Зрительный ряд произведений прозы. часть 2

Латиф Бабаев
                ЗРИТЕЛЬНЫЙ  РЯД  ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПРОЗЫ.  Часть 2
 
         В первой части выдержек из выступления выдающегося кинорежиссёра М.И.Ромма мы смогли убедиться в том, насколько убедительны его рассуждения о «кинематографичности» приведённого текста романа Л.Толстого «Война и мир». Переложить его в сценарную форму очень легко. Да и уже при чтении мы прекрасно представляем происходящее. Так, словно находимся в непосредственной близости от героев романа. А вот как развивал рассматриваемую тему классик нашего кино далее.

        М.Ромм: «Итак, наступил самый страшный момент: Долохов начал поднимать бутылку ко рту. И тут Толстой вновь бросает его и переходит к другим планам. Он пишет:

       «…Один из лакеев, начавший подбирать стёкла, остановился  в согнутом положении, не спуская глаз с окна и спины Долохова ( Здесь не только режиссёру, но и оператору не стоит ломать голову над тем, как наиболее ярко построить происходящее в кадре. Л.Б.)…»

       Следующий кадр:

       «… Анатоль стоял прямо, разинув глаза».

       Следующий кадр:

       «… Англичанин, выпятив вперёд губы, смотрел сбоку».

       Следующий кадр:

       «… Тот, который останавливал, убежал в угол комнаты и лёг на диван лицом к стене».

       Следующий кадр:

       «… Пьер закрыл лицо, и слабая улыбка, забывшись, осталась на его лице, хотя теперь оно выражало ужас и страх».

       Каждый план отделён от соседнего точкой. В заключение даётся групповка:

       «Все молчали».

       Итак, в тот момент, когда Долохов начал пить, Толстой перечислительно, как это делает Эйзенштейн в «Броненосце Потёмкине», показывает одновременные действия ряда зрителей, начиная с крупных планов и заканчивая общим планом: «Все молчали».

       Я привёл лишь небольшую часть выступления М.Ромма на семинаре с участием кинорежиссёров, проходившем когда-то на киностудии «Мосфильм». Но и этого, думаю достаточно, чтобы подумать о значении «зрительного ряда» в произведениях прозы.
      
       Понятно также, почему лучшие фильмы, вошедшие в классику мирового кино были поставлены по произведениям классиков мировой литературы. Но об этом немного позже...
   
                Продолжение следует