Был разговор, кто что Галине Витальевне рассказывал, я не знаю.
  - Думаю, вам стоит этот разговор продолжить, – сказал Геннадий Антонович. – Я-то в своё время стал больше магией интересоваться, чем музыкой, поэтому в памяти у меня не так много задержалось…
  Я тоже жалуюсь на память иногда. И люди удивляются при этом, как я помню хотя бы такие подробности времён, которые они и сами застали. Помню, как ещё году в 1997, когда мы встретились с Анжеем и Ником в Красноярке (около года только знакомы были), они оба были удивлены тем, что я помню названия отрядов и некоторые девизы района 1980 года. Вы ещё учтите, что названия отрядов, ставшие названиями корпусов («Солнышко», «Капельки», «Бригантина», «Ювента») – это названия прошлого сезона, хотя в «мои» смены «Бригантина» всё же была, но корпус у них был «Ювента». Мы этот корпус так и называли уже, и когда в 2006 году приезжали гости на конференцию, эти названия «приклеились» среди наших, и многие просто не знали, откуда эти названия пошли (я про это в другой раз расскажу). Помню, как эти названия были заимствованы уже в ковенах, и на момент разговора с Бирюковым та же Шакира (о, эти округлённые от удивления глаза – ей в первый раз рассказали, кто «обозвал» корпуса) ими во всю ивановскую пользовалась. Но я отвлекаюсь.
  Так вот, этот материал звучал тогда везде, и я просто запомнил его, и как-то связалось это и то время, когда эта музыка звучала – в том числе это было связано с лагерями. Хотя звучало не только там. У наших знакомых, к которым мы ходили в гости за тогдашнюю рощу (где чего-то настроили в последнее время, как я вижу, возвращаясь своим ходом из «Меги»), был магнитофон «Нота» – легендарная «приставка», и они с нами часто обменивались пластинками и бобинами. Сейчас мы не встречаемся, просто не до того стало, но было такое. Поэтому у нас многое вот так появлялось, отец из командировок в сторону Незалежной или из Москвы привозил по заказам своим знакомым и сослуживцам всякое такое, что-то мы себе переписывали. Да и у самих была гордость омского электронного производства – бобинный «Сатурн-202». Тот ещё «гробешник» с внушительными стереоколонками и шумодавом. Мы, кстати, долго не переходили на кассетники. И виниловые диски я уже сам покупал в 90-е, когда начинали хождение компакт-диски. У нас была коллекция, как я и говорил, не «диссидентская», то есть хватало советских пластинок и относительно принятого конформистами «забугорного» материала. Так и оказывались у нас SANTA ESMERALDA II, ARABESQUE, BONEY M, оркестры Вагнера и Папетти. Итальянские записи тоже были очень частым приобретением, благо, это было продуктом, основательно растиражированным в СССР (Челентано, Кутуньо, Риккардо Фольи, Аль Бано и Ромина Пауэр, если брать то, что было целыми дисками). Не могу сказать, что всё это слушалось ежедневно, но тогда это было наиболее доступным.
  Да, вот так и было, как говорится. Мулявин, Тиханович (я не шучу, это действительно было примером), диксиленды (ДИКСИ Льва Лебедева, ЛЕНИНГРАДСКИЙ ДИКСИЛЕНД). Хотя, если уж брать, что нравилось больше, то всё-таки «загранка», которая попадалась. Тот же SAXON, когда попались ленты. И диско, которое «приезжало» из забугорья, хотя чаще всего я не знал названий. И поп-рок тот же самый, рок-н-ролл, у нас был сборник с классическими вещами («Fever», «Rock Around A Clock», «Johnny B. Goode», «Rock’n’Roll Music»). «Битломанов» у нас дома не было, но болгарская «двушка» («Love Songs» по лицензии, «Балкантон») была, так что и я к этому «приобщился», хотя священного трепета это не вызывало никогда – только уважение к хорошей музыке. Африк Симон слушался тогда частенько, но не на виниле (его быстро отдали хозяевам), а на ленте.
  Не знаю, стоит ли упоминать в этом случае концерт 1983 года в Москве (лично не был, но по телевизору смотрел от и до) SPACE. Это было впечатлением во всех отношениях, чего стоил сам Маруани (кстати, не француз на самом деле, чего я тогда не знал, но он и сейчас смотрится весьма прилично), да и его группа. Ну, и его лазерные наушники и спуск на сцену на лонже – это впечатляло, хотя главным было не это, а музыка. Она очень повлияла позднее.
