Первая победа

Григорий Пономарчук
     Студенческое общежитие на «Пионерском» (район Свердловска, ныне Екатеринбурга).
В комнате четверо дипломников – архитекторов. Прекрасные ребята. Отнеслись к моему  нестандартному статусу студента "сразу двух интитутов" с удивлением, но авантюру оценили. Инженер-механик и дизайнер в одном флаконе? А что, может быть. Посыпались советы, короткие представления «местных особенностей».
     - Ничего, привыкнешь. Здесь по ночам не спят. Спят днем.
     - А учатся когда?
     - ?..
     - В библиотеке?
Взрыв смеха. Понятно, «дембеля» – что с них возьмешь?

     У меня первое домашнее задание по композиции. Я весь в муках. Психологический барьер. Мне кажется, никогда его не преодолеть. Тема-то простая: В любой технике  на формате писчей бумаги изобразить нечто из трех – пяти предметов. Легко? Тому, кого ещё в детстве этому учили.
     - Слушай, что ты, технарь, возишься, давай гаси свет, ложись - утро вечера мудренее.
Пришлось откровенно признаться в истоках своих мучений.
     - Похоже, это мое первое и последнее задание.
     - Зачем же так грустно. Давай тогда, присоединяйся к нам, все равно не спишь.
Выпили по одной. Закусили «ливеркой», поставили чай. Еще по одной. Стало как-то легче. С этим прекрасным чувством и лег спать.

     Утром все дрыхнут. Им-то что – осталось диплом только «сочинить». Почесал я затылок. Времени в обрез. Быстро нарисовал «композицию» и, не взглянув на неё больше ни разу, запихнул в дипломат. «Старики» проснулись.
     - Ну как, что-нибудь придумал?
     - Нормально.
     - Покажи!
     - Сглазите.
     - Ну, ни пуха!..
Перевернулись на другой бок - им сейчас всё до лампочки.

     В аудитории строгий педагог и непревзойденный мастер композиции Игорь Васильевич Щепкин  раскладывает работы по категориям. Первые работы на курсе оценивались не обычными оценками, а категориями. «Щадить надо самолюбие начинающих…» - объяснял учитель. К моему успокоению, работа моя попала в предпоследнюю категорию. Лицо мастера, когда он взял в руки мою работу, выразило крайней степени изумление.
     - Вы, простите, кем… то есть, чем до этого занимались?
     - Конструктором на судостроительном…
     - Ммм… 

     На радостях, что всё обошлось, я взял бутылочку безобидного вина - отблагодарить моих друзей по комнате за поддержку. Заодно и «стресс снять».
     - Так, ты какую категорию…  за какую пьём?
     - Предпоследнюю…
     - Да, не расстраивайся ты так. Вот у меня, например, вообще, первая работа по неуду была…
     - Ладно, не успокаивайте. У меня ещё вся учёба впереди.
     - Молодец. Не сдавайся. Так ты покажи шедевр! Не стесняйся, чего уж теперь…
 Показываю. Взрыв хохота. В четыре глотки. Я тоже смеюсь. До слёз. Тут же очередной тост:
      - За победу!
Да, это была победа. И радость преодоления - «со слезами на глазах».

      P.S. На листе формата А4 я нарисовал «в композиционном единстве»  четыре предмета: нож, вилку, бутылку и…  рюмку.