  Я редко кому-то рассказываю, но была история одна. Мы семьёй в своё время часто ходили в цирк, и в то как раз время никогда не было такого, чтобы музыка на представлении звучала из магнитофона или проигрывателя, играл оркестр. Так вот, мне уже потом рассказывали, когда уже куча времени прошла, и я серьёзнее стал музыкой заниматься, что разговор был один. Я же в антракте частенько ошивался около оркестрового сектора, инструменты разглядывал. Родители меня поругивали за это. Так вот, уже позже я узнал (может, и брехня была, шут его знает), что у них якобы знакомый был, который в том оркестре играл. Или знакомый знакомых какой-то. И он в разговоре сказал, что ругаются они зря, и при случае он бы мог меня начать учить музыку играть. Но тогда, как вы понимаете, это не сложилось, а классическую гитару я осваивал с трудом, и стало понятно, что я не справляюсь одновременно с учёбой в школе и на курсах гитары. По этой, может быть, причине я так и не обзавёлся желанной электрогитарой и не стал гитаристом, хотя хотел.
  - …Бывает, – говорил Ник как-то раз. – Я вот тоже сам всему учился, у меня ноль формального музыкального образования. И дома не поощряли. А пластинку купить у нас – это же геморрой такой, что не передать. И сам представляешь себе, как я ездил из наших-то Малых Е§еней за пластинками. Аптекин-то один, а желающих сколько. Что на самом-то деле, Саня, не так принципиально. Просто не надо скрывать того, что было. Я в твои годы слушал даже не «битлу», к слову. Хотя меломанить начал не сильно рано, что уж там…
  Это да, из большинства моих знакомых в том круге, о котором я рассказываю, как раз сильно «чокнутых» (по-хорошему) меломанов на самом деле очень и очень немного. И ещё меньше – «винильщиков», хотя бы на уровне одной знакомой из Киева, у которой та же история, что у меня, нет проигрывателя, но есть пластинки. Многие слушают, что попадается, и я общался с многими, кто так же, как я, песню слышал, а названия, авторов и исполнителя не знает. И чётко симпатии у них не обозначены.
  Что точно, были и антипатии или то, что пролетало мимо ушей. Я никогда не был поклонником «народных песен» и не могу назвать себя сильно большим любителем того, что принято априори называть классической музыкой. По сравнению с той же «эстрадой» – не то пальто. Не из вредности или перенасыщенности, кстати, на ранних стадиях это было просто «никак», отторжения уж такого не вызывало. Это началось «в положенное время», как и с театром – и как раз тогда была эта смена ландшафта, когда между «рокерским» поколением и его родителями шли все эти споры.
  Хотя фольклор был. В основном, пародийный, то есть брались песни, которые существовали вполне официально, и там немного менялся текст – чего стоило знаменитое «Голубой вагон разбился вдребезги». Или «Орлята учатся летать с дивана прямо на кровать» («орлят» могли на кого-нибудь заменить, а «с дивана» могло смениться на «со шкафа» или вовсе «кверху ж&пой», это я только о том, что слышал сам).
  Ещё был городской фольклор всяческий, те же «пионерские» песни – не официальные, это я сразу предупреждаю. И я был очень удивлён, когда первый раз услышал году в 1997 из уст Ника и Анжея уже как-то подзабытую «Мальчики, летите на восток» (вольный перевод шахтёрской «16 тонн»). Ну, вот эту:
                Мальчики, летите на восток,
                Мальчики, бомбите городок…
  Там были свои мелкие особенности, возможно, что-то парни сами додумывали, что и на ходу. Но сам факт того, что ОНИ это знали, был причиной удивления, как и то, что они (и Таня Флауэр Пауэр) знают стройотрядовские песни, хотя никто из них никогда не работал в ССО. Конечно, это не «фольклор», у многих этих песен есть конкретные авторы – Митяев, Юлий Ким, Визбор, Грушин тот же самый. Да, раз уж всплыло – Юрий Кукин, хотя «тогда» я не знал, что это его пародия на кого-то из коллег-бардов. И музыка в основе у «Таракана» очень разная: я, Ник, Анжей, Таня – мы это дело пели на «медленный перебор», а у Кукина там был чуть другой мотив, не на 6 / 8, пободрее «нашего» варианта. Тут даже разговора нет про то, что слова разных версий могли различаться.
  Бывало всякое, и даже то, что эти песни потом использовались в самодеятельности тех же лагерей, как у нас была в 1981 примерно году, в Гагарине, на основе многими любимой «Паровоз по рельсам мчится» – кстати, я был не в курсе, что кто-то в ковенах её знает, очень удивился тому, что эту песню знает даже не Таня Флауэр Пауэр (которая вожатой в лагере была). Хотя вот это было настоящей редкостью… Нет, была ещё версия неплохо известной в советское время «Погони» («Усталость забыта, колышется чад», кажется, её постоянно связывали с фильмами про Неуловимых Мстителей), известная, как «По койкам». Я лично её услышал в рамках лагерной самодеятельности, в клубе.
  - …Саня, кстати, помнишь, про электробритву? – это Спайс на конференции спросила. – Я тут твой давнишний рассказ почему-то вспомнила.
  - Ты про что именно? Не про «Луговую субботу»?
  - В том-то и дело, что нет. «Там, вдали за рекой».
  - А при чём там бритва? – это спросила Дёма, сидевшая в молчании.
  - Просто там есть строчка: «Завязалась кровавая битва». Сразу ассоциация по детству, а так как у нас была электробритва дома, «Мрiя», то представилось живо, что бритва, изолентой синей перемотанная, – рассказываю я. – Сейчас, конечно, смешно, но вот так вот бывает…
  Это так, просто история из опыта. Я уже говорил выше про всевозможные пародии, так вот, уже в то время, когда многие из нас входили в переходный возраст (и, как полагается, стали увлекаться молодёжной музыкой по-серьёзному), в наших палестинах очень модным делом были «металл» и MODERN TALKING, кроме которых ещё тонны всего были, но тут особо стоит остановиться, так как я про пародии заговорил. А есть такой певец (кстати, мой товарищ по несчастью, пищевой аллергик – в райдере чётко прописано, что у него сильная аллергия на рыбу и морепродукты), его зовут Сергей Минаев – не путать с писателем из рядов «Литпрома», автором книги «Духless». И Минаев как раз тогда тоже был популярен, среди прочего – с пародиями на модных звёзд типа тех же «токингов». Учитывая то, кому Сергей Юрьевич имел переехать межу таким поступком, он получил массу нареканий, самыми мягкими из которых, что я лично слышал, были упрёки в неправильном переводе текстов оригинала. Замечу, что это говорил человек, который прямо переводил название родственных MT по стилю BAD BOYS BLUE, как «Плохие голубые мальчики» (забавно, но, раз уж я про Минаева, была у него и на эту троицу пародийка «Юра – вумэн, Вася – мэн», тематично). Хотя тут ближе всё же «Грусть плохих мальчиков», если уж на то пошло. Кстати, тоже была модель сезона, но меньше, у нас ходили только на ленте, если я не ошибаюсь. А вот MODERN TALKING были и на винилах, причём, лицензионных (в смысле, которые выпускались по лицензии).
  Кстати, забыл сказать раньше – тогда было очень распространённой практика записи на плёнку с телевизора и радио, потому что с дисками была напряжёнка. И магнитофоны имели необходимый для этого функционал, как говорится. Я этого не застал, узнал позже, была передача по радио «Запишите на ваши магнитофоны» – кстати, у нас в городе. Мы вот так записали в своё время концерт 1983 года SPACE, когда они в Москве выступали. Этот концерт вообще для многих из нас был культовым, от того самого спуска  Дидье Маруани на лонже до материала концерта. Анжей, кстати, из собранных отовсюду материалов даже наушники сделал с лазером, какое-то шоу делали ностальгическое на эту тему.
  А ещё была эта мода на брейк-данс, тут тоже много интересного было, как тот же «Rock It» Херби Хэнкока, в России ставший культовой вещью у брейкеров, помнящих узкие очки и белые перчатки «старой школы». Я говорил про ZODIAKS, так вот, из тех же латышей здесь котировался Зигмарс Лиепиньш, музыку которого многие услышали в выпусках уроков аэробики, тоже было очень модное занятие. Аля Байбулатова даже в итоге с кем-то из друзей сделала «олдскульный» номер (она так и сказала о нём), когда под «Твёрдый орешек» (не фонограмма, Анжей делал кавер) танцевала мужская группа (брейкеры) и женская, которая делала движения аэробики – костюмы выверялись до последней нитки, Алька даже набрала по всем известным местам белые чешки в духе тех, которые были в ходу на момент съёмок этих учебных комплексов (в четыре вязальные машины девчонки сделали всей танцевальной группе полосатые гетры в духе тех лет). А потом, уже ближе к концу, ввели в «группу аэробики» двух парней, и тогда в брейкерскую группу вошли две танцовщицы. Этот номер, кстати, предложили повезти в столицы, и он там вызвал интерес у публики. Вплоть до того, что даже на связь вышел кто-то из участников этих передач, кажется. И Байбулатовой даже собирались сделать съёмку, но там что-то не срослось (как говорится, «забыли про овраги»). Но номер получил весьма неплохие оценки, как идея. Впрочем, это уже наши дни. И на тот уже момент всё было совершенно по-другому.
  - …Сейчас всё через компьютеры достают и узнают, – сказала как-то раз Галина Витальевна. – Я сама так делаю, потому что удобно. Но всё-таки по мне – лучше в жизни встречаться и обсуждать, обмениваться, не через все эти «заборы». Жалко только, что я вот после конференции обратно уеду, нам трудно будет так вот обмениваться…